СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Применение различных приемов и методов обучения в начальной школе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Жизнь стремительна и многообразна. Педагогическая наука тоже идет в ногу со временем. В связи с этим возникает потребность в изменении статуса урока в начальной школе в соответствии с требованиями ФГОС НОО. Это должен быть такой урок, в котором находят комплексное решение задачи обучения, развития и воспитания младших школьников, для решения которых нужны новые педагогические технологии, эффективные формы организации образовательного процесса, а значит, активные методы обучения.

Содержание различных приемов, методов и техник в обучении разнообразно. С их помощью учитель делает урок разнообразным и интересным. От методов зависят результативность и плодотворность обучения. Методы определяют творчество учителя, эффективность его работы, усвоения учебного материала и формирования качеств личности ученика.

Учитель не просто дает знания, он развивает различные пути с помощью учебных инструментов, чтобы дети сами добыли нужные им знания и умения. Конечно, не все известные приемы и техники можно применить в начальной школе. Это зависит от возрастных и биологических особенностей учеников.

Активные методы обучения делятся на методы начала урока, выяснения целей, сообщения нового материала, подведения итогов, рефлексии. Продуктивно начать урок позволяют такие методы как «Поздоровайся локтями», «Улыбнемся друг другу» и др. Они позволяют позитивно настроить учащихся на урок, воспитывают коммуникативные качества, навыки работы в группе.

В ходе сообщения нового материала можно применять такие методы как «Корзина идей», «Инфо-угадайка», «Мозговой штурм», которые позволяют активизировать познавательную деятельность и определить движения самостоятельной работы учащихся.

В процессе изучения орфографических тем на уроках русского языка целесообразно использовать методики «Найди лишнее слово», «Кластер», где ребятам предлагается собрать по столбикам в зависимости от изученной орфограммы или, наоборот, найти слово, которое потерялось.

На уроках литературного чтения дети любят играть в игру «Интервью с героем», где они представляют себя в роли журналистов и должны подготовить ряд вопросов героям произведения по сюжету.

Один из приемов рефлексии в конце урока «Три М», который можно использовать по-разному. Например, учащимся предлагается перечислить три момента, которые им хорошо удались в процессе урока, или три момента, которые их удивили и им хотелось бы узнать об одном из них побольше и т. д.

Развить у ребенка устойчивый интерес к учебе, знаниям, самостоятельном их поиске – одна из важнейших задач учителя. Ребенку должна нравиться его деятельность, она должна быть ему доступна. Как правило, ученики начальной школы не умеют «учиться самостоятельно». Их нужно подталкивать и направлять с помощью логических задач, вопросов, не давая готового ответа сразу.

Основными методами работы в с младшими школьниками конечно остаются игровые. Также можно применить работу в группах, диалоги, информационные минутки, моделирование. Также нельзя забывать и о наглядных методах обучения, которые способствуют развитию памяти, мышления, воображения. Наглядные методы обучения - это такие методы обучения, при которых усвоение учебного материала в процессе обучения зависит от применения наглядных пособий и технических средств. Характер наглядных пособий существенно влияет на понимание учебного материала, определяет содержание и структуру мысли ученика. Среди наглядных методов обучения выделяют наблюдение, иллюстрацию и демонстрацию. Благодаря наблюдению возможно возбудить у учащихся интерес к окружающей жизни и научить анализировать природные и социальные явления, а также научить их концентрировать внимание на главном, выделять особые признаки. Благодаря демонстрации внимание учащихся оказывается направленным на существенные, а неслучайно обнаруженные, внешние характеристики рассматриваемых предметов, явлений, процессов. Иллюстрация особенно хорошо используется при объяснении нового материала.

Остаются эффективными и традиционные методы ведения урока: рассказ, беседа, объяснение, описание. Задача учеников в том, чтобы следить за логическим повествованием, рассуждением учителя, что в итоге должно привести к структурированию изложения учебного материала самим учеником. Словесные методы обучения требуют от учителя логической последовательности и доказательности в объяснении, достоверности материала, образности и эмоциональности изложения, литературно правильной, четкой речи.

Нельзя обходить стороной самостоятельные, практические и контрольные работы. Здесь лучше применять такие методы как: частично-поисковый, который называют эвристическим, и включает в себя элементы репродуктивной и поисковой деятельности. Суть метода заключается в том, что учащимся не дается окончательное решение задачи, часть посильных вопросов им предлагается решить самостоятельно. Проблемный метод предусматривает постановку определенных проблем и ведет к творческому решению поставленных задач. Исследовательский рассматривают как высшую степень творческой деятельности учащихся. Исследовательский метод формирует у учащихся те знания, умения и навык, которые могут применяться ими в различных жизненных и трудовых ситуациях.

Список литературы

1. http://www.bravoschool.ru/platigs-174-2.html

2. Коджаспирова Г. М. Педагогика. Практикум и методические материалы. — М.: Владос, 2013. -416 с.

3. Бордовская Н. В., Реан А. А. Педагогика. — СПб, 2008.- 304 с.

4. https://pedsovet.su/metodika/priemy/7053_tri_m

5. https://urok.1sept.ru/articles/590324

Источник

20.10.2021 12:02


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!