СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
«Привитие интереса к физической культуре у младших школьников через занятия футболом
во внеурочное время "
Актуальность.
Проблема физического воспитания во все времена была актуальной, но на современном этапе развития общества этот вопрос приобрел глобальный масштаб. Научно-технический прогресс, бурное развитие средств массовой информации, напряженная умственная работа в школе и дома вызывают у учащихся значительную перегрузку организма. Вместе с тем большую часть свободного времени они проводят сидя за компьютерами. С одной стороны, компьютер, хоть и облегчает им жизнь в поисках нужной информации при подготовке домашних заданий, но в то же время может вызвать серьезную проблему. Школьник ведет малоподвижный образ жизни. А это отрицательно сказывается на физическом развитии, общем состоянии здоровья, уровне физической подготовленности. На сегодняшний момент эта проблема очень актуальна. Вот почему жизненно необходимыми являются физическая культура и спорт, которые позволяют укреплять здоровье, целенаправленно воздействовать на весь организм совершенствовать двигательную деятельность и формировать физические качества. В настоящее время одной из актуальных задач физического воспитания является разработка и использование таких методов и средств, которые способствовали бы повышению работоспособности детского организма, делали бы его стойким и выносливым, обладающими высокими защитными свойствами к неблагоприятным внешним воздействия. Такая ситуация, о которой уже не один день бьют тревогу педагоги, врачи и ученые, опасна, прежде всего, создающимся дефицитом двигательной активности. На основе всего вышесказанного, можно сделать вывод, что единственной возможностью нейтрализовать отрицательные явления, развивающиеся у школьников при продолжительном и напряженном умственном (учебном) труде, — это активная и определенным образом организованная физкультурно-оздоровительная работа в школе, в том числе во внеурочное время. Укрепление здоровья детей, привитие интереса к спорту и физкультуре одна из основных задач учреждений дополнительного образования. В ряду наиболее эффективных средств физкультурно-оздоровительной работы со школьниками во внеурочное время футбол занимает видное место. И это не случайно. Футбол – поистине один из самых массовых и любимых видов спорта. Его популярность среди детей чрезвычайно велика. Футбол привлекает своей зрелищностью, обилием разнообразных технических и тактических приемов борьбы, эмоциональностью, слаженностью действий команды спортсменов. Кроме того, это эффективное средство укрепления здоровья, совершенствования всех функций организма. В футбол можно играть не только в спортивном зале, но и на спортивной площадке. Однако, несмотря на свою простоту, эта игра обладает рядом интереснейших особенностей, делающих ее особенно привлекательной именно для школьников. Во-первых, здесь каждый игрок чаще соприкасается с мячом и участвует в общих игровых действиях; во-вторых, в футболе забивается довольно много голов; в-третьих, во время матча мяч практически не покидает площадку, а игра проходит динамично, без вынужденных и утомительных остановок. Хотя младший школьный возраст не является возрастом решающих сдвигов в развитии личности (как подростковый), тем не менее, в этот период достаточно заметно происходит формирование личности: закладывается фундамент нравственного поведения, происходит усвоение моральных норм и правил поведения, начинает формироваться общественная направленность личности. Занимаясь физическими упражнениями с младшими школьниками, очень важно учитывать особенности их эмоциональных состояний. Они, как правило, с готовностью и интересом выполняют задания тренера, бывают обычно внимательны, исполнительны, дисциплинированы, особенно когда занятия физическими упражнениями удовлетворяют их потребности в движении и игре. Дети, отстающие в физическом развитии, имеющие на уроках физической культуры плохие оценки, занимаясь во внеурочное время в спортивных секциях, не только становятся крепче физически, но и закаляются морально, становятся увереннее в своих силах, что, в свою очередь, благодатно сказывается на их успеваемости. Однако в силу повышенной эмоциональности дети с 6-10 лет часто перевозбуждаются. Младшие школьники зачастую бывают, обидчивы и вспыльчивы. Поэтому следует избегать резких отрицательных оценок и замечаний, обидных сравнений при неудачном выполнении упражнения, т.к. они вызывают у них состояние тревожности, неуверенности, стремление прекратить заниматься спортом. Для развития волевых качеств младших школьников (дисциплинированности, уверенности, настойчивости, выдержки и др.) следует в каждом конкретном случае подбирать для них упражнении достаточно трудные, требующие применения сознательных волевых усилий, но вместе с тем доступные. Однако, выполнять непосильные упражнения, наоборот, отрицательно влияет на развитие волевых качеств, может способствовать развитию не уверенности, не решительности, трусости.
