В данной статье рассматривается применение ИКТ на уроках литературы. Модернизация образования обусловила необходимость по-новому осмыслить культурное наследие. Для учителей гуманитарного цикла ИКТ – это большое подспорье для творческого развития студентов.
С приходом новых технологий студенты стали проявлять больший интерес к занятиям. Успеваемость в среднем возросла на 15-20%. Студент лучше запоминает информацию, потому что он не только слышит и пишет, но еще и видит ее на интерактивной доске.
Применение этой доски позволяет проводить уроки русского языка и литературы на новом уровне. С помощью доски появилась возможность обучать студентов в игровой форме.
Информационно-коммуникационные технологии позволяют не только разнообразить урок, но и увеличить долю самостоятельной работы студентов. Для этого мы используем компьютер, с помощью Интернета студенты могут найти ответы на любые спорные вопросы.
Наряду с этим, мы используем электронные учебники Виртуальной школы Кирилла и Мефодия. В данных учебных пособиях нашли отражение темы, изучаемые по программам СПО и НПО.
Уроки, представленные в виде слайдов, содержат емкую информацию. Вместе с тем, один слайд включает в себя несколько иллюстраций по теме, кадры из кинофильмов. Это не только экранизация эпизодов произведений, но и воспоминания о писателях их современников; показ памятных мест.
Помимо этого присутствуют гиперссылки из Интернета, содержащие подробную биографию, анализ произведений и, что особенно важно, содержание изученных произведений. В конце темы авторы учебника подводят итоги и предлагают учащимся выполнить тест и оценить свои ответы. Студенты могут вернуться к тому слайду, который вызвал затруднение. Таким образом, сведения, полученные с помощью информационных технологий, воспринимаются студентом с большим интересом. Работа ведется индивидуально, каждый студент сам дозирует время на изучение материала. Есть возможность проверить себя и свои знания после изучения темы.
Обучающимся, отсутствующим на занятиях, нет необходимости давать консультацию, т.к. они в любой момент могут посмотреть на диске и узнать, что пропущено и что необходимо сдать.
Сведения, полученные с использованием этих технологий, воспринимаются студентом лучше, с большим интересом. Стало возможным показ презентаций. На сегодняшний день у нас есть презентации на следующие темы: жизнь и творчество А.П. Чехова, Ф.М. Достоевского, А.Н. Толстого, М.А. Булгакова и внеклассного мероприятия "Суд над романтической любовью".
Как пример, мы хотим показать презентацию урока-обобщения "Цветы любимому писателю". Это урок-отповедь, сомневающемуся в целесообразности изучения литературы.
Цели нашего урока:
1. Показать значимость литературы, обогатить литературный и эстетический кругозор студентов.
2. Развивать умение самостоятельно пополнять знания.
3. Формировать нравственные идеалы, эстетический вкус.
Мы не сделаем большого открытия, если скажем, что интерес учащихся к чтению значительно снизился. Поэтому эпиграфом к нашему уроку мы взяли слова Д. Дидро: "Люди перестают мыслить, когда перестают читать".
За основу нашего мероприятия мы взяли письмо одного из учащегося, который усомнился в целесообразности изучения литературы.
Наверное, многие из вас слышали в крылатую латинскую фразу: "Vita brevis, ars longa"("Жизнь коротка, искусство вечно").
Поэтому, в противовес Максиму, студенты подготовили выступления об авторах, которых они считают своими духовными учителями.
Сколько любви – и такой разной! А сколько жизни вокруг нее?! Ведь не напрасно Пушкина называют "солнцем русской поэзии", а подсолнухи ассоциируются с солнцем жизни.
О чем бы ни писал поэт, все раскрывает гениальность и неординарность его личности. Его творчество, и судьба сравнима с маком – пыхнул и сразу сгорел. Два дня пламенеют маки, а на исходе вторых суток осыпаются и гаснут. И сразу становится на земле без него пусто. И у людей так бывает…
Представить себе Блока старым, так же трудно, как Льва Толстого молодым. Блок – это всегда романтик, поэт большого сердца, а розы выражают общую мажорную направленность его лирики. Сотри случайные черты – и ты увидишь: мир прекрасен!
Читая стихи С. Есенина, вспомнишь тихие заводи с белыми лилиями и желтыми кувшинками, душистый запах сена, белую березу, полевые цветы… Раздольные рязанские просторы, напоенные пряными ароматами полевых трав и цветов – все это отразилось в поэзии Есенина.
М.А. Булгаков. Нелегко приходилось писателю, но он не поддавался горьким выпадам судьбы. Его произведения сегодня знамениты, экранизированы, но образ дома с комнатными цветами проходит через всю булгаковскую прозу.
Таким людям, как Владимир Высоцкий, можно доверить собственную жизнь. Такой не подведет. А гладиолусы – цветы верности, дружбы, мужества, которые отражают душу поэта.
Для всех вас Шукшин запомнился, как автор и главный герой в фильме "Калина красная".
Рассветы встают над калиною красной.
Ей больше вовек для меня не цвести.
Я жил и любил на земле не напрасно,
А если чего не успел – прости!
Поэтому ему иной букет, это веточка калины красной, символ того, что Шукшин жил и любил на земле не напрасно…
Итак, мы сделали вывод, что книга побуждает к серьезной душевной работе и помогает найти свое место среди людей. В этом ее непреходящее значение.
Итогом всего мероприятия явилась данная презентация. Готовя ее, мы обращались за помощью в Интернет.
Таким образом, при использовании ИКТ
- повышается эффективность обучения;
- осуществляется индивидуальный подход в обучении;
- расширяется объем предъявленной информации;
- повышается интерес к изучению предмета.