СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Пришло время для роста каждого педагога

Нажмите, чтобы узнать подробности

"Одна педагогическая практика без теории — то же, что знахарство в медицине." К. Д. Ушинский

Люди всегда задумывались о том, какой орган в организме самый главный? По мнению многих ученых, это, безусловно, мозг. Без мозга мы не можем существовать. Я, как учитель- дефектолог, присоединяюсь к мнению великих ученых.

Уже год мое внимание привлекают исследования в области когнитивной нейронауки Маркуса Рейчела (Marcus Raichle), Эрика Кандела (Eric Kandel), эксперименты Центра исследований и инноваций в обучении (Centre for Educational Research and Innovation (CERI), Еремеевой В.Д. и др. Они наиболее полно отражают особенности мозговой организации при восприятии, обработке и запоминании информации, что обеспечивает надежную основу для инноваций в разработке учебных программ.

Поэтому в своем самообразовании ключевыми задачами я поставила анализ свойств мозга во время обучения и определение эффективных принципов работы преподавателя. Первостепенное исследование научной литературы подвело меня к тому факту, что центральный отдел нервной системы изначально был создан, чтобы выполнять функцию обучения. Это связано с его способностью меняться, реагировать на среду, на образ жизни, становиться более эффективным и увеличиваться в размерах. В процессе обучения в нем интенсивно развиваются нейроклетки и создаются новые связи между ними, закрепляя опыт в памяти. Это свойство мозга польский нейрофизиолог Ежи Конорский назвал нейропластичностью.

А лекции доктора психологических наук, профессора T.Г. Визель мне хорошо помогают использовать свои выводы в практической работе с детьми с ОВЗ. И вот о главном в моей статье блога!

«Сейчас я быстро разгадаю, что за педагог передо мною, смотря по тому, говорит ли он о детях и их психологии, или же говорит он о программах, требованиях начальства, методиках и т.д.» П. П. Блонский

Вопросы кризиса детского здоровья и вырождения нации являются предметом постоянного внимания общества и государства. По данным НИИ гигиены и профилактики заболеваний, состояние здоровья и физического развития детей за последнее десятилетие значительно ухудшилось. Современная школа становится дополнительным фактором, ухудшающим здоровье учащихся.

Из книги А.А. Глущенко "Нейропедагогика как новейшее направление педагогики: технологии, принципы, методы": ".По статистике Минздравсоцразвития России количество детей-инвалидов за 25 лет выросло в 13 раз и составляет около 700 тыс. человек, на сегодняшний день детей, рожденных с физиологической незрелостью — 74 %, с неврологической симптоматикой — до 86 %, абсолютно здоровыми можно считать не более 10 % детей дошкольного возраста и около 4 % детей подросткового возраста. Данная статистика указывает на преобладающее количество детей с ОВЗ над детьми с нормотипическим развитием и количество детей с ОВЗ лишь возрастает с каждым годом. И как следствие этого факта возникает потребность в повышении квалификации педагогов. Знания, полученные педагогами в рамках классических педагогических технологий, недостаточны для обеспечения эффективного обучения для каждого ребенка без потери качественной составляющей образования. Существует насущная необходимость для педагогов в овладения новыми знаниями в области медицины, нейролингвистики, нейропсихологии и дефектологии. В связи с эти так же существует необходимость изменения квалификационного перечня работников образования с включением туда новых должностей с приставкой нейропедагог, т. е. нейропедагог-учитель русского языка или биологии и т. д. Возможно, подобные изменения как в правовом, так и квалификационном ключе могут изменить современную педагогику и вывести ее на качественно иной уровень."

Из выше сказанного следует отметить то, что ответственность за ухудшение здоровья детей лежит не только на семье, но и на современной школе. Я, как учитель-дефектолог, уверена в том, что каждый учитель на своем уроке может реально много сделать для изменения проблемы здоровья школьников. Педагог не всегда умеет увидеть и понять в каждом ученике что-то особенное, индивидуальное, что отличает его от всех, и то общее, что характеризует его возрастные особенности. Здесь много причин. Но одна из них в том, что дети по-разному воспринимают информацию, по-разному её анализируют, у них разная работоспособность, разное внимание, память и т.д. С первых дней обучения учителю необходимо выделить существенное и несущественное, то, что влияет на успешность обучения, либо не оказывает никакого влияния.

