СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Проблемные ситуации в начальной школе»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Примеры создания проблемных ситуаций. Фрагменты уроков

Тема: Материки и океаны на глобусе

Задачи урока: проверить знания учащихся о глобусе как модели Земли; познакомить с новыми терминами: океан, материк; дать первоначальные сведения об океанах и материках нашей планеты; формировать умения находить на глобусе необходимые географические объекты (океаны, материки). * * * Работу по изучению нового материала можно начать с постановки проблемной ситуации: как совершить кругосветное путешествие, не выходя из классной комнаты? И что для этого необходимо? Учитель показывает на глобус, стоящий у него на столе, и спрашивает, какого цвета глобус? Почему на глобусе синего и голубого цвета больше всего? Учащиеся высказывают свои предположения. Как показал эксперимент, школьники самостоятельно и безошибочно рассказывают, что голубым и синим цветом на глобусе, обозначают водные просторы - океаны, моря, реки, озера. Они на Земле занимают большую часть поверхности. Целесообразно уточнить с учащимися такое понятие, как океан. После высказанных предположений детей определение можно прочитать в учебнике и выяснить, насколько ответы учащихся были верны.

Тема: Формы поверхности земли

Задачи урока: продолжить работу над формированием практических умений, используя глобус как источник информации; познакомить учащихся с формами поверхности - равнинами и горами. * * * Объяснение нового материала можно построить, создав проблемную ситуацию: как нам находить горы и равнины на глобусе с надписями на иностранном языке? Учащиеся высказывают свои мнения, составляют гипотезу и только после этого находят ее подтверждение или опровержение в учебнике. Читая текст нового параграфа, находят ответ на вопрос: какие океаны омывают материк Евразию? (Все, кроме Индийского океана.) Узнают, что поверхность материков очень разнообразна, но ее основными формами являются горы и равнины. Знания об условных цветах основных форм поверхности помогут им находить горы и равнины даже на глобусе с надписями на иностранном языке. Далее можно разобрать понятия плоской и холмистой равнины. Рассматривая рисунок в учебнике, учащиеся смогут самостоятельно ответить на вопросы: на какой местности стоит человек? У кого из детей на картинке обзор больше и почему? Учитель может рассказать, что самые крупные равнины на территории России - Восточно-Европейская и Западно-Сибирская. По слегка холмистой Восточно-Европейской равнине текут реки Волга, Дон, Днепр. Западно-Сибирская равнина очень плоская. По этой равнине течет река Обь. Названные объекты учитель показывает на демонстрационном глобусе, чаще всего учащиеся самостоятельно могут сказать, где находится город, в котором они живут. Для закрепления изученного материала организуется работа в парах. Один из учеников показывает Восточно-Европейскую равнину, а его сосед по парте Западно-Сибирскую. Следующая часть урока отводится знакомству с другой формой земной поверхности - горами. Учащиеся читают соответствующий текст в учебнике. Они узнают, что горы имеют разную высоту. Некоторые горы так высоки, что их вершины поднимаются выше облаков. Такие вершины круглый год покрыты снегом и льдом. Самыми высокими горами на Земле являются Гималаи. А Кордильеры и Анды - самая протяженная горная система в Северной и Южной Америке.

Тема: Учимся читать карту

Задачи урока: расширить знания учащихся о карте полушарий, физической карте России; формировать умения находить и показывать на карте физические объекты. * * * Первую часть урока можно отвести проверке знаний с помощью игры «Эрудиты». Методика проведения игры «Эрудиты»: К классной доске выходят желающие ученики. На столе учителя лежат карточки с терминами. (Примерный перечень терминов: «меридианы», «параллели», «экватор», «нулевой меридиан», «равнины», «горы», «океаны», «материки».) Каждый ученик берет по одной карточке и объясняет смысл того термина, который в ней указан. Затем, используя настенную карту, показывает конкретные объекты, которые обозначаются этим термином. Хорошие ответы учащихся можно оценить с помощью отметок. Организуется работа в парах. Один из учеников показывает соседу по парте на карте полушарий в учебнике Атлантический, Тихий и Индийский океаны. А сосед показывает эти же объекты на глобусе. Перейти к изучению нового материала можно с обсуждения вопроса, заметили ли учащиеся, как окрашены океаны на глобусе и на карте? Рассматривая внимательно глобус и карту полушарий, учащиеся видят, что некоторые места океанов показаны бледно-голубым цветом, другие - синим или темно-синим цветом. Учитель говорит, что только с помощью цвета на ровной поверхности карты и глобуса можно показать разную высоту гор и глубину океанов. Чтобы определить глубину океана необходимо изучить шкалу глубин. Где ее можно найти? В нижней части физической карты России школьники находят шкалу глубин (термин разъясняется в словарике учебника). По шкале глубин ученики определяют, какую глубину океанов и морей обозначает тот или иной цвет. Затем дети находят на карте Северный Ледовитый океан и его самые глубокие места, окрашенные в темно-синий цвет, далее находят участки океана, окрашенные в голубой цвет, и определяют их глубину.

15.05.2024 11:15


Рекомендуем курсы ПК и ПП