СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Прием корзина идей. Что это такое и как его использовать на уроке? Примеры |
|
Ушли в прошлое уроки, где знания преподносили "на блюдечке". Теперь важнее другое — научить детей самостоятельно искать знание, и не только находить, но и уметь анализировать и оценивать. В создании условий для такого обучения помогают новые педагогические технологии. Рассмотрим один из приемов технологии критического мышления, который известен как "Корзина идей". |
|
Алгоритм работы с приемом "Корзина идей" По своему содержанию "Корзина идей" похожа на такие известные приемы, как "Мозговая атака" и "Кластер". В каждом случае предполагаются разные формы работы — и индивидуальная, и групповая, и каждый из приемов позволяет высказывать любые суждения — без их оценивания и анализа. Но, к примеру, кластер помогает лучше увидеть логические цепочки, в то время как "Корзина идей" всего лишь определяет "поле интересов". Если хотите, это "облако тегов", которые будут обсуждаться и анализироваться в процессе урока. Итак, алгоритм работы с "Корзиной идей":
В "корзину" скидывается все, что имеет отношение к теме урока: идеи, имена, даты, факты, предположения, термины и т.д. Важно! Предложения, предположения и идеи не критикуются и не оцениваются. На данном этапе идет просто сбор информации. Обычно учителям трудно выступать нейтральным слушателем: мы привыкли поправлять, исправлять, указывать на ошибки. Отход от этого давления авторитета и есть одно из наиболее трудновыполнимых требований технологии критического мышления.
Нюансы использования приема "Корзина идей"
"Плюсы" приема "Корзина идей" Прием "Корзина идей" предлагается для проведения на этапе вызова. То есть на Здесь очень важно помочь ученикам самостоятельно определить цели урока. Ведь обычно учитель намечает цели и строит свой урок так, чтобы максимально приблизиться к достижению этих целей. При этом по умолчанию подразумевается, что учащиеся тоже знают эти цели или, в крайнем случае, учитель просто зачитывает их, ставя учащихся, так сказать, перед фактом. Но психологи и ученые-дидакты отмечают, что процесс обучения гораздо эффективнее, если ученик сам определяет цель обучения и цель конкретного урока. Здесь, наряду с познавательной функцией работает и мотивация: это я хочу узнать, это мне интересно. Вторая проблема, которая решается на стадии вызова с помощью приема "Корзина идей" — привлечение к работе всех учащихся. На обычном уроке этап актуализации знаний не всегда позволяет охватить всех учеников в классе. Многие пассивно отсиживаются, позволяя другим выполнить поставленную задачу. "Корзина идей" включает этап индивидуальной работы, что позволит даже самым пассивным внести лепту в общее дело. Третий важный момент: в создании записей участвуют все — ведь одно из условий: термины и предлагаемые идеи не должны повторятся. То есть, каждый ученик не только внимательно выслушивает предложения других, но и попутно анализирует свои знания, отмечая, что он тоже знает, а что для него является незнакомым. Фиксируя свои пробелы, учащиеся в дальнейшем будут обращать внимание на исправление и корректировку своих ЗУН. Прием охватывает сразу два вида деятельности учащихся: индивидуальный и групповой. Примеры использования приема "Корзина идей" на уроках Предмет: Литература Тема урока: роман Ф. Достоевского "Преступление и наказание" На первом этапе учащиеся кратко фиксируют в тетрадях, все, что им известно по теме. На доске рисуется корзина (либо прикрепляется картинка). После обсуждения в группах в корзину попадают примерно следующее: русский писатель XIX в., преступление — это…, наказание — это…, Раскольников — главный герой, "Тварь я дрожащая или право имею?" и т.д. Далее, в процессе урока каждое утверждение анализируется и осмысливается. Предмет: история Тема: Древний Египет В "Корзину идей" могут попасть: "Египет — государство в Африке", "Египтяне использовали иероглифы", "Царь в Египте назывался фараон", "Египтяне строили пирамиды" и т.д. Предмет: Окружающий мир Тема: Почва Один из важнейших понятий, которые должны быть усвоены в ходе этого урока — "Что такое почва?". В корзину могут попасть такие предположения учащихся: это земля, это не вода и не воздух, это вещество, это место обитания животных и растений и т.д. Этот пример показывает, как использовать прием ТРКМЧП "Корзина идей" в начальной школе для обсуждения одного из вопросов по новой теме, а не всей темы. Прием "Корзина идей" позволяет быстро и в |
© 2016, Рочева Наталья Николаевна 4434