СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проблема формирования учебной мотивации младших школьников к изучению предмета " Русский язык"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проблема учебной мотивации всегда волновала как практикующих учителей, так и педагогов-исследователей. Это связано с тем, что развитие мотивационной сферы у ребенка играет важнейшую роль для успешности в учебной деятельности. Наличие положительных мотивов заставляет ребенка проявлять активность в отборе и запоминании необходимой информации.

Рассматривая эту проблему необходимо отметить, что она находится на «стыке» обучения и воспитания. Это связано с тем, что в процессе учения всегда происходит и развитие личности обучающегося. Таким образом, формирование учебной мотивации — это, прежде всего, воспитание у ребенка идеалов, мировоззренческих ценностей, принятых в обществе. Причем учебная мотивация напрямую связана с активным поведением обучающегося в процессе учебной деятельности, а это, в свою очередь, предполагает формирование активной жизненной позиции школьника.

Актуальность рассматриваемой проблемы подтверждается и современными педагогическими исследованиями, в которых отмечается резкий спад интереса к учению у большинства российских школьников. Это приводит и к снижению школьной успеваемости. Однако, проблема формирования и развития мотивации в учебной деятельности широко освещена в работах В.Г. Асеева, Л.И. Божович, Р.С. Вайсмана, Т.В. Дубининой, И.В. Имедадзе, Л.П. Кичатинова, Г.Г. Лаптиевой, А.К. Макаровой, М.В. Матюхиной, В.И. Махновской, А.А. Файзуллаева, О.А. Чуваковой и многих других. При этом, следует отметить, что анализ этих работ позволяет говорить, что в них достаточно полно и подробно освещены такие вопросы, как теория становления мотивации учения, определены виды мотивов, исследовано их влияние на успешность обучения, сформулированы общие принципы становления мотивационной сферы учения. Однако методического решения проблемы формирования положительных мотивов учения в полной мере еще не найдено, и поэтому результаты психолого-педагогических исследований мотивации учения в практику школ внедрены недостаточно.

«В содержании мотивов, - по мнению Марковой А.К., - есть различия, а значит, существуют и особенности их форм. Первой и важнейшей особенностью является устойчивость мотивов. Это выражается в том, что тот или иной мотив актуализируется достаточно постоянно во всех учебных ситуациях или в большинстве из них. Безусловно, учителя должны стремиться к тому, чтобы социально ценные мотивы стали устойчивым личностным образованием школьника». В соответствии с этим для того чтобы ученик по-настоящему включился в работу, нужно, чтобы задачи, ставящиеся перед ним в ходе учебной деятельности, приобрели значимость для него, т.е. были понятны и внутренне приняты, чтобы они нашли отклик и опорную точку в его переживании.

Таким образом, мотив - это направленность обучающегося на отдельные стороны учебной работы. Герасимова А.С. определила, что «учебная мотивация влияет на характер деятельности младших школьников, отношение ребенка к учению, на становление ученика как личности. Изучение и формирование мотивации учения должно иметь объективный характер, с одной стороны, и осуществляться в гуманной, уважительной форме к личности ученика – с другой. Формировать мотивацию – это не значит заложить готовые мотивы и цели в голову обучающегося, а поставить его в такие условия и ситуации развертывания активности, где бы желательные мотивы и цели складывались и развивались бы с учетом и в контексте прошлого опыта, индивидуальности, внутренних устремлений самого обучающегося».

Особенностью детей младшего школьного возраста является то, что уже в 3-4-х классах у них начинает проявляться избирательное отношение к отдельным учебным предметам, в результате чего общий мотив учения становится все более дифференцированным. При этом появляется как положительная, так и отрицательная мотивация к процессу учения, что напрямую зависит от интереса к предмету. Однако в этом возрасте познавательные интересы детей все же являются эпизодическими. «Они возникают в определенной ситуации, чаще всего под непосредственным воздействием урока, и почти всегда угасают, как только урок заканчивается».

Все это необходимо учитывать и при формировании положительной мотивации к предмету "русский язык", так как этот предмет, с одной стороны, является "главным" в начальной школе, с другой, именно этот предмет считается наиболее трудным для младших школьников.

При этом необходимо сказать, что мотивация к изучению предмета "русский язык" включает в себя систему целей, потребностей и мотивов, направленных на побуждение обучающихся к изучению данного предмета на основе активизации собственной познавательной деятельности. Поэтому при работе учителя в начальной школе особое внимание следует совершенствованию учебного процесса. При этом также важно знать уровень мотивации учащихся, его динамику при использовании различных форм, методов обучения, подбора содержания предмета, т.е. задача учителя состоит в том, чтобы учебный процесс строить на основе постоянного мониторинга успешности своей деятельности. Только в этом случае можно говорить, что у учащихся будут формироваться именно познавательные мотивы в изучении предмета, что и является конечной целью обучения, т.к. именно познавательный мотив говорит о сформированности учебной деятельности школьника.

11.12.2022 17:30


Рекомендуем курсы ПК и ПП