СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проблема формирования стрессоустойчивости старших школьников в процессе обучения

Нажмите, чтобы узнать подробности

В настоящее время в России, как на государственном уровне, так и в обществе в целом происходит качественный сдвиг в осознании ценности жизни и здоровья. Путь к психическому здоровью – это путь к интегральной личности, не разрываемой изнутри конфликтами мотивов, сомнений, неуверенностью в себе. На этом пути важно старшеклассникам научиться познавать особенности своей психики, что позволит не только предупреждать возникновение болезней, укреплять свое физическое и психическое здоровье, но и совершенствовать самих себя и свое взаимодействие с внешним миром. Актуальность проблемы формирования стрессоустойчивости старшеклассников и поиск путей предотвращения стрессов в учебном процессе возрастает по разным причинам, среди которых следующие: наличие возрастных проблем у школьников, недостаточная эффективность системы психолого-педагогической помощи и поддержки учащихся с низкой стрессоустойчивостью в условиях школьного обучения; отсутствие в учебной программе занятий по профилактике стрессовых состояний школьников и формированию стрессоустойчивости как необходимого компонента их здоровья.

В нашей стране проблема формирования стрессоустойчивости старших школьников в процессе обучения на сегодняшний день вызывает тревогу, так как боязнь неудачи в экзаменационной ситуации является стрессовым фактором, плохо влияющим на здоровье старшеклассника и его учебную деятельность [3].

В старшем школьном возрасте происходят серьезные изменения личности. Наиболее яркая характеристика данного периода – личностная нестабильность, неустойчивость. Она проявляется в тревожности, противоречивости чувств, нравственной неустойчивости, колебаниях самооценки, что обусловливает низкую стрессоустойчивость. Для того, чтобы противостоять стрессовым ситуациям, обучающимся в старших классах нужно научиться управлять своей психической деятельностью, развивать эмоциональную стабильность. Стрессоустойчивость, так же как и другие личностные свойства, формируется в деятельности. Учебная деятельность, по мнению Л.С. Выготского, является формой реализации способностей ученика. Не менее важная функция учебной деятельности— социальная. Именно в учебной деятельности подросток включается в систему учебных отношений, усваивает моральные ценности и социальные нормы, приобретает опыт межличностного общения. Поэтому важна такая организация учебного процесса, которая позволит решить задачу формирования стрессоустойчивости. Факторы, влияющие на стрессоустойчивость: – психологическая компетентность, т. е. осознание своих личностных, психофизиологических качеств; знания симптомов, характеристик и картины стрессового состояния; осознание его последствий; – жизненный опыт, в том числе поведение в тех или иных ситуациях, способ реагирования, сложившиеся личностные особенности, в том числе направленность, мотивация, уровень личностной саморегуляции, готовность к активным действиям, умение строить межличностные отношения. Таким образом, основными факторами, влияющими на стрессоустойчивость являются физиологический, поведенческий и субъективный, социально-психологический фактор, в первую очередь изменения в общении, а также психологический фактор стресса. Существенную роль в развитии стрессоустойчивости играют возрастные психологические особенности индивида, относящиеся в первую очередь к социально-психологическому фактору.Между стрессоустойчивыми и неустойчивыми старшеклассниками существуют различия в степени выраженности ряда личностных свойств. Так, эмоционально устойчивые старшеклассники в большей мере отличаются ориентацией на внешний мир, на контакты с людьми. Они также более реалистичны, активны и решительны. Их эмоционально неустойчивые одноклассники в большей степени склонны к беспокойству, более раздражительны, замкнуты, ориентированы чаще на свой внутренний мир, подвержены сомнениям, пассивны, возбудимы, неуравновешенны.

23.08.2022 10:39


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Похожие записи

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!