СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Проблемы преемственности между начальным и средним звеном в свете ФГОС Вопросы преемственности в образовании были актуальны всегда. Актуальны они и сегодня. Особенно в условиях введения новых Федеральных государственных образовательных стандартов. Переход от начального образования ко второй ступени считается очень важным и болезненным не только для учеников, но и для педагогов. Перечислю некоторые причины, возникающие при переходе из начальной школы в основную: • сменой социальной обстановки; • изменением роли учащегося; Переход в основную школу совпадает с началом кризисного периода, связанного с физическим созреванием, сменой ведущей деятельности, повышением уровня тревожности. Они чаще отвлекаются, неадекватно реагируют на замечания, иногда ведут себя вызывающе, бывают раздражены, капризны. Эти объективно сложные психологические этапы взросления. • увеличением учебной нагрузки; • изменением режима дня; Так же одной из причин является • изменением стиля общения учителей с детьми. Пятиклассники перешли от одного учителя, который строил с каждым ребенком и с его семьей разносторонние отношения, ко многим предметникам, отношения которых с учеником и его родителями становятся ситуативными и касаются в основном вопросов успеваемости и поведения на уроках. Конечно большую роль играют родители в процессе адаптации. Многие родители считают своих детей уже взрослыми и ослабляют свой контроль за детьми, возложив всю ответственность на школу и классного руководителя. Учителя начальных классов проводят беседы с родителями об этом во 2 полугодии на родительских собраниях. • различием требований со стороны учителей-предметников; Одна из главных проблем – это адаптация к новым учителям, что сопровождается часто конфликтами, взаимным недовольством учителей и учеников друг другом. Я согласна с коллегами, которые считают, что очень многое, да пожалуй всё, зависит от учителя. Ведь не секрет, что многим учителям, работающим в 5 классе, с первых дней хочется видеть перед собой умных, самостоятельных, моментально адаптирующихся к требованиям конкретного учителя, учеников. И видит своих новых учеников маленькими, чрезвычайно несамостоятельными и не слишком образованными. Учителя начальных классов и основной школы по-разному смотрят на пятиклассников. Выпуская своих учеников в основную школу, отчетливо видим как вырос каждый ребенок и какой образовательный потенциал накопил для дальнейшего роста, то есть оценивает его оптимистично. Принимая новый класс в основной школе «учитель –предметник» приходит на урок из более старших классов и видит своих новых учеников маленькими несмышленышами, чрезвычайно несамостоятельными и не слишком образованными. А если еще он переносит методы обучения и формы взаимодействия со старшими классами на пятиклассника, а они по многим своим психологическим особенностям еще младшие школьники и поэтому не могут справиться с этими необычными для них способами обучения. И как следствие – резкое снижение успеваемости, потеря интереса к учебе, стресс и ухудшение здоровья учащихся. • разностью систем и форм обучения; Несогласованность между четвертыми и пятыми классами выражается и в различии методов обучения. Довольно значительным является расхождение в методиках преподавания. В 5 классе резко увеличивался удельный вес теоретических знаний по сравнению с начальной школой. В связи с модернизацией современного образования в последние годы появилось большое количество учебных комплектов. Имеющиеся комплекты учебников в начальной школе и в 5-6 классах все-таки не достаточно хорошо соответствуют друг другу в содержательном плане. Для обучения в средней школе важен основательный, прочный фундамент, полученный в начальной школе. Но не всегда и мы добиваемся нужных результатов для успешного обучения в средней школе. Это … •.Недостаточная техника чтения • Недостаточная скорость письма • Неустойчивость внимания Поэтому проблему преемственности нужно рассматривать и с другой стороны – со стороны учителя, работающего в 5 классе. Учителю нельзя отказываться от организационных форм, характерных для работы учителя начальной школы, привычных для детей приемов учебной деятельности, надо опираться на уже сформированные знания и умения, имеющийся запас представлений, понимаемых терминов и т.д., Ведь большая часть материала, изучаемого в 5 классе, является обобщением и повторением того материала, с которым ученики пришли из начальной школы.
Преемственность это прежде всего,сотрудничество учителей начального и среднего звена,школьных психологов, социального педагога и администрации школы. Сотрудничество можно реализовать через школьный консилиум. Его цель- отработка взаимодействия учителей выпускающих классы из начальной школы, и учителей предметников, принимающих эти классы по всем аспектам учебной деятельности. Особая роль в этом консилиуме должна принадлежать психологической службе школы, силами которой проводится комплексная диагностика интеллектуально-личностных характеристик детей, которые оканчивают начальную школу. На консилиуме обсуждать не только психолого-педагогические характеристики будущих пятиклассников, которые требуют повышенного внимания в среднем звене, но также формы и методы работы с детьми данного класса, те педагоги среднего звена должны знать о каждом ребенке, которого принимают. По новым стандартам мы стараемся формировать портфолио каждого ребенка, которое передадим классному руководителю, изучив его можно проследить продвижение каждого ученика во всех аспектах школьной жизни. Все то, что заложено учителями начальной школы (бережно и нежно воспитанные ростки) следует трепетно оберегать, помогать им расти и крепнуть. Взаимные упреки учителей ни к чему не приводят. Не следует искать виновных, надо создать детям условия безболезненно преодолевать данную проблему. Итак, задача учителей начальной школы и учителей среднего звена- максимально снизить дискомфорт учащихся на переходном этапе.
© 2018, Самофалова Наталья Васильевна 907