СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Воспитание детей, формирование личности ребенка с первых лет его жизни – основная обязанность родителей. Семья влияет на ребенка, приобщает его к окружающей жизни. Ценность личности определяется ее значимостью для общества и зависит от воспитания. Главными воспитателями своих детей являются родители.
В семье происходит ни с чем несравнимый по своей воспитательной значимости процесс социализации ребенка, что предполагает разностороннее познание им окружающей социальной действительности, овладение навыками индивидуальной и коллективной работы, приобщение его к человеческой культуре. Ведущими в формировании личности ребенка являются нравственная атмосфера жизни семьи, ее уклад, стиль. Под этим подразумеваются социальные установки, система ценностей семьи, взаимоотношения членов семьи друг с другом и окружающими людьми, нравственные идеалы, потребности семьи, семейные традиции. Внутрисемейные отношения для ребенка – первый специфический образец общественных отношений. Как важную особенность семейного воспитания следует отметить то, что в условиях семьи ребенок рано включается в систему этих отношений. В семьях с прочными контактами между взрослым и ребенком, уважительным отношением к детям у последних активнее формируются такие качества, как коллективизм, доброжелательность, самостоятельность.
Особую роль играет семья в воспитании ребенка – дошкольника, поскольку это первая и часто почти единственная среда, формирующая его личность. Дошкольное детство – период высокой чувствительности ребенка к воспитательным воздействиям и влияниям среды. В этом возрасте создается основа, на которой строится все последующее воспитание и обучение. В семье ребенок опосредует нормы человеческого общежития, усваивает нравственные ценности. Ее воспитательные воздействия определяют характер поведения ребенка вне семьи.
От семейного микроклимата во многом зависит эффективность педагогических воздействий: ребенок более податлив воспитательным влияниям, если растет в атмосфере дружбы, доверия, взаимных симпатий.
Формирование личности происходит наиболее успешно в коллективе. Семья – это коллектив, члены которого взаимосвязаны определенными обязанностями. Будучи членом семейного коллектива, ребенок также вступает в систему существующих отношений, благодаря которым он постигает нормы общественного поведения. Будет ли первоначальный опыт ребенка в системе взрослый – ребенок положительным, зависит от того, какое место он занимает в семейном коллективе. Если взрослые все свое внимание концентрируют на том, чтобы удовлетворить любое желание, любой каприз малыша, создаются условия для процветания эгоцентризма. Там, где ребенок полноправный член семьи, где он причастен к её делам, разделяет общие заботы, выполняет (в меру своих возможностей!) определенные трудовые обязанности, создаются более благоприятные условия для развития личности ребенка, формирования у него активной жизненной позиции.
Важный фактор становления личности – осознание себя как представителя определенного пола и овладение соответствующим ролевым поведением. Осознание личностью принадлежности к мужскому или женскому полу и идентификация себя с представителями определенного пола, у которых черты «мужественности» или «женственности» и в поведении и в выполнении половых социальных ролей выражены наиболее отчетливо, является важной составной частью самосознания личности. Эти психические различия в самосознании индивидов разного пола многие авторы называют «психическим полом». В отличие от пола биологического. Процесс поло – ролевой социализации или развития психического пола начинается и особенно интенсивно протекает в период дошкольного детства. Ребенок рано начинает относить себя к одному из двух полов, у него возникает ощущение, переживание и осознание собственного пола. Уже в дошкольном возрасте формируется система потребностей, интересов и определенных способов поведения, характерных для того или иного пола, а также намечаются различия у мальчиков и девочек в некоторых их личностных качествах. Ученые отмечают особую роль семьи в данном процессе. Ребенок видит пример поведения родителей, их взаимоотношений, трудового сотрудничества, строит свое поведение на основе подражания, сообразуясь со своим полом.
О том, что семья играет особую, незаменимую роль в формировании личности говорят сравнительные исследования, посвященные проблеме осознания детьми своего опыта в семье и в детском доме. Так в семье ребенок получает представления о семейных ролях, супружеских, родительских функциях, он усваивает навыки социального поведения, подражая поведению родителей. Ребенок в детском доме лишен возможности усваивать первичные представления о будущих семейных обязанностях и функциях, ролевом поведении в семье. Психическая депривация детей, растущих без родителей, проявляется в различных отклонениях психического развития, среди которых особое место занимают дефекты эмоциональной сферы, что негативно сказывается на культуре чувств, поведении, межличностных отношениях воспитанников и в будущем может явиться причиной неблагополучно складывающихся семейных, супружеских отношений. В условиях детского дома, по сравнению с семьей, затруднено формирование у воспитанников представлений о «мужественности» и «женственности», воспитание необходимых семейно – бытовых навыков, связанных с ведением домашнего хозяйства, приготовлением пищи, умением со вкусом одеваться и т.п.
