СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Приёмы технологии развития критического мышления
№ |
Приёмы |
Описание приема |
|||||||||||||||||
1. |
Блиц-опрос "да-нет" |
Опрос домашнего задания: определить верные и неверные утверждения. |
|||||||||||||||||
2. |
Верные и неверные утверждения |
1. Изучение нового материала: даются утверждения по новой теме, которые нужно оценить как верные или неверные и обосновать свои решения. Дети выбирают «верные» утверждения, полагаясь на собственный опыт или просто угадывая. Идёт настраивание на изучение новой темы, выделяются ключевые моменты. На одном из следующих уроков возвращаемся к этому приёму, чтобы выяснить какие из утверждений были верными, можно на стадии рефлексии. 2. Рефлексия: можно предложить ребятам составить самим утверждения и обменятся ими для оценки их правильности. |
|||||||||||||||||
3. |
Перепутанные цепочки |
1. Учитель предлагает учащимся ряд утверждений, среди которых есть верные, а есть и неверные. 2. Учащиеся работают индивидуально, читают текст, отмечают перепутанные цепочки 3. Обсуждают свои результаты в группе, уточняют, исправляют |
|||||||||||||||||
4. |
Игра “Верю - не верю ” |
"Верите ли вы, что." |
|||||||||||||||||
5. |
Кластеры |
Выделение смысловых единиц текста и графическое оформление в определенном порядке в виде грозди |
|||||||||||||||||
6. |
Инсерт, или условные значки- работа с текстом |
I – interactive N – noting самоактивизирующая «V» - уже знал S – system системная разметка «+» - новое E – effectivt для эффективного «-» - думал иначе R – reading and чтения и размышления «?» - не понял, есть вопросы T - thinking Во время чтения текста детям необходимо делать на полях пометки: “!” -я это знал, “+” - это для меня новое, “-” - это противоречит моим знаниям, “?” - об этом хочу узнать больше, а после прочтения текста, заполнить таблицу, где значки станут заголовками граф таблицы. В таблицу кратко заносятся сведения из текста. Или: - “уже знал”, +“новое”, (-) –“думал иначе или не знал”, ?- не понял, есть вопросы итоговая таблица.
|
|||||||||||||||||
7. |
Маркировочная таблица ЗХУ Знаю-Хочу узнать- Узнал Или ЗУХ Знаю-Узнал новое-Хочу узнать подробнее |
Одна из возможных форм контроля эффективности чтения с пометками. Дети с помощью этой таблицы собирают воедино имеющиеся у них знания по данной теме, обосновывают и систематизируют поступающие данные. Прием позволяет учителю проконтролировать работу каждого ученика с текстом учебника и поставить отметку за работу на уроке. Если позволяет время, таблица заполняется прямо на уроке, а если нет, то можно предложить завершить ее дома, а на данном уроке записать в каждой колонке по одному или два тезиса или положения. |
|||||||||||||||||
8. |
Эффективная лекция |
Материал лекции делится на смысловые единицы, передача каждой из них строится в технологическом цикле "вызов - осмысление - рефлексия". Для организации деятельности используется прием "Бортовой журнал". |
|||||||||||||||||
9. |
Дерево предсказаний |
Этот прием помогает строить предположения по поводу развития сюжетной линии в рассказе, повести. |
|||||||||||||||||
10. |
Синту |
Синту – пятистрочное японское стихотворение – о любом веществе. 1 строчка – название вещества; 2 строчка – перечисление свойств вещества; 3 строчка – чувства, которые вы испытываете к этому веществу; 4 строчка – другие свойства, не указанные во второй строчке; 5 строчка – синоним названия вещества. |
|||||||||||||||||
11. |
«Фишбоун»- "рыбный скелет" |
голова - проблема - вопрос темы, верхние косточки - основные понятия темы- причины возникновения изучаемой проблемы, нижние косточки — суть понятии- по ходу вписываются факты, подтверждающие наличие сформированных ими причин, хвост – ответ на вопрос. Записи должны быть краткими, представлять собой ключевые слова или фразы, отражающие суть. |
|||||||||||||||||
12. |
Двойной дневник |
Учащиеся, работая с текстом, заполняют таблицу:
|
|||||||||||||||||
13. |
Толстые и тонкие вопросы |
Таблица "Толстых" и "Тонких" вопросов может быть использована на любой из трех фаз урока: на стадии вызова - это вопросы до изучения темы, на стадии осмысления - способ активной фиксации вопросов по ходу чтения, слушания, при размышлении - демонстрация понимания пройденного. Составьте вопросы по теме, по тексту.
