СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Умение работать с учебными текстами на разных этапах обучения существенно повышает эффективность усвоения материала. В своей работе я отдаю предпочтение следующим методам обучения: 1. Наблюдение. Наблюдение есть «рассмотрение текста под лингвистическим микроскопом» (Н.М. Шанский), оно заключается в выявлении необходимых для исследования явлений, признаков. Воспринимая текст, ученики обратят внимание на отбор слов, характер синтаксических конструкций, звукопись, стилистические приёмы, особенности композиции и т. д. Прежде всего объектом наблюдений становятся явления, привлекающие наше внимание, необычные. Метод наблюдения я использую при изучении всех разделов русского языка на основе текста. Продемонстрируем это на конкретных примерах.Разделы русского языка.Сфера наблюденийСинтаксисИспользование синтаксических конструкций (вводных слов, однородных членов предложений), их роли в текстеМорфологияУпотребление служебных частей речи, помогающих выразить смысловые отношения в предложении; система частей речи наблюдается в тексте ФонетикаУпотребление гласных звуков в сочетании с согласными, порождающих благозвучие, мелодичность. Роль звуков для восприятия окружающей действительности, отражённой в стихахЛексикаМногозначность как источник выразительности речи. Использование слов-синонимов для характеристики героя СловообразованиеИскусное употребление морфем для выражения разнообразных оттенков значений и эмоциональной окраски слов2. Эвристический. Для этого необходимо иметь материалы для наблюдения (в нашем случае текст) и заранее подготовленные вопросы, отвечая на которые учащиеся выяснят существенные признаки изучаемого лингвистического явления. В процессе беседы рекомендую учащимся делать короткие записи в справочную тетрадь. 3. Сопоставительно- стилистический метод я использую для сопоставления содержания стихотворений на одну тему, для выявления сходства и различия стихотворений, прозаических отрывков. Это хорошая почва для сравнительного анализа в старших классах. 4. Самостоятельная работа учащихся. а) над теоретическим материалом учебника. Использование данного метода создаёт условия для обучения школьников моделированию. б) при подготовке домашнего задания. Учащимся предлагаем подобрать текст (на краеведческой основе) и подготовить взаимодиктант, зашифровав буквы и знаки препинания, а также придумав вопросы по тексту. В классе учащиеся обмениваются с товарищем, выполняют его задание. Ставятся 2 отметки: за подготовку текста и за выполнение работы, предложенной товарищем. 5. Исследовательский метод. Систематическая работа по написанию сочинений учебно-исследовательского характера (на основе впечатлений от экскурсии, наблюдения за природой, характером человека, его поступками), а также сочинений на лингвистическую тему готовит базу для написания рефератов, докладов, которые станут основным видом письменных работ в старших классах по всем предметам, а также даёт возможность подготовиться к ЕГЭ. Исследование может быть и в устной форме (по конкретному тексту, например, провести исследование для выяснения знаков препинания конца предложения. Разработка открытого урока на тему: Подготовка к сочинению-описанию. Однородные члены предложения. Знаки препинания при них. 6. Метод стимулирования и мотивации учебной деятельности. Этот метод позволяет уйти от стереотипного представления о русском языке как системы правил, требующих заучивания. Занимательность на уроке, особенно в среднем звене, привлечение игр, составление ребусов, кроссвордов - одно из важных условий его успешности, залог интереса к пополнению новых знаний. 7. Методы контроля, самоконтроля и взаимоконтроля. В процессе обучения мною ведётся регулярный, целенаправленный контроль за усвоением понятий, норм, языковых фактов. Формы контроля разнообразны: § Связное сообщение ученика (в устной и письменной форме); § Подбор и анализ примеров учащимися; § Составление плана рассказа о том или ином явлении; § Подготовка вопросов для взаимопроверки; § Рецензия учащегося на ответ товарища; § Тестирование; § Индивидуальная работа по карточкам; § Работа по тексту, предложенному учителем или учащимися для взаимопроверки; § Фронтальный или индивидуальный опрос учащихся (с предварительной подготовкой); § Написание контрольного диктанта, контрольной работы по изученному материалу (на этапе итогового контроля). Методы творческой деятельности 1. Анализ учебных текстов для выполнения творческих заданий. Подбирая творческие задания для урока, учителю необходимо продумать, какие тексты из учебника и материалы из тетради следует предложить ученикам для анализа при выполнении творческих заданий. И хотя в процессе анализа дети не найдут прямых ответов на задание, ведь оно творческое, они ещё раз повторят теоретический материал, который является основой для возникновения ассоциаций в сознании детей. Анализируя возникшие ассоциации, дети смогут найти ответ.Так, на уроке русского языка обобщающего типа по теме «имя существительное» или другой мы задаём вопрос: «Какие ассоциации возникают в памяти в связи с изученной темой?» Затем идёт их группировка и анализ. 2. Комбинирование изученных правил. Это наиболее эффективный метод выполнения творческих заданий. Для того чтобы теоретический материал накапливался в системе, полезно использовать справочные тетради. 3. Методы активизации мышления. Эти методы применяются как для индивидуальной, так и для групповой творческой работы учащихся. Их использование позволяет активизировать мышление детей и увеличить количество и качество предлагаемых решений для творческих заданий.