Сравнительные исследования психологического и личностного развития детей, растущих вне семьи, показывают, что, несмотря на возрастные и социальные отличия, дети, воспитывающиеся в закрытых детских учреждениях, имеют ряд общих черт: отсутствие избыточной привязанности к людям, инициативы в различных видах деятельности, недостаточная познавательная активность, ситуативность поведения и мышления. У детей, растущих вне семьи, нарушена трансформация объективного в субъективное, познаваемое эмоционально не переживается ребенком, а общественно – значимое не превращается в личностно – значимое. Это приводит к тому, что у детей оказывается неразвитым или деформированным пристрастное отношение к миру, окружающим людям и к себе, что ведет, в свою очередь, к отсутствию привязанностей, дефициту любви и ласки, снижению познавательных интересов и т.д. В результате опыт их собственной жизни не освоен и не осознан, а потому не накапливается и не ведет к развитию личности и сознания. Если в памяти ребенка и остаются прожитые периоды, то лишь как знания, но не как события его личной жизни. Причина этого феномена в отношениях ребенка со взрослым.
В детском доме ребенок является объектом ухода, воспитания и обучения, но частая сменяемость взрослых разрывает непрерывность отношений и опыта ребенка, «дробит» его жизнь на кусочки. К детям осуществляется преимущественно групповой подход, практически отсутствуют индивидуальные контакты, что затрудняет осознание ребенком своего «я». В детском доме даже самые хорошие воспитатели – лишь носители знаний, образцов поведения, поощрения и наказания, но они не становятся источником жизненного смысла самого ребенка, не порождают его собственных стремлений и осознанных переживаний. В семье же все воздействия на ребенка осуществляются индивидуально, обращены именно к нему.
С.Ю. Мещерякова, наблюдая детей раннего возраста, отмечает, что воспитывающийся в семье ребенок активен, инициативен, открыт, доброжелателен, доверчив к окружающим людям, проявляет высокий уровень любознательности, жизнерадостен, что свидетельствует о его положительном самоощущении.
Но не всегда семья оказывает положительное влияние на детей. Семейное воспитание - одна из форм воспитания подрастающего поколения в обществе, сочетающая целенаправленные действия родителей с объективным влиянием жизнедеятельности семьи, т.е. стихийным. Стихийные – это неосознанные, неконтролируемые воздействия, например, манера поведения, укоренившиеся привычки взрослых, их распорядок жизни и многое другое. Такие воздействия повторяются и влияют на ребенка изо дня в день. Часто родители недооценивают этот фактор воспитания. Отрицательно сказывается конфликтная атмосфера семьи, постоянные ссоры, скандалы между членами семьи. Педагоги говорят о такой «парадоксальной» ситуации, когда «трудные» дети растут в семьях с хорошим материальным достатком, относительно высокой культурой родителей и, наоборот, в плохо обеспеченных семьях, у родителей с низким уровнем образования, воспитываются хорошие дети. Очевидно, что ни материальные условия, ни педагогические знания родителей не способны компенсировать воспитательную неполноценность стрессовой напряженной атмосферы семьи.
Конфликтная атмосфера семьи нередко приводит к отрицательным последствиям в развитии личности ребенка. Статистически доказано, что лишь 22% аномалий психики проявляются в раннем возрасте как следствие врожденного дефекта. 88% отклонений возникают в результате неблагоприятных условий семейного воспитания. Если в семье постоянно царит напряжение, повторяющиеся ссоры, ребенок чувствует себя несчастным.
В.А.Сухомлинский писал о своей твёрдой убеждённости в том, что есть качества души, без которых человек не может стать настоящим воспитателем, и среди этих качеств на первом месте – умение проникать в духовный мир ребенка.
Влияние семьи на становление личности ребенка, безусловно, очень значимо. Но, к сожалению, в наше время всемирного прогресса, приоритеты молодой семьи несколько сместились от реализации себя как родителей для своих детей в сторону достижения высокого материального благополучия и профессионального успеха и признания. Создание именно такой системы ценностей приводит к тому, что ребенок в молодой семье появляется скорее вопреки жизненным планам родителей, нежели в соответствии с ними. Поэтому малыш не «вписывается» в систему социальных взаимоотношений молодых родителей. Возникающий диссонанс «идеального» и «реального» приводит к тому, что взаимоотношения с ребенком приносятся в жертву, и после вынужденной непродолжительной паузы молодая мама возвращается на путь достижения поставленных целей. Но у каждого ребенка, увы, только одно детство. Именно сейчас, когда молодым родителям необходимо «добиваться», «реализовываться», «становиться», ребенок наиболее сильно нуждается в их заботе, любви и внимании, именно сейчас у него закладываются основы отношений и привязанностей.
Таким образом, семья имеет первостепенное значение в становлении личности ребенка, в формировании общечеловеческой культуры. Однако для успешного осуществления этой задачи семье необходима помощь профессионального грамотного союзника, каковым и является педагог детского сада.
© 2023, Ганичкина Ирина Викторовна 194