СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Моя система работы

Нажмите, чтобы узнать подробности

Физическое воспитание –  основа здорового образа жизни     Моя педагогическая деятельность началась в 2000 году в МОУ – Лицей № 2 г.Саратова в качестве учителя физической культуры в начальных классах. На протяжении 15 лет я шаг за шагом  накапливаю свой педагогический опыт.  Сегодня я отчётливо осознаю, что физическая культура среди других предметов занимает одно из приоритетных мест в учебном процессе. Именно занятия физической культурой могут стать для человека гарантией полноценной, яркой и насыщенной жизни. Такое положение этой области культуры обусловлено тем, что она закладывает основы физического и духовного здоровья, на базе которого и возможно разностороннее развитие личности. Это единственный предмет, который формирует у учащихся грамотное отношение к себе, к своему телу, содействует воспитанию волевых и моральных качеств, необходимости укрепления здоровья и самосовершенствования. На уроках физической культуры в той или иной мере решаются все основные задачи физического воспитания, которые вытекают из общей цели учебно-воспитательного процесса. Можно считать, что учебно-воспитательная работа достигла своей цели, если человек нашёл себя в жизни. А сделать это можно только тот, кто наряду с физическим здоровьем обладает «здоровьем внутренним», в отличие от «нездоровой» личности, ощущением внутренней неполноценности, чувством вины или страха, эмоциональной зажатости. Поэтому в своей профессиональной деятельности я ставлю чёткую цель обучения и воспитания учащихся. Формирование знаний, умений и навыков физической культуры, здорового образа жизни в сочетании с развитием личности учащихся. Отсюда вытекают следующие задачи: •    Сохранение и укрепление физического здоровья школьника; •    Развитие потребности в регулярных занятиях физической культуры и спортом; •    Формирование у учащихся необходимых личностных качеств, самооценки, уверенности, стрессоустойчивости; •    Содействие воспитанию нравственных и волевых качеств, развитию психических процессов и обучения основам психической регуляции; •    Развитие личностного представления о ценности здорового образа жизни, престижности высокого уровня здоровья; •    Создания условий для проявления и развития творческих способностей учащихся. В системе образования, как в зеркале, отражаются все социальные проблемы общества. Мы, учителя, ежедневно наблюдаем, как социальная среда негативно влияет на здоровье наших учеников. В дополнение к социальным проблемам прибавляются школьные факторы риска, которые удивительно «живучи», с ними трудно справиться. А статистическая оценка состояния здоровья учащихся в процессе обучения, приобретения детьми так называемых «школьных» болезней заставляет специалистов бить в набат.  Изучая состояние здоровья детей нашего лицея, увидела, что от 1 – го к 11-ому классу число детей с заболеванием сердца и сосудов, желудочно-кишечного тракта, зрения и слуха, невролгии , а также эндокринной системы увеличивается в 2 раза. Среди учащихся 1 – х классов 2014/2015 учебного года (156 чел.) 116 чел (74 %) имеют хронические заболевания, у остальных 40 чел. (26 %) пока никаких заболеваний не выявлено. Сведения о состоянии здоровья первоклассников  на 1 сентября 2014 г. Имеющиеся хронические заболевания    Кол-во случаев    % от общего числа Врождённые пороки    2    1,3 % Заболевания сердечно – сосудистой системы    3    1,9 % Заболевания органов дыхания    17    10,9 % Заболевания желудочно-кишечного тракта    2    1,3 % Заболевания внутренних органов (печень, почки, иное)    15    9,6 % Заболевания эндокринной системы (желез внутренней секреции)    1    0,6 % Заболевания нервной системы    6    3,8 % Нарушение осанки, опорно-двигательного аппарата    66    42,3 % Нарушение зрения, слуха    4    2,6 % итого    116    74 %