Задание №1. Прочтите внимательно условие задания и предложите всевозможные, в том числе и абсурдные гипотезы для его выполнения. При выдвижении гипотез запрещается их критика. Задание №2. Сделайте анализ предложенных гипотез и выберите те из них, которые наиболее вероятны.Для развития творческой активности учащихся можно провести дидактическую игру «Веришь - не веришь» (после чтения отрывка художественного текста). Ведущий читает какую-либо фразу, а отвечающие должны либо согласить с высказыванием, либо нет (с пояснением), а начало фразы звучит традиционно: «Верите ли вы, что…». Продолжения фразы могут быть составлены самими учащимися:… данное предложение имеет одну грамматическую основу?… этого героя можно назвать романтическим? 4. Метод контрольных вопросов. Для формулирования решения необходимо ответить на поставленные вопросы, предложив все возможные варианты. Например, после докладов школьников на уроке, которые были подготовлены под руководством учителя с целью контроля проводится дидактическая игра «Литературное лото»). Правила игры очень простые: Ученики поочерёдно достают из мешочка «бочонок» с цифрой - это номер вопроса, на который необходимо ответить. Вопросы составлены учащимися в содружестве с учителем. 5. Синектика. Это метод решения творческих задач путём поиска аналогий. Возьмём два вида аналогий, которые наиболее часто используются на уроках гуманитарного цикла: символическая аналогия - изображение условия в виде рисунка для поиска решений. Например, при изучении темы «Антонимы», «Омонимы» и другие выбрать наиболее успешные схемы или рисунки, объяснить и доказать; фантастическая аналогия - изложение условия задачи в виде сказки и применение приёмов фантазирования для поиска ответов. 6. Алгоритмические методы. Это составление и применение алгоритмов для выполнения творческих заданий. На первом этапе учащимся предлагаются алгоритмы, составленные учителем. По мере развития мышления детей им предлагается вносить изменения в алгоритмы, дополнения и, наконец, самостоятельно составлять новые алгоритмы, используя для этого имеющиеся.На уроках русского языка используем различные виды работы с текстом в зависимости от типа урока и конкретной ситуации: Ø Восприятие текста на слух (чтение учителем или учеником); Ø Выразительное чтение текста или фрагмента; Ø Воспроизведение текста или отрывка (устно или письменно); Ø Заучивание текста (преимущественно стихотворного); Ø Составление плана (простого и развёрнутого); Ø Списывание текста или его части и работа с изучаемым явлением; Ø Творческое списывание (дополнить, преобразовать необходимые элементы); Ø Диктант с творческим заданием (например, согласны ли вы с мнением Д.С. Лихачёва в том, что цель жизни определяет потребности человека?); Ø Редактирование текста; Ø Конструирование микротекста с использованием речевой ситуации; Ø Создание текста на лингвистическую или другую тему; Ø Подбор текста, составление к нему вопросов по изученной теме, зашифровка орфограмм и пунктограмм для взаимопроверки; Ø Лингвистический анализ текста (или фрагмент анализа, например, найдите выразительные средства в тексте, какую функцию они выполняют). В учебной деятельности имеет большое значение общение ученика и учителя, речевая активность на каждом уроке. В контакте с учениками учитель сообщает новую информацию, ученики, общаясь с учителем, и друг с другом, усваивают ее, овладевая речевой деятельностью. Средством создания речевых возможностей на уроке признается система ситуативных упражнений. Учитель моделирует ситуативныезадания самостоятельно, а также использует и те задания, которые предполагаются в стабильных учебниках по русскому языку. Приведу примеры. 1. Вы экскурсоводы, ведете экскурсию для младших классов. Стараетесь описать картину ярко, образно и доступно. Объясните, что и почему вам особенно нравится, вы хотите вызвать заинтересованный отклик у зрителей. Кто лучше справится с этой задачей? Конкурс на лучший рассказ экскурсовода. 2. Вы учитель русского языка. Ваш ученик, к сожалению, допускает речевые ошибки. Исправьте их. 1) Мы спрашивали дорогу у местных аборигенов. 2) Впереди лидирует команда наших спортсменов. 3) На площади он увидел огромную массу народа. 4) Художник подарил музею свой автопортрет. Подобные упражнения учат вдумываться в речевую ситуацию, соотносить свое высказывание с адресатом, готовит к эффективному речевому общению. Помогают в этом и коммуникативно-речевые упражнения. Например, задание: прочитайте пословицы русского народа о языке и речи. Какие из них, на ваш взгляд, характеризуют язык и речь с эстетической стороны? 1. Язык не стрела, но пуще стрелы разит. 2. Красную речь хорошо и слушать. 3. Коротко и ясно, оттого и прекрасно. 4. Красное дерево редко, красное слово метко. Развитию творческих способностей содействуют дидактические игры на уроке. Например: 1. «Диктор». Прочитайте текст орфоэпически правильно. 2. «Редактор». Исправьте речевые ошибки. 3. «Переводчик». Замени иноязычное слово русским. 4. «Перевертыши». Замените в словосочетании главное слово так, чтобы получилась метафора. 5. «Лингвист». Исследуйте текст. Тематические уроки – это неиссякаемый источник обогащения речи учащихся. Учебная и речевая тема составляют единое целое. Такую форму работы можно организовать на повторительно-обобщающих уроках после изучения учебной темы.
© 2018, Аболкасымова Минслу Комбаровна 985