СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до 14.05.2025
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Общая тема: « Класс Птицы».
Тема урока: « Местообитания и внешнее строение тела птиц»
Цели урока:1. Познакомиться с характеристикой птиц.
2. Раскрыть особенности их организации в связи с приспособленностью к воздушной среде обитания.
3. Продолжить обучение самостоятельной учебной деятельности.
4. Формировать позитивное мышление способности к «конструированию» собственного здоровья.
5. Использовать средства здоровьеcберегающих образовательных технологий-физкультминуток.
Оборудование: Чучела птиц, наборы перьев, ИКТ-презентация.
Ход урока
Систематическое положение птиц
Надцарство – Эукариоты
Царстао – Животные
Тип – Хордовые
Подтим – Позвоночные
Класс – Птицы
Отряды – 35-40
Виды – 8600
Это птица!
-единственные, кто имеет крылья - ПОЛЁТ и задние конечности – передвижение(земля, деревья, вода)
-качества полёта: манёвренность,надёжность,безопасность,экономичность (у синицы 1г. Жира на 100км.- в авиации не возможно!)
Лабораторная работа № 8.
Ход работы
Строение: голова, шея, туловище, хвост, передняя конечность- крылья, задние конечности- ноги; на голове: глаза, клюв (надклювье и подклювье из роговых чехлов)- зубов нет(легче для полёта), ноздри, ушные отверстия; тело обтекаемое (для полёта); ноги 4-х палые – цевка и пальцы покрытые роговыми щитинками(как у ящериц и змей).
-для полёта
-сходство с пресмыкающимися
Покров.
Кожа сухая, без желёз (единственная парная копчиковая железа у большинства птиц( особенно у водоплавающих) выделяет маслянистую жидкость, которой птица смазывает перья эпастичность, упругость, ненамокание.
В народе говорят: «Птицу узнают по перьям». Птицы способны летать в первую очередь благодаря наличию перьев – лёгких и прочных.
Перо- это видоизменённая чешуя (подобная чешуе у пресмыкающихся). И чешуи, и перья представляют собой производные кожи, роговые выросты. Лишённые всякой чувствительности, как ногти и волосы человека.
Полёт-поиск пищи и мест гнездования, способ охоты и бегства. Кроме обычного … полёта, птицы могут планировать, парить, пикировать трепетать на месте. Могут летать, едва шевеля крыльями, а могут работать ими с недоступной для глаз быстротой, могут делать незначительные взмахи, а могут так глубоко опускать и поднимать крылья, что те будут хлопать друг о друга.
Физкультминутка- изобразим работу крыльев.
У стрижей и ласточек продолжительный и быстрый полёт служит для добывания пищи на лету. И крылья у них длинные и узкие. А орлы и грифы, … долго и неторопливо парят на длинных и широких крыльях, высматривая добычу. Ласточка касатка хватает мелких насекомых на лету, совершая разные поворота( до 30о С). Сильно вырезанный хвост служит касатке рулём при боковых поворотах. Часто пикирующие с высоты птицы, например поморники и щурки, имеют, наоборот, удлинённый в средней части хвост.
С аэродинамической точки зрения интересно и щелевое строение вершины крыла. Маховые первостепенные перья вершины крыла некоторых птиц растопыриваются и между ними образуются щели (глухари, лесные воробьиные, синицы и др.). Это способствует увеличению подъёмной силы. Так ястреб- тетеревятник весит 1,2-1,3 кг, а может принести курицу весом до 900г.
Учёными были проведены интересные опыты. Они заклеили папирусной бумагой щели между первостепенными маховыми перьями, и это затрудняло взлёт. А при полёте птицам приходилось делать больше взмахов крыла.
Типы перьев: маховые (на крыльях), рулевые ( хвост), покровные; контурное перо: очин, стержень, опахало (бородки первого порядка)- рыхлые, находятся под контурными.
Перья- способность к полёту, воздух между ними- малотеплопроводный.
У некоторых птиц, например, у цапель, особые пуховые перья (пудретки) выделяют очень тоненькие роговые пластиночки, размером в тысячные доли мм. Эти пластиночки в виде пудры осыпают оперение птицы. У таких птиц копчиковая железа не развита.
Особенности строения тела птицы
Использованные человеком в самолётостроении.
Выберите правильный ответ.
Ответы: 1-с; 2-с; 3-а; 4-а; 5-с.
© 2015, Лагода Наталья Николаевна 816