Методика преподавания курса.
Обучение и тренировка младших школьников, занимающихся в секции футбола, составляют единый педагогический процесс, направленный на укрепление здоровья занимающихся, развития их физических качеств и освоение технико-тактических приемов игры. Этот возраст идеально подходит для тренировочных занятий начальной стадии, тем самым подготавливая организм ребенка к более значительным физическим и интеллектуальным нагрузкам. В условиях тренировки этот процесс можно разделить на два года обучения:
на первом году (8-9 лет) младшим школьникам прививаются умения правильно выполнять основные технические приемы и тактические действия, обеспечивается разносторонняя физическая подготовка, сообщаются элементарные теоретические сведения.
на втором году (10-11 лет) тренером ставится задача расширения круга изучаемых технических приемов и тактических действий, формирования умений выполнять изученные приемы в усложненных условиях, дальнейшего развития физических качеств с учетом специфики футбола. Также значительно расширяется объем теоретических знаний, совершенствуется психологическая устойчивость.
Таким образом, в процессе двухлетней подготовки детей в объединении «Футбол», как обучение, так и тренировка могут иметь свои определенные задачи, что, однако, не означает противостояние этих дух понятий друг другу. Напротив, обучение и тренировка тесно связаны между собой. Такая же тесная связь существует и между видами подготовки – физической, специальной, технической, тактической и психологической. Так, неразрывная взаимосвязь наблюдается между физической подготовкой и обучением техническим приемом, между освоением технических приемов и обучением тактическим действиям, между тактической и психологической подготовкой и т.д.. Например, развитие физических качеств и освоения техники - два тесно взаимосвязанных звена единого процесса обучения двигательным действиям. Развитие физических качеств младших школьников, занимающихся в секции футбола, осуществляется с помощью самых разнообразных методов. Поскольку футбол как спортивная игра является, по своей сути, одной из разновидностей скоростно-силовых видов физических упражнений, для развития у школьников важнейших физических качеств рекомендуется использовать методы, типичные для большинства спортивных игр, а именно:
метод длительной непрерывной работы, который используется для развития аэробной выносливости;
переменный метод, отличающийся от предыдущего лишь длительностью выполняемой работы. Он способствует воспитанию специальной выносливости. Наиболее типичным представителем данного метода выполнения упражнений является сама игра в футбол;
повторный метод - разновидность прерывистой работы, имеющей в самой игре. Рекомендуется использовать при развитии быстроты, силы, скоростной выносливости;
интервальный метод, представляющий собой типичную разновидность прерывистой работы и отличающийся от других строгой регламентацией периодов работы и отдыха. При этом отдых сравнительно невелик, что не дает возможность организму занимающихся восстанавливаться;
метод максимальной интенсивности - это метод предельных нагрузок, выполняемых с максимальной интенсивностью и установкой действовать «до отказа». Он используется для развития у занимающихся максимальной силы и способности к работе большой мощности.
Таким образом, из вышесказанного сказанного в своей работе на первом году обучения я чаще использую повторный и интервальный методы, т.к. ребята в младшей группе еще маленькие, неусидчивые, невнимательные, у них слабо развита координация движения, скоростная способность, нет четко согласованных движений, что кардинально отличает их от ребят старшей группы. В начале обучения основное внимание детей направляю на овладение правильными движениями, а затем стремлюсь, чтобы они освоили точные удары и скорость движений. Обучение технике провожу постепенно путем усложнения условий выполнения движений. Например, удар по мячу провожу в такой последовательности: удар по неподвижному мячу, удар по мячу после его остановки, удар по мячу, движущемуся навстречу, и, наконец, перехожу к изучению удара при движении самих занимающихся. Начинать обучение ведению мяча лучше всего с ведения по прямой на бегу. Скорость бега при этом постепенно увеличивается. По мере того как дети овладевают этим действием, перехожу к обучению ведения по дугам, зигзагами, с обводкой стоек - фишек. Наконец, следующий этап - это обучение ведению мяча при сопротивлении противника. Ведение мяча совершенствуется в игровых упражнениях, эстафетах, подвижных играх и самой игре в футбол. Однако упражнения и игры, в которые включаются изучаемые движения, должны быть очень разнообразными и интересными для занимающихся. Однообразие и монотонность действия снижают интерес у детей. Упражнения и игры должны быть доступными данному возрасту. Программный материал для младшей и старшей групп состоит из теоретического и практического разделов. Занятия по