СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
«Среди тех миров, которые не подарены человеку природой, а сотворены из материалов его собственного духа, мир книги — величайший». Герман Гессе - немецкий писатель, лауреат Нобелевской премии. Еще в 2011 г., выступая на съезде Российского книжного союза, Владимир Путин назвал возрождение потребности людей в книге «без преувеличения общенациональной задачей». «Мы долгое время были одной из самых читающих стран мира. Есть опасность, что этот статус мы можем утратить. У нас растет число людей, которые вообще не читают книг. Это очень тревожный факт», – заявил глава государства. Ещё совсем недавно ценность книги и чтения у нас была неоспорима. В 1970- 1980 годы возник миф о России как о самой «читающей стране мира». Высокий престиж чтения в обществе, и особенно «серьёзной» литературы, собирательство, создание своих домашних библиотек - всё это способствовало чтению. Но сегодня ситуация значительно изменилась. В наш век научно-технического прогресса, где господствуют телевидение, компьютеры и видеоигры, дети потеряли интерес к чтению. С приходом в общество новых информационных технологий книга как-то отошла на второй план. Страна подошла к критическому пределу пренебрежения чтением.И это общемировая тенденция. Американцы и японцы забили тревогу по поводу чтения и образования еще в 1983 году. Эта опасность связывалась с ростом функциональной неграмотности. Чтение и читательская грамотность сегодня высоко ценятся и осознаются мировым сообществом: не случайно 2003 – 2012 годы были объявлены Организацией Объединенных Наций десятилетием грамотности. Что проводится в нашей стране по данной проблеме? В 2006 году была принята- «Национальная программа поддержки и развития чтения», рассчитанная на 2007-2020 годы. С 2010 года внедряется Национальная программа «Чтение и духовная безопасность будущего России», которая проходит под девизом «Нация в опасности-дети перестают читать!»,направленнаяна внимание родителей к книге - как важному фактору воспитания ребёнка; - Программа для молодежи «Молодая Россия читает!». - Программа «Семейное чтение: школа сотрудничества детей и родителей», направленная на возрождение семейного чтения. Главная задача Национальной программы поддержки и развития чтения: «вызвать у подрастающего поколения интерес к чтению и вернуть в ранг активных читателей. Иными словами, необходимо создать в стране условия для массовой интенсификации процессов чтения, повышения качества и разнообразия прочитываемой литературы во всех областях знаний. В современных условиях школа и учреждения образования является определяющим фактором в воспитании потребности в чтении у подрастающего поколения. Приведу такие данные: увеличивается доля россиян, вообще не читающих или читающих лишь от случая к случаю, утрачиваются традиции семейного чтения: До 90-х годов XX века 50 % родителей читали своим детям книжки, то сегодня это делают только 7 %», а 37% населения не читают совсем. Самые читающие страны сегодня: это Италия и Швейцария, России нет в «десятке». Процент читающей молодежи снизился с 48% в 1991году до 28% в 2009г.; По результатам международных исследований функциональной грамотности PISA, свыше 10% российских школьников функционально неграмотны, в странах-лидерах этот показатель не превышает 1%. Мировой опыт подсказывает: надо какможно раньше приобщать ребенка к книге и чтению — кладезю знаний, идей, мудрости и опыта. Начиная с 1990-х гг. и по сегодняшний день идет процесс обнищания многих российских семей. Снизились возможности семьи покупать детские книги. Книги и чтение — только одно из средств в борьбе за возрождение российской духовности и формирование нравственного и творческого человека. Чтение перестает быть знаком интеллектуальной престижности: в системе семейного воспитания исчезает такая форма семейного досуга, как совместное чтение. Возрождение традиций семейного чтения – это актуальная проблема сегодняшнего дня. И оно должно быть вдвойне актуальнее, ведь родители и дети перестали слушать и слышать друг друга. Только читая с мамой и папой, ребенок приобщается к семейным традициям. Семейное чтение готовит человека к взаимоотношению с книгой, пробуждает и углубляет внимание, формирует потребность в чтении. Хочу привести слова великого педагога ХХвека В. А. Сухомлинского «Если с детства у ребенка не воспитана любовь к книге, если чтение не стало его духовной потребностью на всю жизнь, в годы отрочества душа ребенка будет пустой» Чтобы ребенок читал, надо, чтобы рядом с ним был читающий родитель, а еще лучше — читающий вместе с ребенком родитель. В современном мире, традиция семейного чтения становится, как никогда, актуальна. Книга должна войти в круг семейных хобби. Будущего читателя необходимо воспитывать, когда он только начинает ходить, когда он познает мир, когда переживает свое первое удивление от соприкосновения с окружающим. И одним из главных факторов, стимулирующих чтение детей, является читающая семьяи соответствующая домашняя книжная среда. Любить чтение — это обменивать часы скуки, неизбежные в жизни, на часы большого наслаждения. Ф. М. Достоевский. Как же сделать, чтобы семейное чтение в России было не уходящей традицией, а вечной ценностью? И каждый из вас скажет: «Нужно читать вместе с детьми. Просто брать книжку, садиться рядышком и читать вслух». Что проводиться в нашей стране направленные по возрождение семейных традиций чтения: - Акции в крупных городах «Первые книжки для нашей малышки всем новорожденным оформляют читательский билет, а родителям( в роддомах вручаются наборы литературы, буклетов, памяток и списков); - Конкурс «Папа, мама, книга, я: вместе – читающая семья; - Час размышления для родителей «Что читают наши дети?». Новые формы пропаганды книги: видеочасы, медиапутешествия, электронные презентации; Сегодня в стране активно используются новые, нетрадиционные формы деятельности: Фестивали – «Читающий край»; Различные конкурсы – творческих работ «С книгой по жизни»; фотоконкурс «Фотография с любимой книгой»; Акции – «Подарите книгу детям», « Книги –больнице» - сейчас проходит в нашем городе. Молодежные уличные флешмобы: «Любимая книга», Программы летнего чтения – «Каникулы без книги – лето без солнца». И в заключении, хочется верить, чтобы Год Литературы не прошел даром в нашей стране - просто нужно каждому из нас внести свою лепту – в актуальную проблему «Возрождение потребностей в чтении и книге» - т.е. найти свою приемлемую форму пропаганды книги. Пусть ваш очаг горит, не остывая, Теплом домашним сердце согревая. Семью сплотить сумеет мудрость книг Чтоб знаний Ваших не иссяк родник!
© 2023, Жилина Людмила Геннадьевна 179