СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до 17.07.2025
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Какие бы, реформы, эксперименты, нововведения не переживало образование, какие бы задачи не ставились перед учителем как в общем смысле его деятельности, так и содержанием дисциплины, которую он преподаёт, и системы по которой он работает, проверка и оценка знаний, умений и навыков студентов, были, есть и будут одним из важнейших компонентов его профессиональной деятельности. Контрольно-оценочная деятельность является на сегодняшний день актуальной для всех учителей, в том числе и учителей информатики. Выбор форм контроля зависит от цели, содержания, методов, времени и места их проведения. Проблема контроля учебных достижений всегда очень актуальна, особенно по такому предмету как информатика, где существует граница между теоретическими знаниями и практическими навыками и умениями учеников. Зачастую учащиеся могут успешно работать за компьютером, но при этом не владеть теоретической частью. Одним из приоритетных направлений совершенствования методики контроля в настоящее время является тестирование. Одной из положительных сторон тестирования является то, что для их организации не требуется много времени урока. Ученикам нравиться работать с тестами. Их можно составить по всему курсу или по отдельной изучаемой теме и использовать при повторении. Тесты и по назначению могут быть разные: входное тестирование, тест – разминка, контрольное тестирование, аттестационное тестирование и т.д. При этом выявляется глубина знаний теоретических вопросов. Тесты позволяют: 1. Эффективно использовать время урока, так как проводятся в начале (конце) урока и требуют всего 5-7 минут учебного времени; 2. Качественно оценить знания учащихся; 3. Освободить преподавателя от трудоемкой проверки письменных работ; 4. Повысить заинтересованность учащихся в получении новых знаний, умений и навыков; 5. В кратчайший срок проверить знания и умения больших групп учащихся (оперативность получения обратной связи); 6. Выявить проблемы при изложении и усвоении учебного материала; 7. Применить методы математической статистики для оценки степени его усвоения всеми испытуемыми, 8. Повышение мотивационной стороны обучения, 9. Использовать дифференцированный подход в обучении (ориентация на различия в индивидуальной подготовке), 10. Большинство тестов наглядные (срабатывает зрительная память учащихся), 11. Возможность преодоления субъективизма выставления оценок (используется заранее продуманная система оценивания результатов). Систематическая проверка знаний большого числа учеников ( а их у нас в классах от 30 до 40 человек) привела меня к необходимости использования компьютерного тестирования. Оно намного точнее и быстрее, чем бланочное, позволяет охватить больший объем содержания, быстро определить результаты усвоения материала. При этом ученики узнают предварительные результаты сразу по окончанию тестирования. Также, они самостоятельно могут проверить свои знания с помощью компьютера, увидеть количество правильных ответов и полученную отметку. Кроме того, компьютер гарантирует конфиденциальность. Компьютерное тестирование позволяет собирать статистический материал, который может накапливаться и хра¬ниться в памяти компьютера. Хочу отметить главные, на мой взгляд, требования к системе компьютерного контроля, которых я стараюсь придерживаться: 1. тестовые вопросы и варианты ответов на них должны быть четкими и понятными по содержанию. Полностью должны исключаться повторы слов, малопонятные, редко употребляемые слова, а также неизвестные символы, иностранные слова, затрудняющие восприятие смысла. 2. компьютерный тест должен быть простым в использовании. На экране желательно иметь минимум управляющих кнопок, инструкции-подсказки по действиям обучающегося должны появляться только в нужное время в нужном месте, а не присутствовать на экране постоянно, загромождая его. 3. в тестовую систему должна быть включена оценка степени правильности ответа на каждый заданный вопрос. Наличие заранее разработанных правил выставления баллов – это одно из важных требований при тестировании. В общем случае применения тестов за правильный ответ в каждом задании дается один балл, за неправильный - ноль. 4. тестовых вопросов должно быть настолько много, чтобы совокупность этих вопросов охватывала весь материал, который обучающийся должен усвоить. 5. вопросы должны подаваться испытуемому в случайном порядке, чтобы исключить возможность механического запоминания их последовательности. 6. вопросы не должны начинаться с номера или какого-либо символического обозначения для того, чтобы исключить запоминание вопроса по порядку его следования или символу, его обозначающему. 7. варианты возможных ответов должны следовать так же в случайном порядке. 8. необходимо проводить учет времени, затраченного на ответы, и ограничивать это время. У тестового контроля, как и у других форм контроля, есть свои недостатки: • Данные, получаемые учителем в результате тестирования, хотя и включают в себя информацию о пробелах в знаниях по конкретным разделам, но не позволяют судить о причинах этих пробелов. • Тест не позволяет проверять и оценивать высокие, продуктивные уровни знаний, связанные с творчеством, то есть вероятностные, абстрактные и методологические знания. • Обеспечение объективности и справедливости теста требует принятия специальных мер по обеспечению конфиденциальности тестовых заданий. При повторном применении теста желательно внесение в задания изменений. Также на уроках для компьютерного тестирования мы применяем Интернет в режиме on-line (правда очень редко). Сейчас существует много разных и интересных сайтов по тестированию. Например, один из них имеет ссылку http://www.klyaksa.net/test_online. Ученики заходят сюда и проверяют свои знания. Чтобы пройти тест, необходимо ввести свое имя, выбрать тему и вариант. После нажатия клавиши «Начать тест» время прохождения теста фиксируется. По