теоретическому разделу провожу в течение всего года в виде бесед в процессе практических занятий. Практический раздел программы включает общую, специальную физическую, техническую подготовку, тактическую подготовку, участие в соревнованиях и сдачу контрольных нормативов по отдельным видам подготовки. Специальная физическая подготовка включает упражнения, способствующие развитию специальных качеств юного футболиста. Интенсивность и продолжительность упражнений, соотношение общей и специальной физической подготовки определяется возрастными особенностями воспитанников и уровнем их подготовки. Техническая подготовка включает специальные приемы: удары по мячу, остановки, ведение мяча, обманные движения, вбрасывание и отбор мяча, а также техника игры вратаря. По мере освоения технической подготовки, усложняется условия выполнения упражнений: остановка мяча в движении, передача мяча с различной степенью силы и т.д. Увеличивается быстрота исполнения приема, вводится пассивное и активное сопротивление со стороны партнера. В ходе технической подготовки основное внимание уделяется правильности выполнения движений и приемов. Совершенствование владения основными техническими приемами проводится в игровых упражнениях и в процессе самой игры. Конкретный подбор упражнений определяется возрастом занимающихся, уровнем подготовленности. Важной составляющей на втором году обучения является тактическая подготовка, которая проводится различными методами. Отрабатывается взаимодействие в парах и тройках. Индивидуальные и групповые тактические действия совершенствуются в игровых упражнениях на ограниченном участке поля, в игре в одни ворота, в игре в мини-футбол, и непосредственно в игре. На первом и втором годах обучения, два раза в год провожу диагностический контроль, с целью выявления динамики развития каждого воспитанника. Диагностика проводится в форме сдачи контрольных нормативов по физической и технической подготовке. Для каждой возрастной группы существуют свои величины показателей. Но самым эффективным и наилучшим средством диагностики является участие команд в соревнованиях различного уровня. С каждым годом количество желающих заниматься в объединении «Футбол» младшего возраста увеличивается. Рост мотивации к занятиям футболом во второй половине дня в школе, прежде всего, связан с победами на соревнованиях старшей группы учащихся объединения. Популярность этого вида спорта в нашей стране, высокие показателями выступлений сборной команды России по футболу и с предстоящий чемпионат России по футболу в 2018 году тоже повышают интерес к занятиям футболом. В объединение «Футбол» приходят заниматься ребята самые простые «дворовые» мальчишки, не имеющие возможности в силу определенных обстоятельств заниматься «большим» спортом. Также активно идет работа по привлечению в объединение «Футбол» ребят, состоящих на внутришкольном контроле и ребят с «девиантным» поведением. Они регулярно ходят на занятия, активно тренируются и удачно выступают на соревнованиях. Мною и педагогическим коллективом, было замечено, что многочисленные тренировки благоприятно сказываются на их моральном, физическом воспитании, у этих ребят повысилась успеваемость. Наша команда принимает участие в самых различных видах соревнований (муниципальные, районные). Были, конечно, и победы и проигрыши, но мы работали над своими ошибками. Самая высокая победа у нас была в 2013-2014 году. Мы приняли участие в Общероссийском проекте «Мини-футбол в школу» и в двух возрастных категориях заняли призовые места в районном этапе и вышли на городские соревнования. На городских соревнованиях младший возраст одержал победу и стал чемпионом города, а старший возраст занял 3 место. Осенью 2014 года старшая группа принимала участие в районных, муниципальных соревнованиях по футболу, а также снова приняла участие в Общероссийском проекте «Мини-футбол в школу» и заняла 1 место в районе и вышли на городские соревнования, которые состоятся в феврале 2015 года. Ребята регулярно и интенсивно тренируются, не пропускают занятия и верят в предстоящую победу. Стремление к победе активизирует настойчивость, формирует лидерские задатки, развивает любовь к школе (команде), своему городу.
Выводы.
Таким образом, подводя итог вышесказанному, хочется отметить, что систематическое занятие футболом, участие в соревнованиях оказывают всестороннее влияние на учащихся: совершенствуется функциональная деятельность их организма, обеспечивается нормальное физическое развитие. Занятия спортом способствуют также воспитанию целого ряда положительных качеств и черт характера: умение подчинять личные интересы интересам коллектива, взаимопомощи, уважение к партнерам или соперникам в играх, сознательной дисциплины, активности, чувства ответственности, пунктуальности, спортивной этики. Воспитание нового, всесторонне развитого человека - одно из необходимых и решающих условий успешного развития современного общества.
© 2015, Забелина Наталья Юрьевна 2831