СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Статья "Проблемы эстетического воспитания в школе».
Из опыта работы Фоминой Л.В., воспитателя МОУ СШИ №2 г.Магнитогорска
« Кто двигается вперед в знании, но отстает в нравственности, тот более идет назад, чем вперед».
(Аристотель)
«Особая сфера воспитательной работы – ограждение детей, подростков и юношества от одной из самых больших бед – пустоты души, без духовности… Настоящий человек начинается там, где есть святыни души.»
(В.А.Сухомлинский)
Проблемы нравственно-эстетического воспитания подрастающего поколения были всегда актуальными. Ведь именно с уровнем нравственно-эстетической воспитанностью связывают и прогрессивный характер развития государства, и прочность осуществляемым этим государством реформ.
Еще Демократ говорил о воспитании у молодежи трех основных навыков : «…хорошо мыслить, хорошо говорить, хорошо делать».
ХХI век показал нам, что проблема нравственно-эстетического образования осталась актуальной и для воспитания современной молодежи.
В наше время поменялись отношения людей друг к другу. На первый план выходят отношения прагматического склада, многие люди живут по принципу «ты - мне, я – тебе». Стремление к карьерному росту, достижению материального благополучия любой ценой, порождает такие негативные стороны в развитии общества, как взяточничество, меркантильность интересов, коррупция. Игнорирование и отсутствие моральных принципов опять ставит мир на порог войны.
Воспитание человека высоких моральных качеств, способного управлять своими желаниями во благо общества, толерантно относиться к окружающим его людям – вот одна из задач нравственно-эстетического воспитания.
Актуальность данной темы в том, что многие изменившиеся обстоятельства в жизни общества, вызывают необходимость пересматривать старые и вырабатывать новые культурологические, основанные на отношении Человек–Человек, принципы и подходы к эстетическому воспитанию.
Эстетическое воспитание осуществляется на всех возрастных этапах развития личности. И чем раньше деятельность ребенка попадет в круг целенаправленного эстетического воспитания, тем выше и качественнее будет его результат.
Школа была, есть и будет центральным звеном в эстетическом воспитании детей. Имея систему эстетического воспитания, педагоги школы ведут целенаправленную работу по формированию эстетического и художественного вкуса до последних дней его обучения.
Новый стандарт образования нацелен на возрождение воспитательной работы, где основная цель – формирование активной гражданской позиции с целью укрепления российской государственности.
Современный ученик должен обладать более широкими взглядами на жизнь, у него должны быть сформированы определённые личностные свойства, обеспечивающие его успешную социально – психологическую адаптацию в обществе, социальную активность, личностное развитие. В школах возникает необходимость в новых подходах к преподаванию эстетических искусств, способных решать современные задачи эстетического восприятия и развития личности в целом. В настоящее время из-за обилия самых разных явлений субкультуры, в сознании людей стираются границы между массовым искусством и искусством настоящим. Людям становится все труднее ориентироваться среди того разнообразия, которое предлагает современная массовая потребительская культура, и выделить главное, ключевое. Особенно тяжело это удается в школьном возрасте. В этой ситуации преподаватель должен помочь учащимся сформировать правильное представление об окружающем их мире, о культурной жизни современной эпохи, раскрыть во всем своем богатстве систему вечных ценностей и традиций.
В самом начале своей работы в школе, я планировала воспитательный процесс в классе строго по тем направлениям, по которым были разработаны воспитательные программы. Чуть позже возникла необходимость в создании классной воспитательной системы. Основная мысль ее заключалась в создании в классе не просто комфортной атмосферы жизнедеятельности, но и в создании условий для побуждения интереса к самостоятельному творчеству, овладению умениями и навыками самостоятельного познания и поиска. Темой своего самообразования я выбрала: «Эстетическое воспитание школьников – как основной шаг в гармоничном развитии личности». Работая над темой, увлеклась и у меня возникла идея создать программу эстетического воспитания. Цель программы заключается в формировании личности, обладающей высокими интеллектуальными, нравственными, гражданскими качествами, способной к самореализации и профессиональному самоопределению.
Особенности данной программы в том, что она не ограничена строго рамками изобразительного или музыкального искусства. При желании, этой программой может воспользоваться любой воспитатель, которому она станет интересна. В ней я предлагаю темы, раскрывающие основы живописи, музыки, архитектуры (как преддверие уроков по МХК), а также такие темы, которые не затрагивает ни одна образовательная программа, такие, как искусство кино, театр, балет и т.д. Все зависит от подготовленности преподавателя и уровня развития класса. По программе эстетического воспитания школьников в течение этих лет накопилось много методических разработок уроков, презентаций, видеоэкскурсий. Современное телевидение не дает детям ту информацию, на которой у них должны формироваться эстетические знания и вкусы. Либо дает ее в минимальном объеме, часто в искаженном виде. И со временем мы пожинаем результаты пробелов у ребят в эстетическом, нравственном, гражданско-патриотическом воспитании. Во время работы над программой возникали новые идеи, некоторые из которых с успехом реализовывались. Например, хорошим получился интегрированный с уроком литературы час общения «С.Есенин и музыка», где дети 11 класса читали стихи Есенина, звучали его песни в исполнении современных певцов, исполнителей шансона, на экране были любимые, воспетые поэтом, картины русской природы. Такие уроки интересны для ребят и новы с точки зрения подачи учебного материала.