|
|||||||||||||||||
14. |
Таблица вопросов- сюжетная таблица |
Прочитав текст, составьте в тетради таблицу вопросов по нему, так чтобы вопрос начинался с указанного слова.
|
|||||||||||||||||
15. |
Логические цепочки |
Составить логические цепочки из предложенных понятий: например: ткань, клетка, организм, орган, система органов |
|||||||||||||||||
16. |
"Дерево предсказаний" |
|
|||||||||||||||||
17. |
Чтение с остановками |
Работа с художественными текстами. Особенности художественных текстов и возможности работы с ними. |
|||||||||||||||||
18. |
"Зигзаг" |
Цель приема "Зигзаг"- изучение и систематизация большого по объему материала, на текстах меньшего объема применяется прием "Зигзаг-2"(автор Славин), |
|||||||||||||||||
19. |
Дискуссии |
Это технологии, которые вырабатывают у учащихся опыт совместной деятельности. дискуссия "совместный поиск" затрагивает один из аспектов текста, то "Перекрестная дискуссия" (Олверманн) позволяет увидеть текст в целом, его идею, проблемы. |
|||||||||||||||||
20. |
Письмо |
Прием, позволяющий высказать свою точку зрения на человека: - "Очерк на основе интервью", -создание "личностного" текста. Формы письменной рефлексии: - Синквейн, - Эссе. |
|||||||||||||||||
21. |
Стратегия "РАФТ" |
Социо-игровое задание: Р(оль) А(удитория) Ф(орма) Т(ема). |
|||||||||||||||||
22. |
Стратегия "Fishbone"- фишбоун |
Модель постановки и решения проблемы, позволяет описать и попытаться решить целый круг проблем ( поле проблем). Прием “фишбоун” - схема, где можно в явлении различать составные части, в событиях выделять причины и последствия, аргументировать ответ и подтверждать его примерами. Основой для выполнения работы по схеме является проблема, содержащаяся в тексте или рассказе учителя. Её записывают в “голове” “фишбоуна”, а вывод, получаемый по ходу работы, записывается в “хвосте”. |
|||||||||||||||||
23. |
«Лекция со стопами» |
Лекция читается дозировано. После каждой смысловой части обязательно делается «стоп-пауза», во время которой идет обсуждение или проблемного вопроса, или коллективный поиск ответа на основной вопрос темы, или дается какое-то задание, которое выполняется в группах или индивидуально. |
|||||||||||||||||
24. |
«Синквейн» "стихотворение" |
Составление синквейна требует от ученика в кратких выражениях резюмировать учебный материал, информацию, что позволяет рефлексировать по какому-либо поводу. 1 строчка: записывается одно слово - существительное- тема синквейна. 2 строчка - два прилагательных, раскрывающих тему синквейна. 3 строчка - три глагола, описывающих действия, относящиеся к теме синквейна. 4 строчка - целая фраза, предложение, состоящее из нескольких слов, с помощью которого ученик высказывает свое отношение к теме. Это может быть крылатое выражение, цитата или составленная учеником фраза в контексте с темы. 5 строчка - это слово - синоним первого или итоговое слово-слово-резюме, которое позволяет выразить к ней личное отношение. Например: Дорога Широкая, извилистая Ведёт, бежит, поворачивает По извилистой дорожке бегут ребята. Шоссе. |
|||||||||||||||||
25. |
Приём «Диаманта» |
Диаманта –стихотворная форма из семи строк, первая и последняя из которых - понятия с противоположным значением, полезно для работы с понятиями, противоположными по значению ? 1, 7 строчки – существительные антонимы; ? 2 – два прилагательных к первому существительному; ? 3 – три глагола к первому существительному; ? 4 – два словосочетания с существительными; ? 5 – три глагола ко второму существительному; ? 6 – два прилагательных ко второму существительному. Например: Город Большой, древний Строится, растет, процветает Известный город, маленькая деревня Возрождается, развивается, кормит Красивая, родная Деревня |
|||||||||||||||||
26. |
“Ромашка” Блума (как вариант Д/З) |
По теме составить вопросы, учитывая их назначение. |