окончании прохождения теста можно увидеть результаты тестирования и рекомендации: либо повторить тест, либо перейти к другой теме. On-line тестирование может быть использовано студентами на уроке (и, что очень важно, дома) для осуществления объективного контроля уровня обученности. Я проанализировала многие сайты, предлагающие сервис онлайн-тестирования по информатике. Конечно они все очень интересны и их можно рекомендовать к использованию на уроках информатики. Но в своей работе, как учитель информатики в школе с углубленным изучением математики, физики и информатики, предпочитаю использовать тесты, в основном созданные мной и моими коллегами при помощи различных офисных программ, языков программирования, систем NetTest и MyTest. Очень люблю работать с MyTest!!! Чем она мне нравится ? MyTest это система программ - программа тестирования учащихся, редактор тестов и журнал результатов – для создания и проведения компьютерного тестирования, сбора и анализа результатов, выставления оценки по указанной в тесте шкале. И что особенно мне нравится, так это то, что программа MyTestX работает с десятью типами заданий: • одиночный выбор, • множественный выбор, • установление порядка следования, • установление соответствия, • указание истинности или ложности утверждений, • ручной ввод числа, • ручной ввод текста, • выбор места на изображении, • перестановка букв, • заполнение пропусков (MyTestXPro). В тесте можно использовать любое количество любых типов, можно только один, можно и все сразу. В заданиях с выбором ответа (одиночный, множественный выбор, указание порядка, указание истинности) можно использовать до 10 (включительно) вариантов ответа. Программа состоит из трех модулей: Модуль тестирования (MyTestStudent), Редактор тестов (MyTestEditor) и Журнал тестирования (MyTestServer). Для создания тестов имеется очень удобный редактор тестов с дружественным интерфейсом. Любой учитель-предметник, даже владеющий компьютером на начальном уровне, может легко составить свои тесты для программы MyTestX и использовать их на уроках. MyTestX имеет хорошую степень защиты, как тестовых заданий, так и результатов. Благодаря тому, что для теста можно задать несколько различных паролей (для открытия, редактирования, тестирования), испортить (отредактировать) тест лицам не имеющим на это право становится практически не возможно, плюс ко всему, не возможно украсть ключи (правильные ответы) к тестовым заданиям. Так как результаты тестирования могут сохранятся в защищенный файл, который не возможно отредактировать, то оценки учащихся всегда объективны и не зависят от лояльности учителя. Ввиду того, что результаты тестирования могут сохранятся как на локальном ПК, так и параллельно на ПК учителя, вероятность потери результатов сводится к 0% . Программа уже на сегодняшний день продемонстрировала высокую надежность работы. В программе предусмотрены различные варианты защиты тестов от несанкционированного получения ответов. Ко многим полезным функциям, которые имеются в программе для проведения компьютерного тестирования, можно ещё присоединить то, что если ученик по каким-либо причинам не может выполнять тест за ПК (например по состоянию здоровья), то буквально за 1-2 минуты можно сформировать “бумажный” вариант теста. Ещё, я использую программный комплекс для сетевого тестирования NetTest (автор Поляков К. Ю, http://kpolyakov.narod.ru), позволяющий создавать базу данных с результатами тестируемых. Комплекс состоит из двух программ — серверной и клиентской. Серверная программа позволяет создавать и редактировать тесты, она также осуществляет полное управление компьютерным тестированием, обработку и вывод результатов. Клиентская программа запускается с рабочих станций и предназначена для работы учащегося. Обе программы имеют удобный интерфейс. На рабочем месте учеников не требуется установка каких-либо программ, достаточно создать ярлык на клиентскую программу, размещенную на сервере. Программный комплекс NetTest полностью автоматизирует • тестирование на рабочих станциях с ограничением времени; • процедуру выбора вопросов из базы данных; • обработку результатов теста и их оформление; • анализ результатов (какие вопросы вызвали сложности). Программа NetTest имеет широкие возможности работы с различными типами тестовых заданий: • выбрать один верный вариант из пяти вариантов ответа на каждый; • отметить все верные утверждения ; • ввести верный ответ — целое число ; • ввести верный ответ — символьную строку (регистр букв не учитывается); • установить соответствия между парами значений (например, термин — определение). С каждым вопросом можно связать иллюстрацию любого размера (поддерживаются форматы рисунков BMP, GIF, JPG, а также форматированный текст в формате RTF) и/или звуковой файл в формате WAV. При создании теста устанавливается ограничение по времени на весь тест. При запуске теста преподаватель может поменять это значение. По истечении заданного времени клиентская программа автоматически прерывает работу. Количество вопросов в каждом тесте не ограничено. При запуске теста учитель определяет, сколько вопросов будет использовано в текущем тесте. Вопросы выбираются из базы случайным образом, при этом все рабочие станции получают одинаковый набор вопросов, но в разном порядке. Данная программа проста в использовании и настройке. Из личного опыта применения хочу заметить, что программа NetTest – одна из лучших программ для создания тестов и обладает большими возможностями для эффективной организации ряда элементов процесса освоения учебной дисциплины. Но всё же подводя итог, хочется отметить, что важнейшей задачей, стоящей перед системой среднего специального образования, является разработка независимой системы оценки качества обучения. Независимой система оценки качества обучения может стать лишь при использовании современных компьютерных образовательных технологий, в частности, компьютерного тестирования.
© 2015, Клепачёва Елена Александровна 2107