Проведенные в рамках реализации программы по эстетическому воспитанию учащихся уроки-концерты «Любви прекрасные моменты», «Грибоедов и музыка», уроки- презентации - «Воспетая в искусстве красота», «Рожденные любовью» показали, что найдены очень удачные формы и методы подачи незнакомого или мало знакомого детям материала. В стремлении показать учащимся вечные понятия, размышляя с ними о прекрасном в окружающей нас жизни, я соединила воедино живопись 19 века, поэзию о женщине 20- 21 вв. с музыкой композиторов 18 века («Воспетая в искусстве красота»). Этот урок плавно перешел в подобный, где ребята знакомились с картинами русских художников о природе, слушала стихи и музыку разных эпох («Музыка природы»).
Интерес детей к живописи решила закрепить экскурсионными поездками с группой школьников в Санкт-Петербург, Киев. Таких поездок было шесть. Интересно и, я считаю, важно то, что в экскурсиях по Санкт- Петербургу ребята часто отказываются от развлекательных поездок в пользу экскурсий по музеям. Там, где разрешена фото и видеосъемка, дети часто фотографируют не самих себя, а те экспонаты, картины и скульптуры, которые видят. По возвращении они делятся впечатлениями с одноклассниками, показывают фотографии, пишут заметки в школьную газету, меняются фотографиями. И дети, пользуясь полученными знаниями, создают доклады и рефераты по близким темам. А еще одна замечательная черта проявилась в этих экскурсионных поездках. Мы ведь выезжаем все из разных классов, разных возрастов, а приезжаем единой дружной командой, где все друг друга уже хорошо знают, дружат и общаются уже вне класса.
В процессе своей работы я пришла к выводу, что четкое деление воспитательной работы по направлениям невозможно. Поэтому я решила расширить рамки задач эстетического воспитания интегрировать их в другие направления, например, в гражданско-патриотическое.
Так появился цикл из 6 уроков «Поля ратной славы». Рассказывая о героическом прошлом нашего народа, мы знакомились с живописными полотнами русских художников, раскрывающих эти страницы истории, ребята узнавали и самостоятельно искали происхождение таких незнакомых им названий населенных пунктов Челябинской области, как Чесма, Наваринка. А затем, по картинам Айвазовского, мы восстанавливали исторические сведения знаменитых морских сражений в Чесме и Наварино.
У детей пробудился интерес к этимологии названий не только таких населенных пунктов, как Фершампенуаз, Париж, Варна, но и просто к тем названиям улиц, на которых они живут. Так был реализован проект «Улицы нашего города», где ребята самостоятельно искали, оформляли и рассказывали об истории улиц, поселков в которых живут они и их близкие.
Уроки из цикла «Поля ратной славы» знакомит учащихся не только с историческими событиями далекого прошлого, но и с историей Великой Отечественной войны. В презентации я использую не только картины художников 20 века, но и документальные фотографии, найденные детьми в семейном архиве, а так же фильмы, которые помогают детям правильно оценить события прошлых лет («Курская дуга», «Сталинград», «Дети войны. Последние свидетели»). И здесь ребята проявили и осознанный интерес к материалу, и самостоятельность в поисках его. Тем ценнее была презентация такого материала во время часов общения, так как дети воспринимали себя не только слушателями, докладчиками, но и исследователями. Тем бережнее и трогательнее будет их отношение к истории своего Отечества и своей малой родины.
В такой работе и есть реализация основной воспитательной цели новых стандартов. Отказ от воспитания патриотических чувств у учащихся ведет к падению нравственности и духовности, а, следовательно, к деградации Российского общества, забвению исторической памяти, а со временем и к гибели Отечества. И, поэтому необходимо воспитывать в детях гражданина и патриота России через различные формы работы.
Конечно, привлечь ребят к самостоятельному поиску бывает непросто. Не всегда тема, интересная воспитателю или педагогу, становится актуальной и для детей. Поэтому – то важно найти такие точки соприкосновения в интересах того и другого, нравственно обогащая обе стороны воспитательного процесса.
Воспитатель МОУ СШИ №2 Фомина Л.В.
Магнитогорск, 2019г.
© 2019, Фомина Лариса Владимировна 388