Благодаря, замечательным наукам нейропсихология и нейропедагогика, я шире приоткрыла дверь в мир разнообразия нейропсихологических методик и приёмов диагностирования и обучения детей. Я и мой педагогический коллектив, а сейчас и Вы, дорогой читатель блога, задумываемся, как развивается и работает детский мозг, как различается образ мышления мальчиков и девочек, а также левшей и правшей, что происходит в работе мозга того или иного ребенка во время посещения детского сада и школы, какую методику обучения письму или математике лучше подобрать в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка.

Я призываю педагогов, родителей и самих детей следить за нейропсихологическими исследованиями в нашей стране, которые проводятся относительно недавно. Да! На сегодня официально нейропедагогику, как науку, у нас еще не признали. Хотя в зарубежных источниках термин Educational neuroscience уже основательно закрепился.

Я уверена, что такой предмет как нейропедагогика должен изучаться еще больше, должен вводиться в педагогических вузах, потому что люди, работающие с детьми, обязаны знать как и почему происходят те или иные процессы.

И еще! Мы с учителями начальных классов исследовали у обучающихся 1-4 классов нашей школы ведущие каналы информации. Что нам это дало? И дало, и помогло нашим ученикам легче обучаться и больше интересоваться знаниями. В начальной школе особенно важно учитывать ведущий канал информации при организации процесса обучения. Дети по-разному усваивают и обрабатывают информацию. Одни школьники лучше воспринимают учебный материал визуально (визуал), другие – через слуховой анализатор (аудиалы), а третьи – через ощущения, эмоциональную сферу (кинестетики). Как же определить ведущий канал восприятия? Учителя, чаще всего, ориентированы на слуховой канал, но на уроке надо задействовать три типа канала: услышать, зрительно представить, пощупать, потрогать. Для педагогов представляют интерес поведенческие признаки, на основе которых можно сделать примерный вывод о том, какой канал: аудиальный, визуальный или кинестетический - развит у учащегося лучше. Кстати, встретились нам и смешанные типы модальностей.

Теперь наши учителя подкованы и используют такие аспекты:

1. При обучении чаще задействованы два сенсорных канала – зрение и слух, а значит ведущий глаз и ведущее ухо. Вся учебная информация проходит только через один ведущий глаз и через одно ведущее ухо. Второй глаз дает глубину изображения. Второе ухо - дальность, фон. Ребенок быстро утомляется на уроке, особенно, если урок ведется на противоположное полушарие или если на уроке не задействован его ведущий канал восприятия. Если у ребенка ведущий правый глаз и правое ухо, его надо посадить в классе так, чтобы учитель был справа от него. Если левый глаз и левое ухо, надо, чтобы учитель был слева от него. Если ведущее ухо и глаз - разные, такого ребенка надо садить на средний ряд.

2. Ведущий глаз. Дети с ведущим левым глазом имеют высокий биологический потенциал здоровья, но у них слабее психосоциальное здоровье.Они очень эмоциональны.Тяжело берутся за организационную деятельность, трудно вступают в коммуникативные отношения. У них могут быть часто неврозы, но они телесно здоровые. Дети с ведущим правым глазом легки в коммуникативном плане. Они хорошие лидеры. У них сильная психика, но страдает биологическое здоровье. У ребенка может поменяться глаз в результате учебной деятельности (например, в связи с сильным утомлением), в период половой зрелости (даже на всю жизнь). Девочки с ведущим левым глазом могут встретить трудности в обучении. (Проводился такой опыт с девочками: когда завязывали ведущий левый глаз, они переставали учиться вообще). Это лишь доказывает, что ломать природную организацию мозга нельзя. Нейропедагогика учит, что мы должны подстраиваться под ребенка.

Используя индивидуально-типологические особенности своих учеников, мы надеямся в итоге убедиться в том, что создали важные условия для сохранения психологического и физического здоровья обучающихся.

А вы считаете, что нейропедагогика поможет каждому учителю в практике оптимально и творчески решать свои педагогические задачи. Что она является- технологией профессионального и личностного развития педагога? Что эта наука - «ключик» к успешному обучению наших детей?

07.02.2021 18:18


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!