СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Преемственность в образовании на переходном этапе между начальным и средним звеном

Нажмите, чтобы узнать подробности

Что такое преемственность? Какой смысл мы вкладываем в это слово, говоря о переходном этапе ребенка с начального звена в среднее?

Преемственность в психологии – это связь между различными этапами или ступенями развития, сущность которой состоит в сохранении тех или иных элементов целого или отдельных его характеристик при переходе к новому состоянию.

Данное определение является основой и для понимания сущности педагогической преемственности, которая в свою очередь приобретает свои особенности, так как является неотъемлемой частью педагогического процесса.

Проблема преемственности в образовании не новая. Очень много опытных педагогов и психологов раскрывают пути решения данной проблемы. Но каждый человек видит этот вопрос под своим углом зрения. И только столкнувшись с этой проблемой, можно разобраться в ней или наоборот, обвинив всех и вся, потерпеть фиаско в решении этого вопроса.

В данном докладе хотелось бы выделить лишь 4, как мы считаем, основных проблем, которые влияют на качество преемственности образования от начального звена к среднему.

1. Несоответствие программ начального и среднего образования – одна из главных проблем нынешнего образования. Особенно остро эта проблема стоит тогда, когда формируется сборный класс. Дети, как правило, приходят в такие классы с разных школ, городов и даже регионов. Опытному педагогу решить эту проблему не составит труда. Но вот молодому и неопытному учителю эту задачу решить будет не просто. В таких случаях, прежде всего нужно обращаться за помощью к педагогам со стажем. И главное, обратиться нужно вовремя, ведь даже врачи говорят, что «вовремя оказанная первая медицинская помощь, в большинстве случаев помогает предотвратить летальный исход».

2. Психологический фактор – возрастной кризис ребенка. Когда у ребёнка происходит кризис определённого возраста (в школе это как правило в 1-2 классе, 5-7 классе), то учебная деятельность остаётся на втором плане. В 1-2 классе нам мешает игровая деятельность, и через игру педагог вводит ребёнка в учебную деятельность. А вот в 5ом классе учебная деятельность начинает сменятся таким фактором, как чувство взрослости. Это первое. А второе, в период очередного возрастного кризиса происходит процесс стирания памяти. Обусловлено это тем, что приобретая новообразования психика ребёнка сбрасывает с себя определённый баласт. Возможно, именно с этим связано то, что в 5ом классе идёт тотальное повторение начального курса. В данной ситуации мы, как предметники, должны помочь разобраться в тех или иных вопросах, пробелах в знаниях.

3. «Клеймение детей». Многим учителям и родителям знакомо, что такое «ярлык» или «клеймо» в отношении ребёнка. Но, как правило, говоря о «клейме», то думают о чём то плохом. Например, «Он двоишник!», или «Драчун!» и т.д. Но такие характеристики, как «Я отличник!», или «Он (она) звезда!», тоже являются ярлыками. И когда мы видим ребёнка, а он сам, его родители или бывший его учитель говорит, что он «отличник», в нашей голове рождается некий образ, который в последствии мы начинаем на этого ученика одевать. И часто случается так, что образ, нарисованный нами, не совпадает с реальными возможностями ученика. И тут возникает конфликт, межличностный. В этом конфликте навстречу ребенку должен пойти учитель. Это не говорит о том, что мы должны теперь ставить им только положительные оценки. Оценки нужно ставить все! Вот только объяснять нужно ребёнку, за что он свою оценку получил и что нужно сделать для того, чтобы не исправить оценку, как привыкли говорить дети и их родители, а ликвидировать пробелы в знаниях. Ведь сама цель – это не оценка, а тот набор компетенций, которыми овладевает ребёнок за время его учебной деятельности.

4. «Нарисованный замки». Что мы вкладываем в это понятие? Это образ, который рисуют родители о своём чаде. А именно, им кажется, что его ребёнок самый лучший, самый умный, самый талантливый. И в какой то степени они правы. Но, главное то, что родители порой забывают, что дети не роботы. И их ошибки, неудачи и провалы начинают воспринимать в штыки. И вместо того, разобраться в ситуации, помочь ребёнку пережить этот этап, они начинают искать виноватого. Одни родители просто начинают беспощадно наказывать детей, тем самым отбивают желание либо учится, либо со школы возвращаться домой. Другие родители идут разбираться с учителями, которые, по их мнению, не заслуженно занижают оценки ребёнку. Дети таких родителей, тоже не сильно хотят учиться, так как знают, что мама с папой в случае чего придут и разберутся с учителем. Вот с этими нарисованными воздушными замками нам и нужно работать с 4го класса, а может и раньше, и не прекращать до 7го, а то и до 11го класса. Нужно родителей готовить к тому, что может произойти с ребёнком в тот или иной возрастной период. Рассказывать, может в личной беседе, может на общем собрании о психологических особенностях возрастных кризисов. О том, через это проходят все и это нормально. И самое главное, нужно убедить родителя в том, что его задача заключается, прежде всего, в помощи своему ребёнку, а не в поисках виноватого. Как правило, виноватого мы ищем тогда, когда хотим снять с себя ответственность за происходящее.

Один из учителей недавно сказал: «Неуспех ребёнка – это прежде всего неуспех его родителя, и только потом факторы и обстоятельства!» Так вот мы, как классные руководители должны понимать, что эти дети частично наши, и их неуспех, это наш неуспех, а потом уже факторы и обстоятельства.

04.01.2018 17:48


Рекомендуем курсы ПК и ПП