|||||||||||||||||
27. |
Концептуальная таблица (сравнительный анализ) |
Заполнить таблицу, работая в группах. Затем провести обсуждение и сравнение результатов. |
|||||||||||||||||
28. |
Создание цепочки |
Учащиеся создают синквейны, хайку, рисунки, передавая друг другу их по кругу. Каждый пишет свой синквейн, развивая мысли предыдущих авторов. |
|||||||||||||||||
29. |
Мозговая атака- мозговой штурм |
Мозговая атака используется для создания банка идей, возможных решений проблемы, из которых можно выбрать лучшую. Принимаются любые предложения. Критика и комментирование не допускаются. Применяется в данной технологии и метод рефлексии. |
|||||||||||||||||
30. |
“Мысли по аналогии” |
т.е. для оценки понимания изучаемого материала можно задавать “вопросы по аналогии” : “На что похоже?”, “С чем можно сравнить?” и т.д. Дети, проводя сравнения, “наводят мосты” между тем, что они знали и тем, что узнали. |
|||||||||||||||||
31. |
“Размышление от обратного” |
Этот способ помогает школьникам лучше понять причины тех или иных явлений, самим увидеть доказательства различных законов природы и общества. |
|||||||||||||||||
32. |
Перекрестная дискуссия |
Учащиеся заполняют левую и правую колонку таблицы, приведя 3-4 аргумента «за» и «против» тезиса, приведенного в заголовке таблицы; обмениваются мнениями со своими коллегами, используя их аргументы, которые покажутся им убедительными, продолжают заполнение таблицы, когда аргументы иссякнут, делают вывод. |
|||||||||||||||||
33. |
Шесть шляп мышления |
- Белая шляпа: подробная и необходимая информация. Только факты. - Желтая шляпа: символическое отражение оптимизма. Исследование возможных выгод и положительных сторон. - Черная шляпа: Предостерегает и заставляет думать критически. Что может случиться плохого или пойдет не так. Но не злоупотребляйте ею. - Красная шляпа: Чувства, догадки и интуитивные прозрения. И не пытайтесь их объяснить. - Зеленая шляпа: Фокусировка на творчестве, альтернативах, новых возможностях и идеях. Это возможность выразить новые понятия и концепции и использовать здесь латеральное мышление. - Синяя шляпа: позиция «размышления», говорят о сущности, о том, с чем связано. |
|||||||||||||||||
34. |
Метод углов |
Учащиеся расходятся по углам в соответствии с определенной позицией. Аргумент одной группы – контраргумент другой. Учащиеся могут переходить в другой угол. Колеблющиеся сидят в центре класса, в процессе дискуссии могут присоединиться к той или иной группе |
|||||||||||||||||
35. |
Семинары совместного редактирования. |
Автор текста (реферата) раздает ксерокопии всем участникам семинара. Каждый указывает три момента (по содержанию, стилю, сюжету), которые понравились и три, которые не понравились. Автор тихо записывает и в конце делает отчет о том, что принимает, а что нет. |
|||||||||||||||||
36. |
Упражнение Джеффа "Да-Нет-Может быть" |
Учащимся предлагаются вопросы. Например, "Верите ли вы в любовь с первого взгляда?" Учащиеся подходят к тому слову "Да", "Нет", "Может быть"(вывешено на стенах класса), с которым они согласны при ответе на данный вопрос. |
|||||||||||||||||
37. |
Эссе- свободное письмо |
Смысл приема: «Я пишу для того, чтобы понять, что я думаю». Это свободное письмо на заданную тему, в котором ценится самостоятельность, проявление индивидуальности, дискуссионность, оригинальность решения проблемы, аргументации. Обычно эссе пишется прямо в классе после обсуждения проблемы и по времени занимает не более 5 минут. |
|||||||||||||||||
38. |
Зигзаг - метод Джиксо |
Взаимообучение - работа в группах сменного состава. Каждая группа изучает одну подтему, обговаривает ее, а затем по-одному расходятся в другие группы обучать свлей подтеме. |
|||||||||||||||||
39. |
Двухчастный дневник |
|
© 2016, Кабдрахманова Гульзада Манаповна 4124