СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Приём, подача, блокирование мяча 9 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Приём, подача, блокирование мяча 9 класс

В преды­дущих классах на уроках волейбола учащиеся овладели основой навыка приема мяча снизу двумя руками и теперь, в IX классе, могут применять его в игре. Это создает благоприятные условия для совершенствования данного приема в более сложных ситуациях. Для закреп­ления навыка применяют следующие упраж­нения.

1. Учащиеся располагаются так же, как в уп­ражнении 5 из раздела «Передача». Водящий посылает мяч передачей сверху двумя руками (или набрасывает), первый в колонне принимает мяч снизу.

2—5. То же, что в упражнениях 1—4 из раздела «Передача», но мяч, посланный через сетку, принимают снизу двумя руками и направляют к сетке в заданную зону.

6. В парах, один учащийся после подбрасыва­ния мяча ударом одной руки посылает мяч партнеру, который принимает его снизу двумя руками.

7. В парах, расстояние между игроками 10— 12 м. Один игрок посылает мяч верхней прямой подачей, другой принимает снизу двумя руками.

8. То же, что в упражнениях 1 и 2 из раздела «Передача», но мяч через сетку посы­лают нападающим ударом, а на другой стороне площадки принимают снизу.

Прием мяча снизу одной рукой с падением и перекатом в сторону на бедро и спину

Показан на рис. 3. Мяч принимается одной рукой — если правой, то падение и перекат в сторону на бедро и спину выполняется вправо, если левой рукой — то влево. Рекомендуем при обучении использовать следующие упражнения.

1. Имитация приема: падение и перекат с ме­ста, затем — после перемещения.

2. Прием снизу наброшенного мяча.

3. Упражнения, в которых условия выполне­ния усложняются по тому же принципу, как это было показано применительно к передачам сверху и приему мяча снизу.

Подача мяча.

В IX классе учащиеся совер­шенствуют навык нижней прямой подачи и изу­чают верхнюю прямую подачу. Нижняя подача дает возможность более успешно разучить упражнения, связанные с приемом подачи. Ин­тереснее проходит и двусторонняя игра: меньше ошибок при подаче и приеме мяча.совершенствовании нижней подачи надо следить, чтобы при замахе рука отводилась назад, а в ударном движении шла вниз-впе­ред, чтобы удар по мячу наносился откры­той ладонью выпрямленной руки, а после уда­ра учащийся по инерции делал шаг вперед сзади стоящей ногой. Приводим упражнения, которые можно использовать при совершенство­вании нижней прямой подачи:

1. Броски набивного мяча (1 кг) снизу одной рукой: в стену, в парах, расстояние 10—12 м.

2. Подача на точность: в правую и левую дальнюю и ближнюю к сетке половину площадки.

Упражнение сочетается с приемом по­дачи.

Верхняя прямая подача включена в прог­рамму для юношей, однако девушкам этот способ также доступен. В исходном положении игрок расположен лицом к сетке. На рис. 4 по­казаны основные положения при верхней прямой подаче. Удар по мячу производится в выс­шей точке над головой выпрямленной рукой, ладонь открыта и напряжена, пальцы сомкну­ты. Не следует поощрять попытки учащихся прилагать максимальные усилия, главное внима­ние сосредоточивать на подбрасывании, за­махе и согласованности движений. При обучении применяют такие упражнения.

1. Подача мяча, закрепленного на резиновых амортизаторах.

2. Подача мяча, установленного в держателе.

3. Подача мяча через сетку с расстояния 6 м.

4. Подача из-за лицевой пинии в пределы площадки.

Нападающий удар.

В нападающем ударе вы­деляют разбег, прыжок и замах, удар по мячу, приземление (рис. 5). В разбеге делают от од­ного до трех шагов. Для последнего шага характерна жесткая постановка ноги (чаще пра­вой) на пятку, левая приставляется с одно­временным движением рук вперед. При отталки­вании важно согласовать движения рук с раз­гибанием ног. Удар производится в высшей точке прыжка. Приземление должно быть мяг­ким (ноги надо обязательно сгибать).

Для освоения нападающего удара выполняют обычно следующие упражнения.

1. Броски набивного мяча (1 кг) из-за головы двумя руками в прыжке. То же после спрыги-вания с возвышения (высота до 40 см).

2. Удары кистью по мячу: «пол—стена», в по­ролоновый мат, стоя на коленях.

