СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Применение информационных технологий на уроках литературы.

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной статье рассматривается применение ИКТ на уроках литературы. Модернизация образования обусловила необходимость по-новому осмыслить культурное наследие. Для учителей гуманитарного цикла ИКТ – это большое подспорье для творческого развития студентов. С приходом новых технологий студенты стали проявлять больший интерес к занятиям. Успеваемость в среднем возросла на 15-20%. Студент лучше запоминает информацию, потому что он не только слышит и пишет, но еще и видит ее на интерактивной доске. Применение этой доски позволяет проводить уроки русского языка и литературы на новом уровне. С помощью доски появилась возможность обучать студентов в игровой форме. Информационно-коммуникационные технологии позволяют не только разнообразить урок, но и увеличить долю самостоятельной работы студентов. Для этого мы используем компьютер, с помощью Интернета студенты могут найти ответы на любые спорные вопросы. Наряду с этим, мы используем электронные учебники Виртуальной школы Кирилла и Мефодия. В данных учебных пособиях нашли отражение темы, изучаемые по программам СПО и НПО. Уроки, представленные в виде слайдов, содержат емкую информацию. Вместе с тем, один слайд включает в себя несколько иллюстраций по теме, кадры из кинофильмов. Это не только экранизация эпизодов произведений, но и воспоминания о писателях их современников; показ памятных мест. Помимо этого присутствуют гиперссылки из Интернета, содержащие подробную биографию, анализ произведений и, что особенно важно, содержание изученных произведений. В конце темы авторы учебника подводят итоги и предлагают учащимся выполнить тест и оценить свои ответы. Студенты могут вернуться к тому слайду, который вызвал затруднение. Таким образом, сведения, полученные с помощью информационных технологий, воспринимаются студентом с большим интересом. Работа ведется индивидуально, каждый студент сам дозирует время на изучение материала. Есть возможность проверить себя и свои знания после изучения темы. Обучающимся, отсутствующим на занятиях, нет необходимости давать консультацию, т.к. они в любой момент могут посмотреть на диске и узнать, что пропущено и что необходимо сдать. Сведения, полученные с использованием этих технологий, воспринимаются студентом лучше, с большим интересом. Стало возможным показ презентаций. На сегодняшний день у нас есть презентации на следующие темы: жизнь и творчество А.П. Чехова, Ф.М. Достоевского, А.Н. Толстого, М.А. Булгакова и внеклассного мероприятия "Суд над романтической любовью". Как пример, мы хотим показать презентацию урока-обобщения "Цветы любимому писателю". Это урок-отповедь, сомневающемуся в целесообразности изучения литературы. Цели нашего урока: 1. Показать значимость литературы, обогатить литературный и эстетический кругозор студентов. 2. Развивать умение самостоятельно пополнять знания. 3. Формировать нравственные идеалы, эстетический вкус. Мы не сделаем большого открытия, если скажем, что интерес учащихся к чтению значительно снизился. Поэтому эпиграфом к нашему уроку мы взяли слова Д. Дидро: "Люди перестают мыслить, когда перестают читать". За основу нашего мероприятия мы взяли письмо одного из учащегося, который усомнился в целесообразности изучения литературы. Наверное, многие из вас слышали в крылатую латинскую фразу: "Vita brevis, ars longa"("Жизнь коротка, искусство вечно"). Поэтому, в противовес Максиму, студенты подготовили выступления об авторах, которых они считают своими духовными учителями. Сколько любви – и такой разной! А сколько жизни вокруг нее?! Ведь не напрасно Пушкина называют "солнцем русской поэзии", а подсолнухи ассоциируются с солнцем жизни. О чем бы ни писал поэт, все раскрывает гениальность и неординарность его личности. Его творчество, и судьба сравнима с маком – пыхнул и сразу сгорел. Два дня пламенеют маки, а на исходе вторых суток осыпаются и гаснут. И сразу становится на земле без него пусто. И у людей так бывает… Представить себе Блока старым, так же трудно, как Льва Толстого молодым. Блок – это всегда романтик, поэт большого сердца, а розы выражают общую мажорную направленность его лирики. Сотри случайные черты – и ты увидишь: мир прекрасен! Читая стихи С. Есенина, вспомнишь тихие заводи с белыми лилиями и желтыми кувшинками, душистый запах сена, белую березу, полевые цветы… Раздольные рязанские просторы, напоенные пряными ароматами полевых трав и цветов – все это отразилось в поэзии Есенина. М.А. Булгаков. Нелегко приходилось писателю, но он не поддавался горьким выпадам судьбы. Его произведения сегодня знамениты, экранизированы, но образ дома с комнатными цветами проходит через всю булгаковскую прозу. Таким людям, как Владимир Высоцкий, можно доверить собственную жизнь. Такой не подведет. А гладиолусы – цветы верности, дружбы, мужества, которые отражают душу поэта. Для всех вас Шукшин запомнился, как автор и главный герой в фильме "Калина красная". Рассветы встают над калиною красной. Ей больше вовек для меня не цвести. Я жил и любил на земле не напрасно, А если чего не успел – прости! Поэтому ему иной букет, это веточка калины красной, символ того, что Шукшин жил и любил на земле не напрасно… Итак, мы сделали вывод, что книга побуждает к серьезной душевной работе и помогает найти свое место среди людей. В этом ее непреходящее значение. Итогом всего мероприятия явилась данная презентация. Готовя ее, мы обращались за помощью в Интернет. Таким образом, при использовании ИКТ - повышается эффективность обучения; - осуществляется индивидуальный подход в обучении; - расширяется объем предъявленной информации; - повышается интерес к изучению предмета.
Категория: Литература
24.04.2015 08:46


Рекомендуем курсы ПК и ПП