В старших классах на первое место выходят заболевания органов зрения и осанки. Количество эндокринных заболеваний к 11 классу возрастает в 8 раз. Это может свидетельствовать о серьёзном напряжении и перенапряжении механизмов эндокринной системы школьников в разгар периода полового созревания. В данных сложившихся условиях я пытаюсь строить педагогический процесс так, чтобы он стал здоровьесберегающим. Особые усилия я прилагаю для того, чтобы сделать родителей полноправными и инициативными участниками этого процесса. Отношения родителей к занятиям детей физической культурой очень важно. Родителей интересует вопрос об успеваемости ребёнка по русскому языку, математике, чтению, и они совсем не интересуются, как укрепляет здоровье их сын или дочь. А если уже у ребёнка имеется хроническое заболевание, то реакция родителей однозначна – уберечь ребёнка от занятий любых видов физической нагрузки, предъявив медицинскую справку об освобождении от занятий физкультурой на весь учебный год. Какие чувства должны вызывать такие справки? Чаще всего – бессилие. Но только – не равнодушие. Поэтому одним из основных направлений своей работы я считаю повышение уровня педагогической и психологической культуры родителей по вопросам физического воспитания. В рамках этого направления я посещаю родительские собрания, провожу беседы с родителями о значении физической культуры для здоровья детей, разрабатываю совместно с медицинскими работниками школы индивидуальные комплексы упражнений для учащихся с хроническими заболеваниями и убеждаю родителей выполнять их вместе с детьми, привлекаю родителей для участия в школьных спортивных соревнованиях и праздниках. Трудно переоценить роль движений, которую они играют в повседневной жизни человека и особенно в развитии детей. Движения входят составным компонентом в различные виды человеческой деятельности, являются внешним выразителем и характеристикой поведения человека. От состояния двигательной сферы и, соответственно, возможностей в овладении теми или иными движениями, моторными актами, двигательной деятельностью в целом, очень многое зависит в жизни человека: от развития жизненно необходимых способов передвижения (лазанье, ходьба, бег и др) и формирования элементарных навыков самообслуживания в раннем и дошкольном детстве до овладения учебно-трудовой деятельностью в школьном возрасте и, наконец, выбора будущей профессии, требующей высокого уровня координации движений. Двигательная функциональная система оказывает благотворное влияние на весь организм и особенно – на деятельность мозга. Доказано, что двигательная активность способствует  повышению умственной работоспособности, речевому развитию, полноценному формированию произвольных движений. Как свидетельствуют специальные исследования в этой области, именно прогресс в развитии движений большей мере определяет прогресс развития функций мозга человека. В 1 и 4 четверти каждого учебного года я провожу анкетирование среди родителей учащихся 1 – х, 2 – х, 3 – х классов по двигательной активности детей и практически всегда получаю один и тот же результат: в основном максимальная двигательная активность у ребёнка наблюдается на уроках физической культуры. Именно поэтому я стараюсь предельно использовать потенциал своих уроков. На уроках физической культуры в начальных классах, я ставлю перед собой и учащимися главную цель – достижение здоровья естественным путём с учётом интересов, желания учащихся, с помощью как традиционных, так и нетрадиционных средств и методов, используемых в соответствии с предлагаемой программой на уроках физической культуры и в самостоятельной работе учащихся. Я полагаю, что целенаправленное проведение уроков с оздоровительной направленностью позволит снизить заболеваемость детей, воспитать в них привычку к систематическим самостоятельным занятиям физическими упражнениями, создаёт широкие возможности для формирования физической культуры личности через приобщение к здоровому образу жизни. Принимая во внимание данные «паспортов здоровья классов», я наряду с общеукрепляющими и общеразвивающими комплексами физических упражнений, разрабатываю и использую в работе специальные оздоровительные комплексы упражнений для каждого конкретного класса. Одним их эффективных методов считаю использование элементов ритмики и хореографии на уроках физической культуры. Я имею хореографическое образование и могу в полной мере оценить, какими огромными возможностями для гармоничного духовного и физического развития, для полноценного эстетического совершенствования ребёнка обладают хореографические и ритмические упражнения. Учащиеся начальной школы с 1 – го класса посещают уроки 1 раз в неделю. Предметом ритмического воспитания являются музыка и движение. Музыкально-ритмическое воспитание успешно решает  