СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Приёмы дистанционного обучения по предмету «Биология».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Добрый день, уважаемые коллеги! Меня зовут Орлова Анастасия Викторовна, я учитель биологии МАОУ СОШ №14.

После окончания педагогической академии имени Д.И. Менделеева свою деятельность я начала с особенными детьми - с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

Обучение детей с ОВЗ предусматривает создание для них специальной коррекционно-развивающей среды.

Свою рабочую программу я составляю на основе учебной программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под редакцией В.В. Воронковой, утвержденную Министерством образования Российской Федерации.

Дистанционное образование это процесс приобретения знаний и навыков с помощью образовательной среды, основанной на использовании информационных технологий, обеспечивающих обмен учебной информацией на расстоянии, и реализующей систему сопровождения и администрирования учебного процесса. Это способ организации процесса обучения, основанный на использовании современных информационных и телекоммуникационных технологий, позволяющих осуществлять обучение на расстоянии без непосредственного контакта между преподавателем и учащимся.

В период дистанционного обучения уроки проводились через приложение Сферум, рассылалась информация с помощью электронной почты, приложения Viber и Вконтакте. В большинстве случаев приходилось работать индивидуально, т.к. не у всех детей была возможность одновременно подключится к уроку (временное отсутствие интернета или выход в интернет только через родительский телефон и т.д.).

Биология - наука о живой природе. При ознакомлении с любым разделом биологии, будь то ботаника, зоология, анатомия, ребенку важно увидеть объект своего изучения. Это позволяет лучше понять изучаемый материал, повысить мотивацию к учению и развить интерес.

Главное условие успешности в рамках дистанционного обучения – способность учителя постоянно совершенствовать современный урок, находить новые подходы, приёмы обучения учащихся, позволяющие повышать познавательный интерес к изучаемому предмету, повышать качество знаний учащихся.

В период дистанционного обучения мы использовали такие принципы и правила коррекционной работы, как:

- индивидуальный подход к каждому ученику;

- использование методов и приёмов, активизирующих познавательную деятельность учащихся;

- учет возрастных и психофизических особенностей учащихся.

Существует очень много традиционных приёмов работы с данной категорией детей, но для того, чтобы повысить мотивацию к обучению, мы используем наиболее эффективные, на наш взгляд - наглядные и практические, так как у детей с особенностями развития преобладает наглядно–действенное мышление.

Хочу поделиться некоторыми приёмами педагогической техники, применяемыми на уроках биологии в период дистанционного обучения.

Хорошо известно, что ничто так не привлекает внимания и не стимулирует работу ума, как удивительное.

«Удивляй!» Биология – наука, где всегда можно найти удивительное, как в мире природы, так и в мире животных. В этом помогли – галерея различных рисунков, анимации, видео. Например, как распускается цветок, гусеница превращается в бабочку.

Ребятам очень нравится приём: «А знаете ли вы что…»

Учащимся предлагается подобрать интересную информацию по определенной теме урока. Подобранный занимательный материал по желанию они могут оформить в виде презентации, буклета, иллюстрируя его изображениями, фотографиями.

Так, к уроку по теме «Вредное влияние курения и спиртных напитков на сердечно–сосудистую систему» обучающиеся, руководствуясь дополнительной литературой, ресурсами Интернета, подготовили занимательный материл по теме урока, буклеты «Здоровый образ жизни – мой выбор!» В буклет вошли следующие материалы: рисунки продуктов, наиболее полезных для сердечно-сосудистой системы, лозунги, призывающие к здоровому образу жизни и т.д.

При подаче нового материала использовали авторские презентации, схемы, таблицы, короткие видеоролики. Это помогло систематизировать обширный учебный материала по биологии, представить его в удобном для изучения и запоминания виде.

Игра, наряду с трудом и учением, - один из основных видов деятельности человека. Процесс игры позволяет формировать качества активного участника игрового процесса, учиться находить и принимать решения; развивать способности адаптироваться в изменяющихся условиях.

Примерами таких игр могут служить: упражнения-викторины, ребусы, кроссворды, головоломки, применение загадок.

Например, игры на развитие внимания – «Четвертый лишний».

«Четвертый лишний» - всем известный прием педагогической техники. Исключить лишнее название. Обосновать выбор лишнего, указать признак классификации оставшихся 3-х.

Баклажан – перец- картофель – репа (лишнее репа, т.к. это семейство Крестоцветные) и т.д.

Игра на развитие воображения «Юные экскурсоводы».

При изучении темы «Образ жизни хищных зверей», ребята представляют себя в роли экскурсоводов в зоопарке и готовят краткий рассказ по плану о хищном животном.

Игры на развитие мышления и логики – «Загадки», «Логические цепочки», «Викторины».

В конце урока ребятам можно дать задание закончить предложения:

- А я и не знал …

- На будущее мне надо иметь в виду …

- Самым сложным для меня сегодня было …

Это прием учит детей анализировать свою деятельность, материал закрепляется путем многократного повторения.

Современному учителю не обойтись и без творческого домашнего задания, которое было особенно актуально в период дистанционного обучения. Это составление кроссвордов, ребусов, выполнение рисунков, поделок на заданную тему, написание синквейнов. Также ребятам нравилось записывать видео-ответы.

Например, синквейн.

Методический прием, который представляет собой составление стихотворения, состоящего из 5 строк.

Правила составления 1 строка одно существительное, выражающее главную тему 2 строка два прилагательных, выражающих главную мысль. 3 строка три глагола, описывающие действия в рамках темы. 4 строка фраза, несущая определенный смысл. 5 строка заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).

Пример синквейна по биологии:

Млекопитающие. Сумчатые, плацентарные. Рождаются, живут, умирают. Этот класс широко распространен во всем мире. Животное.

Таким образом, дистанционное обучение даёт возможность составить практически для каждого обучающегося индивидуальный образовательный маршрут, при котором у педагога есть возможность регулировать объем, качество и способы предоставления учебного материала, определить систему обратной связи «учитель-ученик».

Именно индивидуализация обучения с развитием навыков самостоятельности является основополагающим образовательным принципом дистанционного обучения. Залогом успешного обучения учащихся всегда была, есть и будет личность учителя, обладающего творческим характером, методической грамотностью и добивающегося высоких конечных результатов работы не зависимо от формата и специфики преподавания.

Категория: Биология
08.02.2024 09:07


Рекомендуем курсы ПК и ПП