© 2023, Приходько Валентина Алексеевна 168
СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Прием формирующего оценивания |
Характеристика приема |
*Карта понятий |
Учитель: Предлагает детям составить карту, включающую в себя исключительно уже изученные понятия по теме, помогает выстроить их иерархию. Учащиеся: Вспоминают все основные и частные понятия по теме, выстраивают их иерархию, отображая их связи. Проводится на этапе: -Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи |
*Составление текстов |
Учитель: Предлагает детям сформулировать интересующие их вопросы по теме занятия. Учащиеся: Самостоятельно формулируют вопросы по теме. Проводится на этапе: − Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии; − Выявление места и причины затруднения. |
Постановка вопроса |
Учитель: Задает учащимся вопросы, чтобы определить стартовые позиции детей и учитывать их в ходе обучения. − анализ: Как ты можешь доказать, что …? − синтез: Как можно это организовать, решить? − оценку: Что ты думаешь о …? Учащиеся: Отвечают на поставленные вопросы. Проводится на этапе: − Реализация построенного проекта; − Выявление места и причины затруднения. |
Наблюдение |
Учитель: Наблюдает за детьми и слушает их дискуссии, оценивает, как происходит учение. При необходимости поддерживает детей в ходе обучения, обнаруживает причины затруднений, фиксируя проблемные пункты урока. Учащиеся: Дискутирует, отвечают на вопросы, работают в группах или самостоятельно по теме занятия. Проводится в течение всего урока |
Анализ |
Учитель: Обсуждает и оценивает письменные работы вместе с детьми. Проверяет понимание ими пройденного материала. Учащиеся: Обсуждают и проверяют письменные работы вместе с учителем. Проводится на этапе: − Реализация построенного проекта; − Самостоятельная работа с проверкой по эталону; − Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. |
«Поиск ошибки» |
Учитель: Дает учащимся письменные задания с ошибками или устные высказывания, о каких-либо идеях, принципах или процессах, содержащие ошибки. Предлагает учащимся найти и исправить ошибки, высказать свое согласие (несогласие) с теми или иными исправлениями и объяснить свою точку зрения Учащиеся: Ищут и исправляют ошибки в заданиях или высказываниях. Высказывают своё согласие (несогласие) с теми или иными исправлениями, объясняют свою точку зрения. Проводится на этапе: - Реализация построенного проекта |
Прием «Светофор» |
Учитель: Предлагает детям самостоятельно оценить свою деятельность при помощи цветных сигналов, где: Красный − задание, упражнение, элемент чего-либо и т.д. не усвоен; Желтый − есть не точности, затруднения; Зеленый − задание выполнено. Учащиеся: Оценивают свою деятельность с помощью цветных сигналов. Также выполнение задания можно оценить и с помощью знаковой, жестовой оценки. Проводится на этапе рефлексии |
Прием «Линеечка» |
Учащиеся: Оценивают свой уровень (знаний, умений), отмечая его знаком крестик на вертикальной линия (линеечке) Учитель: Ставит на линеечке оценку учащимся, которая может быть выше ученической, ниже ее или совпадать с ней (тогда она обводится кружком) Результаты ученической самооценки позволяют выделить группу школьников с заниженной или завышенной самооценкой и корректировать в дальнейшем их самостоятельную оценочную деятельность. Проводится на этапе: -Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. |
Прием «Сигналы рукой» |
Учитель: Предлагает учащимся показывать рукой сигналы, обозначающие понимание или непонимание материала (в ходе объяснения учителем каких-либо понятий, принципов), где: − большой палец руки направлен вверх – я понимаю и могу объяснить; − большой палец руки направлен в сторону – нужна помощь; − большой палец руки направлен вниз – я не совсем понял (а) материал. Учащиеся: Обозначают своё понимание или непонимание материала при помощи сигналов. Проводится на этапе реализации построенного проекта. |
Прием «Поезд» |
Учитель: Раздает детям два жетона: один - с улыбающимся личиком, другой – с грустным. Предлагает опустить их в один из вагонов на доске, где: «Веселое личико» опускается в первый вагон, если на уроке все было понятно и материал был усвоен, а «грустное личико» во второй вагон, если при выполнении заданий было много затруднений и материал не был усвоен. Учащиеся: Опускают «веселое личико» или «грустное личико» в соответствующий вагон. Проводится на этапе рефлексии. |
Прием «Лесенка успеха» |