следующие задачи: •    Всестороннее, гармоничное развитие форм тела и функций организма человека, направленное на совершенствование физических способностей, укрепление здоровья; •    Формирование важных музыкально-двигательных умений, навыков и вооружение специальными знаниями; •    Воспитание моральных, волевых, эстетических качеств, развитие памяти, внимания, умственного кругозора, общей культуры поведения. Ритмика имеет большое оздоровительное значение. Музыкальный ритм организует движения, повышает настроение занимающихся. Положительные эмоции вызывают стремление выполнять движения энергичнее, что усиливает их воздействие на организм, способствует повышению работоспособности, а также оздоровлению и активному отдыху. На своих уроках я ввожу следующие элементы ритмического воспитания: •    Элементарные основы музыкальной грамоты (ритм, темп, динамика); •    Упражнения на согласование движений с музыкой (развитие внимания, зрительной памяти, музыкальный слух, чувство ритма); •    Музыкальные игры (закрепление полученных умений и навыков в согласовании движений с музыкой); •    Упражнения из хореографии (позиции рук и ног, элементарные движения по позициям); •    Ходьба и беги (физическая подготовка, формирование правильной осанки); •    Упражнения без предмета – активизация музыкального восприятия (пружинные и волнообразные движения, взмахи, равновесия, повороты, прыжки); •    Элементы национальных и современных танцев – знакомство с народным творчеством, развитие любви к искусству своего народа; •    Упражнения ритмической гимнастики – выполнение упражнений под музыку без пауз для отдыха. Развитие сложной координации, быстроты движений, двигательных качеств. На уроках ритмики ребята выполняют игробику, целью которой является развитие образного мышление, фантазии, творческих и мыслительных способностей учащихся. Ребята сами сочиняют движения танца, танцевальные комбинации. Учатся с помощью своего тела изображать одушевлённые и неодушевлённые предметы – все это носит в себе элемент импровизации, творчества, ритмического воплощения. Исходя из опыта проведения уроков ритмики, с радостью для себя могу отметить, что ребята с удовольствием посещают эти уроки, где, кроме физического и духовного развития, они получают ещё и положительный эмоциональный настрой.  Элементы ритмики и хореографии я также успешно использую при разработке различных оздоровительных комплексов упражнений. Приведу краткое описание некоторых из них (сами комплексы к данной работе приведены в Приложении). Комплекс коррегирующей гимнастики на улучшение осанки (Приложение 1). Осанка выражается в привычной для каждого человека манере сохранять вертикальное положение.  Для формирования правильной осанки необходимо равномерно развивать мышцы своего тела, акцентируя внимание на развитие статической силы мышц спины, брюшного пресса, плечевого пояса и подвижности позвоночника. Для решения проблемы неправильной осанки я на уроках провожу гимнастику с гимнастическими палками. Этот комплекс упражнений способствует также развитию пространственной точности движений и гибкости. Гимнастическая палка используется как отягощение. Поэтому упражнения с ней служат ещё и для развития силы. Комплекс дыхательной гимнастики. Данные комплексы направлены на выработку правильного дыхания. Сочетание активных движений с дыхательными упражнениями поддерживает эластичность мышечной ткани, увеличивает подвижность грудной клетки, тем самым способствует тренировке дыхательных мышц, повышает их работоспособность. При выполнении дыхательной гимнастики повышается количество забираемого воздуха: увеличивается вентиляция лёгких, усиливается работа сердца, и в связи с этим ускоряется кровоток. На своих уроках я применяю  комплекс дыхательной гимнастики по методу А.Н.Стрельниковой (Приложение 2). Этот комплекс упражнений усложнён повышенной интенсивностью вдоха. Движения как бы мешают активному вдоху, что стимулирует и укрепляет дыхательные органы, а также способствует развитию их функций. Ещё один комплекс дыхательных упражнений, применяемый мной на уроках, включает в себя восточную технику дыхания, называемую дыханием солнца (вдох) и луны (выдох) (Приложение 3). Эти упражнения балансируют работу полушарий мозга, укрепляют тело, восстанавливают силы после физических нагрузок, активизируют сердечную деятельность, стимулируют работу дыхательных путей и восстанавливают частоту дыхания. Данный комплекс выполняется в музыкальном сопровождении. Комплекс гимнастики при плоскостопии  (Приложении 4). Комплекс направлен на профилактику плоскостопия и исправления вальнусных стоп. Данный комплекс упражнений выполняется учащимися в музыкальном сопровождении. В процессе выполнения включается момент релаксации (напряжение и расслабление мышц стопы и ног).