3. Нападающие удары по мячу, укреплен­ному на амортизаторе: стоя на месте, в прыжке с места, с разбега.

4. Нападающий удар по мячу, находящемуся в держателе (рис. 6).

5. Нападающий удар по мячу, подброшен­ному партнером.

6. Нападающие удары из зоны 4 с передачи из зоны 3. Организация такая же, как в упраж­нениях 1—4 раздела «Передача». Учащимся обычно трудно удержаться от того, чтобы, не попытаться ударить по мячу как можно силь­нее. Однако подобное стремление при обучении удару сковывает движения и не способствует становлению правильного навыка, при котором главное — согласованность движений с траекто­рией полета мяча. Лишь по мере совершен­ствования навыка можно увеличивать прила­гаемые усилия при ударе. Для тех же, у кого еще нападающий удар не получается, надо рекомендовать удары по мячу, находящемуся в держателе, а также удары через сетку по мячу, подброшенному партнером.

Блокирование.

Блокирование (рис. 7) является самой надеж­ной защитой от нападающих ударов. Суть его в том, чтобы своевременно поставить руки над сеткой на пути мяча. Определив направле­ние передачи для нападающего удара и поло­жение нападающего, блокирующий выбирает место для отталкивания, продолжая наблюдать за направлением разбега нападающего. Оттал­кивание производят так, чтобы в момент удара ладони были над сеткой, при этом харак­терно встречное движение руками и кистями сверху вниз, касание мяча происходит на стороне нападающего. Для освоения навыка бло­кирования полезны такиеe упражнения:

1. Прыжки толчком двумя с места и разбега в один-два шага4 с доставанием подвешенного набивного мяча.

2. Блокирование стоя на подставке, руки над сеткой, нападающие бросают мяч через сетку в прыжке двумя руками.

3. Блокирование с места в прыжке напа­дающего удара по мячу, находящемуся в дер­жателе.

4. Блокирование стоя на подставке нападаю­щего удара по мячу, подброшенному парт­нером.

Тактические действия в нападении и защите

При подаче игрок стремится направить мяч так, чтобы затруднить прием мяча игрокам команды соперников. Обычно мяч посылают на игрока, слабо владеющего приемом, а также к лицевой или к боковой линиям. При пе­редаче мяча для завершающего удара игрок, который ее выполняет, выбирает такое поло­жение, чтобы стоять лицом к нападающему игроку.

Учащиеся должны уметь осуществлять прием мяча двумя руками сверху или снизу в зависи­мости от расстояния до места падения мяча и скорости его полета. Для этого применяют следующие упражнения в парах.

1. Один учащийся направляет мяч партнеру по различной траектории сверху двумя руками или ударом одной рукой. Другой игрок выпол­няет прием мяча сверху или снизу.

2. То же, но учащихся разделяет сетка. Учебная игра. Проведение двусторонних игр вволейбол полностью зависит от степени овладе­ния учащимися навыками подачи, приема и пере­дачи мяча. При невысоком уровне подготовки следует применять нижнюю прямую подачу или вводить мяч верхней прямой подачей с рас­стояния 3—6 м. Не следует разрешать учащимся производить сильные нападающие удары. Игро­ки, полностью не овладевшие этим навыком, должны выполнять передачу через сетку в прыжке.

Учебная игра

На каждом уроке при проведении учебной двусторонней игры учащимся даются опреде­ленные задания. Приводим основные виды этих заданий.

1. При приеме подачи мяч направлять в зо­ну 3, в зону 2.

2. Вторую передачу выполнять игроку,-к ко­торому передающий обращен лицом, спиной.

3. Игрок зоны 6 располагается ближе к сетке и осуществляет страховку при блокировании или играет в защите, когда нападающий удар не производится.

Игру проводят на двух площадках (можно уменьшенного размера). Учащиеся, которые в данный момент не играют, по заданию педагога выполняют различные упражнения с волейбольными и набивными мячами. При построении уроков учителя должны учитывать уровень подготовленности учащихся, степень освоения ими материала предыдущих классов, условия проведения учебных занятий и др. В приведенном ниже примерном рас­пределении материала по отдельным урокам отражен только основной программный мате­риал IX класса. Вопросы, связанные с повторе­нием, решает в каждом конкретном случае сам учитель, руководствуясь стремлением ус­пешно осуществить задачи урока.

Категория: Физкультура
23.02.2017 01:13


Рекомендуем курсы ПК и ПП