Учитель: Проводит стартовую оценку подготовки учащихся, отмечая ее результаты на лесенке достижений, когда фигура, символизирующая исходный уровень владения данным навыком, помещается на ту или иную ступеньку. В процессе дальнейшего обучения фигура перемещает её по лесенке и наглядно показывает успехи каждого учащегося. Учащиеся: Оценивают свою деятельность, следят за развитием и передвижением по ступенькам в ходе обучения. Проводится на этапе рефлексии. |
Приемы «Дерево успеха» и «Копилка моих достижений» |
Учитель: Раздает детям нарисованные яблоки двух цветов – красные и зеленые. Предлагает приклеить их на яблоню, где: зеленые – я считаю, что сделал все на отлично/у меня хорошее настроение; красное – было много затруднений/у меня грустное настроение. Учащиеся: приклеивают яблоки на яблоню, оценивая свою деятельность на уроке/своё настроение в ходе урока. Проводится на этапе рефлексии. На следующий день после изученной темы учащиеся в течение недели заполняют индивидуальную карту «Копилка моих достижений» Учитель: Предлагает детям заполнять копилку их достижений в течении недели, где они отмечают свои знания и умения по данной теме. В конце недели предлагает детям оценить свои умения по изученному блоку тем. Учащиеся: Отмечают свои знания и умения по данной теме. В конце недели оценивают свои умения по изученному блоку тем. Проводится на этапе −Выявление места и причины затруднения; − Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. |
Прием работы по таблицам |
Учитель: Разрабатывает таблицы, листы учета знаний, в которых указаны основные виды деятельности учеников на уроке и отметки. Учащиеся: Оценивают свою деятельность в течении урока, ставят себе баллы в лист учета знаний. Отметка, выставляемая за урок, – это чаще всего средний арифметический балл полученных отметок. Проводится в течение всего урока. |
Лист самооценки |
Учитель: Предлагает детям ответить на вопросы по итогу четверти/в конце изученной темы, где: Столбики да – нет -Регулярно выполнял(а) домашние задания -По необходимости консультировался(ась) с учителем -Улучшал(а) свои знания и исправлял(а)оценки -Регулярно вел(а) записи в тетради -Знаю, как работать со справочной литературой -Умею конспектировать тему -Умею самостоятельно находить материал по заданной теме -Делал(а) устное сообщение -Участвовал(а) в беседах по изучаемому материалу -Я задавал(а) вопросы, если мне встречалось непонятное слово -Я могу рассказать о том, что я сегодня узнал на уроке. Учащиеся: Оценивают свою деятельность по итогу четверти/в конце изученной темы, самостоятельно отвечая на вопросы. Проводится на этапе: -Построение проекта выхода из затруднения -Рефлексии |
Прием «Закончи предложение» |
Учитель: Предлагает детям закончить предложения: 1) На уроке мне было интересно… 2) Я научился(ась)… 3) Я встретил(а) затруднения в… 4) Сегодня я смог/смогла… 5) Могу похвалить себя за… 6) Могу похвалить своих товарищей за… Учащиеся: Оценивают свою деятельность на уроке, заканчивая предложения. Проводится на этапе рефлексии. |
Мини-обзор |
Учитель: Подводит итоги занятия/блока тем, при помощи вопросов: 1) Что изучили? Назовите тему урока. 2) С какими заданиями вы справились без помощи учителя, одноклассника? 3) Определите наиболее важное в этом уроке. 4) Что вызвало трудности, осталось неясным? 5) Что хотелось бы узнать по теме дополнительно? 6) Что у вас получилось лучше всего? 7) Что вам необходимо усовершенствовать? Учащиеся: Оценивают свою деятельность на уроке, отвечая на вопросы. Проводится на этапе рефлексии. |
Недельный отчет |
Учитель: Подводит итоги недели при помощи вопросов: -Чему вы научились за эту неделю? -Какие вопросы остались для вас неясными? -Какие вопросы вы задали бы ученикам, если бы были учителем, чтобы проверить, поняли ли они материал? Учащиеся: Оценивают свою деятельность по блоку изученных тем по истечению недели, отвечая на вопросы. Проводится на этапе рефлексии (в конце недели). |
Цепочка заметок |
Учитель: Пишет на конверте вопрос по теме урока, просит каждого из детей по цепочке написать на него ответ и вложить в данный конверт. Учащиеся: Передают друг другу конверт, на котором учитель написал один вопрос, по поводу происходящего на уроке. Пишут ответ на вопрос и кладут его в конверт, передавая следующему. Проводится на этапе: -Реализации построенного проекта. В конце урока проводится рефлексия по полученным ответам. |
Матрица запоминания |
Учитель: Составляет диаграмму, которая имеет два измерения или две оси, обозначенные определенным образом. Предлагает детям заполнить её по эталону. Учащиеся: Заполняют клетки диаграммы, помещают в нужную клетку соответствующие ответы, демонстрируя свою способность помнить и классифицировать ключевые понятия. Проводится на этапе: - Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. |
© 2023, Приходько Валентина Алексеевна 168