Комплекс упражнений на релаксацию мышц тела (Приложение 5). Целью данного комплекса является освоение умением сознательно и произвольно расслаблять отдельные мышечные группы и в целом, всё тело. Овладение релаксацией подразумевает также овладение рациональным дыханием. Комплекс упражнений оказывает положительное влияние на нервную систему. При выполнении данных упражнений большое значение имеет музыкальное сопровождение: фазы напряжения и расслабления мышц сочетаются с увеличение и уменьшением силы звука и изменением характера музыки.

Комплекс звуковой гимнастики (Игробика) (Приложение 6). Эта гимнастика направлена на развитие музыкально-танцевальных способностей, а также на развитие памяти и речевого аппарата, развитие образного мышления. Гимнастика выполняется в музыкальном сопровождении, что развивает умение определять характер музыки через движения тела, развивает мышцы тела. Комплекс  упражнений в партере на гибкость в развитие танцевального шага (Приложение 7). При выполнении физических упражнений большое значение уделяется развитию гибкости и пластичности тела. Для развития этих качеств у учащихся я провожу комплекс упражнений в партере. При этом большое значение я уделяю развитию танцевального шага.  Танцевальный шаг укрепляет мышцы ног, делает суставы и связки более эластичными. Это помогает в дальнейшем правильному выполнению элементов гимнастических и акробатических упражнений. Большую роль в своей работе я уделяю игровой деятельности учащихся. В процессе игры ребята не только развивают двигательные качества, координацию быстроту реакции, сообразительность, умение ориентироваться в пространстве, ни и чувство коллективизма, а также получают опыт взаимоотношений с другими людьми. Кроме того , игра является интересной мотивацией в процессе бучения. В игровой деятельности учащиеся имеют возможность применить полученные навыки, не боясь «оценки со стороны». В Приложении 8, 9, 10 приведены описания некоторых игр, которые я провожу с ребятами на своих уроках: «Мороз – Красный нос», «Светофор», «Затейники». Своими уроками я стараюсь побудить моих воспитанников к систематическим занятиям физической культурой, вселить уверенность, то с помощью учителя, регулярных занятий и тренировок можно добиться улучшения физического здоровья, повышения спортивных качеств. Но здесь необходима мотивация поведения, двигательной деятельности, причём не только у детей, но и их родителей, ведь основы здоровья закладываются в семье. И такой опыт есть. Речь идёт о днях здоровья, эстафетах, спортивных праздниках, флешмобах, которые сплачивают детей, учителей, родителей в единый коллектив, когда каждый востребован, ценим и после которых интерес к уроках физкультуры только повышается. Такие праздники – соревнования я провожу в течении всего учебного года. Ни одно мероприятие не дублирует другое: конкурсная программа «Мама, папа, я – спортивная семья», викторина «Всем, кто дружит с физкультурой», интеллектуальная игра «Путешествие в Спортландию», конкурс рисунков «За здоровый образ жизни», игровая программа «Друзья здоровья»,  спортивная эстафета «Попробуй догони», праздник «Взятие снежного городка» и т. д. Исходя из опыта проведения Дней здоровья, хотелось бы отметить моменты, на которые необходимо направить пристальное внимание организаторов: 1.    Учёт психофизиологического и физического развития каждого участника. 2.    Правильный индивидуальный подбор физической нагрузки. 3.    Строгое соблюдение техники безопасности и санитарно-гигиенических требований. 4.    Глубокое знание и свободное владение учащимися обширным игровым репертуаром. 5.    Наличие оптимального количества игровых средств, их разнообразие. 6.    Оптимальное количество участников в группе. 7.    Правильная расстановка детей и взрослых в группе. 8.    Не подводить итоги непосредственно после соревнований. Резк4ая смена динамического состояния организма может оказать отрицательное воздействие на сердечно - сосудистую систему. 9.    Контакт между учителем, классным руководителем, медиком и родителями. 10.    