СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проблема неделимых классов.

Нажмите, чтобы узнать подробности

В последнее время наметилась тенденция к увеличению количества так называемых неделимых классов в связи с сокращением числа классов и учащихся в сельских школах. Данный факт связан с демографической проблемой в России. На уроках технологии учителю приходится работать с мальчиками и с девочками одновременно. Но для этого нужна программа обучения, в равной степени удовлетворяющая потребности тех и других.

Опыт ведения технологии в неделимых класса у меня небольшой - всего 1 год.

За свою трудовую деятельность приходилось вести уроки и у девочек, и у мальчиков по отдельности. А в последние годы я вела технологию в старших (10-11 классах по учебнику «Технология 10-11» Симоненко В.Д., Вентана-Граф). В прошлом году мне предложили вести уроки технологии в неделимых классах в Рембуевской СОШ, где наполняемость составляет от 5 до 12 человек. Надо было выручать коллег (там посреди года ушел педагог). Работу в данной школе начала с середины 3-й четверти. И сразу поняла, что уроки должны быть интересными и девочкам, и мальчикам (при этом учитывать контингент учащихся – 50 % – дети из д/дома). Пришлось на ходу придумывать «интересные дела». И благодарность детей не заставила ждать. Встречались мы с ними 2 дня в неделю (я работала там по совместительству). Ребята не прогуливали уроки, прислушивались к замечаниям, технология как предмет стал им нравиться. Но и я понимала, что отступаю от программы.

В этом учебном году, получая учебники (Технология. Обслуживающий труд 5-8 кл.), попросила дать мне программы, какие есть в библиотеке Рембуевской СОШ. В руки мне попали Рабочие программы по технологии в 5-8 класса по учебникам под редакцией В.Д. Симоненко для неделимых классов (они, наверное и у вас есть в школе?). Программы составлены на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования. Программы реализуются: в 5-7 классах – в объёме 2 часа в неделю, 68 часов в год, и в 8 классе – 1 час неделю, 34 часа в год. Эта программа является актуальной и учитывает интересы как девочек, так и мальчиков. Программы носят рекомендуемую последовательность с учетом внутрипредметных и межпредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей обучающихся и рекомендованы с учетом оснащенности школ, материальных возможностей обучающихся и социальной востребованности.

Базовыми для программы по направлению «Технология» для неделимых классов являются разделы: «Культура питания», «Бытовая техника», «Основы чертежной грамотности», «Материаловедение», «Машиноведение», «Изготовление швейного изделия», «Декоративная обработка древесины», «Уход за одеждой, ее ремонт».

В отличие от существовавших ранее, в данной программе введён инновационный раздел «Основы народных ремёсел», который содержит несколько альтернативных вариантов. Он дает возможность наиболее полно задействовать потенциал учителя и учащихся, предоставив возможность выбора направления деятельности. Несомненно, что возрождение народных промыслов имеет огромное воспитательное значение, вызывает у учащихся интерес к истории своей страны, края способствует воспитанию чувства патриотизма и любви к Родине. Работа по изготовлению изделий из дерева, металла и природных материалов развивает трудолюбие, эстетический вкус, активизирует познавательные и созидательные способности учащихся, создавая условия для разностороннего развития личности школьников являющегося основным условием достижения нового современного качества образования.

И вот за этот раздел я зацепилась, как утопающий за соломинку. Подумала, всё в жизни человеку дается не зря. Еще, получая первое свое художественное образование, изучала такой предмет как «История промыслов». Эти знания вновь мне пригодились. Поскольку рабочие программы носят рекомендательный характер, я их взяла за основу. Какие-то часы увеличила, какие-то сократила. А в раздел «Основы народных ремёсел» включила истории промыслов, конечно с возможной практической частью. Это и роспись по дереву (знакомлю с разной, осваиваем свою – Двинскую – региональный компонент опять же), плетение из берёсты (правда, бересты не заготовили, учимся на бумаге. В дальнейшем и о заготовке подумаем), это и глиняная игрушка, и вышивка, и дизайн предметов, фоторамок, работа с бумагой – модульное оригами (новое направление), и шьем, и вяжем. Работают все: и мальчики, и девочки. Идеи беру из книг по искусству (их у меня много) и из Интернета (куда без него).

В реализации программы важное место от­водится методу проектов, который способствует по­вышению познавательной и трудовой активнос­ти школьников, росту их самостоятельности. Такой метод работы предусматривает коллективную форму выполнения проекта.

Категория: Технология
16.03.2018 22:38


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!