СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Добрый день, уважаемые коллеги! Меня зовут Орлова Анастасия Викторовна, я учитель биологии МАОУ СОШ №14.
После окончания педагогической академии имени Д.И. Менделеева свою деятельность я начала с особенными детьми - с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
Обучение детей с ОВЗ предусматривает создание для них специальной коррекционно-развивающей среды.
Свою рабочую программу я составляю на основе учебной программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под редакцией В.В. Воронковой, утвержденную Министерством образования Российской Федерации.
Дистанционное образование это процесс приобретения знаний и навыков с помощью образовательной среды, основанной на использовании информационных технологий, обеспечивающих обмен учебной информацией на расстоянии, и реализующей систему сопровождения и администрирования учебного процесса. Это способ организации процесса обучения, основанный на использовании современных информационных и телекоммуникационных технологий, позволяющих осуществлять обучение на расстоянии без непосредственного контакта между преподавателем и учащимся.
В период дистанционного обучения уроки проводились через приложение Сферум, рассылалась информация с помощью электронной почты, приложения Viber и Вконтакте. В большинстве случаев приходилось работать индивидуально, т.к. не у всех детей была возможность одновременно подключится к уроку (временное отсутствие интернета или выход в интернет только через родительский телефон и т.д.).
Биология - наука о живой природе. При ознакомлении с любым разделом биологии, будь то ботаника, зоология, анатомия, ребенку важно увидеть объект своего изучения. Это позволяет лучше понять изучаемый материал, повысить мотивацию к учению и развить интерес.
Главное условие успешности в рамках дистанционного обучения – способность учителя постоянно совершенствовать современный урок, находить новые подходы, приёмы обучения учащихся, позволяющие повышать познавательный интерес к изучаемому предмету, повышать качество знаний учащихся.
В период дистанционного обучения мы использовали такие принципы и правила коррекционной работы, как:
- индивидуальный подход к каждому ученику;
- использование методов и приёмов, активизирующих познавательную деятельность учащихся;
- учет возрастных и психофизических особенностей учащихся.
Существует очень много традиционных приёмов работы с данной категорией детей, но для того, чтобы повысить мотивацию к обучению, мы используем наиболее эффективные, на наш взгляд - наглядные и практические, так как у детей с особенностями развития преобладает наглядно–действенное мышление.
Хочу поделиться некоторыми приёмами педагогической техники, применяемыми на уроках биологии в период дистанционного обучения.
Хорошо известно, что ничто так не привлекает внимания и не стимулирует работу ума, как удивительное.
«Удивляй!» Биология – наука, где всегда можно найти удивительное, как в мире природы, так и в мире животных. В этом помогли – галерея различных рисунков, анимации, видео. Например, как распускается цветок, гусеница превращается в бабочку.
Ребятам очень нравится приём: «А знаете ли вы что…»
Учащимся предлагается подобрать интересную информацию по определенной теме урока. Подобранный занимательный материал по желанию они могут оформить в виде презентации, буклета, иллюстрируя его изображениями, фотографиями.
Так, к уроку по теме «Вредное влияние курения и спиртных напитков на сердечно–сосудистую систему» обучающиеся, руководствуясь дополнительной литературой, ресурсами Интернета, подготовили занимательный материл по теме урока, буклеты «Здоровый образ жизни – мой выбор!» В буклет вошли следующие материалы: рисунки продуктов, наиболее полезных для сердечно-сосудистой системы, лозунги, призывающие к здоровому образу жизни и т.д.
При подаче нового материала использовали авторские презентации, схемы, таблицы, короткие видеоролики. Это помогло систематизировать обширный учебный материала по биологии, представить его в удобном для изучения и запоминания виде.
Игра, наряду с трудом и учением, - один из основных видов деятельности человека. Процесс игры позволяет формировать качества активного участника игрового процесса, учиться находить и принимать решения; развивать способности адаптироваться в изменяющихся условиях.
Примерами таких игр могут служить: упражнения-викторины, ребусы, кроссворды, головоломки, применение загадок.
Например, игры на развитие внимания – «Четвертый лишний».
«Четвертый лишний» - всем известный прием педагогической техники. Исключить лишнее название. Обосновать выбор лишнего, указать признак классификации оставшихся 3-х.
Баклажан – перец- картофель – репа (лишнее репа, т.к. это семейство Крестоцветные) и т.д.
Игра на развитие воображения «Юные экскурсоводы».
При изучении темы «Образ жизни хищных зверей», ребята представляют себя в роли экскурсоводов в зоопарке и готовят краткий рассказ по плану о хищном животном.
Игры на развитие мышления и логики – «Загадки», «Логические цепочки», «Викторины».
В конце урока ребятам можно дать задание закончить предложения:
- А я и не знал …
- На будущее мне надо иметь в виду …
- Самым сложным для меня сегодня было …
Это прием учит детей анализировать свою деятельность, материал закрепляется путем многократного повторения.
Современному учителю не обойтись и без творческого домашнего задания, которое было особенно актуально в период дистанционного обучения. Это составление кроссвордов, ребусов, выполнение рисунков, поделок на заданную тему, написание синквейнов. Также ребятам нравилось записывать видео-ответы.
Например, синквейн.
Методический прием, который представляет собой составление стихотворения, состоящего из 5 строк.
Правила составления 1 строка одно существительное, выражающее главную тему 2 строка два прилагательных, выражающих главную мысль. 3 строка три глагола, описывающие действия в рамках темы. 4 строка фраза, несущая определенный смысл. 5 строка заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).
Пример синквейна по биологии:
Млекопитающие. Сумчатые, плацентарные. Рождаются, живут, умирают. Этот класс широко распространен во всем мире. Животное.
Таким образом, дистанционное обучение даёт возможность составить практически для каждого обучающегося индивидуальный образовательный маршрут, при котором у педагога есть возможность регулировать объем, качество и способы предоставления учебного материала, определить систему обратной связи «учитель-ученик».
Именно индивидуализация обучения с развитием навыков самостоятельности является основополагающим образовательным принципом дистанционного обучения. Залогом успешного обучения учащихся всегда была, есть и будет личность учителя, обладающего творческим характером, методической грамотностью и добивающегося высоких конечных результатов работы не зависимо от формата и специфики преподавания.
© 2024, Орлова Анастасия Викторовна 180