Творческое мастерство, использование воспитательных и оздоровительных возможностей игр. Особым достижением Дней здоровья, проводимых в нашей школе, я считаю привлечение к ним детей с ослабленным здоровьем и имеющих индивидуальные физические особенности. В таком деликатном и сложном деле важно не только не обидеть ребёнка, не убить в нём веру в своё «я», но и найти для него достойное место в процессе соревнования.  Поскольку все эти этапы игр построены с учётом знаний о каждом ребёнке, я разработала несколько эстафет, участие в которых не только разрешено, но и полезно учащимся с ослабленным здоровьем. Эстафета «Ассорти» - одна из них (Приложение 11). Хочу отметить, что в своей работе я использую педагогические идеи, методические рекомендации, комплексы физических упражнений, которые были разработаны и отработаны известными отечественными и зарубежными учёными, медиками, педагогами и дали хорошие результаты. Так, наример, комплекс дыхательной гимнастики по методике А.Н.Стрельниковой применяется во многих российских и зарубежных лечебно-профилактических учреждениях. Упражнения с использованием техники дыхания солнца и луны с успехом применяется на кафедре хореографии СПбУКиИ им.Н.К.Крупской. Комплексы корригирующей гимнастики на улучшение осанки и по профилактике плоскостопия применяются на занятиях лечебной физкультуры в областном врачебно-физкультурном диспансере г.Саратова. Упражнения на релаксацию мышц тела использовали  на своих занятиях известные российские педагоги – хореографы Н.Барышникова, И.Моисеев и Б.Брегвадзе. Комплекс ритмических упражнений «Игробика», разработанный педагогом – ритмистом Н.Г.Александровой, применяется во многих дошкольных и начальных школьных учреждениях г.Москвы, а также входит в программу подготовки преподавателей педагогического училища г.Москвы. О серьёзном личном вкладе в педагогику говорить ещё рано, но, реализуя на практике наработанные методы организации учебного процесса, я убеждаюсь в правильности выбранного пути и вижу, что уже сейчас мне удалось в значительной мере поднять престиж уроков физической культуры в глазах детей и их родителей, показать ученикам конкретные результаты их труда. В качестве примера приведу сравнительный анализ посещения уроков физической культуры учащимися 3 «В» класса (бывшего 2 «В» класса). В 2013/2014 учебном году посещение уроков физической культуры учащимися 2 «Г» класса оставляло желать лучшего. Из 31 человека регулярно посещали занятия 50 % детей (3 человека – спецмедруппа, остальные частые ОРВИ, и как следствие – излишняя родительская опека). В новом 2014/2015 учебном году в результате целенаправленной работы с детьми и их родителями мне удалось добиться 100 % - ой посещаемости уроков физической культуры. Мои уроки стали посещать Шишкин Иван (бронхиальная астма), Чижиков Артём (бронхиальная астма), Уполовника Лилия (сколиоз 1 степени). Я привела эти примеры неслучайно: ведь за каждой фамилией для меня стоит конкретный ребёнок, конкретный маленький Человек, которому я помогая почувствовать себя уверенно в этой жизни. С целью проверки эффективности воздействия учебного материала  на организм занимающихся детей и на состояние их здоровья я провела обработку данных по методике определения показателей частоты случаев (ПЧС) и показателями индекса здоровья (ИЗ) – процент небольных учащихся. Эти показатели определяются по формулам:

ИЗ  = количество  неболевших детей за год     Х   100          количество учащихся в классе

ПЧС  =  количество учащихся в классе           Х    100              сумма случаев заболевших за год

обработку данных я провела на примере 3 – х классов. В результате исследования выявлено, что состояние здоровья учащихся за 3 года улучшилось. Так, индекс здоровья в первом классе составил 58 %, а уже в третьем классе 83 %. В итоге прирост показателей индекса здоровья равнялся 25 % ежегодно (от 1 к 3 классу) – 6%, 9%, 10%. Сравнительный анализ полученных данных подтвердил моё предположение о положительном влиянии изучаемого программного материала на состояние здоровья занимающихся учащихся. В ходе анализа установлены определённые тенденции, закономерности в динамике состояния здоровья учащихся 1 – 3 классов. Полученные данные позволяют обоснованно продолжать обучение учащихся физической культурой с оздоровительной направленностью.

Категория: Физкультура
18.02.2015 19:57


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!