СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проблемы социальной адаптации первокурсников к обучению в профессиональном учебном заведении

Нажмите, чтобы узнать подробности

Взаимодействие человека с обществом определяется понятием «социализация». Это непрерывный процесс, длящийся в течение всей жизни. В традициях современного образования социализация раскрывается через понятие «адаптация» и рассматривается как процесс вхождения человека в социальную среду и ее приспособления к культурным, психологическим и социологическим факторам, то есть эти два понятия можно рассматривать как синонимы.

Период социализации распадается на этапы, каждый из которых выполняет определенные задачи, без проработки которых последующий этап может не наступить или будет искажен или заторможен. Многие исследования показали, что социализация происходит более продуктивно в трудовой деятельности. Поэтому в зависимости от отношений к трудовой деятельности выделяются следующие её стадии: дотрудовая и трудовая, которые соотнесены с периодами социального развития личности.

Остановимся подробно на первой из них. Дотрудовая стадия включает весь период жизни человека до начала трудовой деятельности. Она, в свою очередь, разделяется на два самостоятельных периода:

  • ранняя социализация (время от рождения ребенка до поступления в школу);
  • юношеская социализация (обучение в школе, техникуме, колледже, ВУЗе)

Юношеская социализация является одной из наиболее важных проблем интеграции личности в социум. Потому что происходит адаптация организма не только к учебной нагрузке, но и к резкой смене окружающей социальной и психологической среды. Особо остро этот процесс виден в подростковом возрасте, когда молодой человек без негативных качеств, личностной деформации может перейти от детской несамостоятельной жизни ко взрослой самостоятельной.

Педагогические коллективы колледжей и техникумов всегда озабочены проблемами социализации первокурсников, потому что от благополучного исхода этого процесса зависит дальнейшее развитие каждого студента как будущего специалиста.

Резкое изменение многолетнего привычного рабочего стереотипа у студентов иногда приводит к нервным срывам и стрессовым реакциям. По этой причине период адаптации, связанный с изменением сложившихся жизненных позиций, может на первых порах повлиять и на низкую успеваемость, и трудности в общении. У одних молодых людей эти изменения проходит скачкообразно, у других – ровно. Чем труднее и дольше шел процесс социализации, тем ниже социальное самочувствие первокурсника, которое тесно связано с его общей удовлетворенностью своей студенческой жизнью.

Важно, не ограничиваясь общей благоприятной картиной достаточно хорошего общественного самочувствия студентов-первокурсников, более конкретно рассмотреть степень их удовлетворенности разными сторонами жизни: условиями для занятий (набор и содержание учебных дисциплин, организация учебного процесса, качество преподавания, обеспеченность учебно-методической литературой, техническая оснащенность аудиторий личные результаты первой сессии); социально-психологическими отношениями (в группе, с преподавателями); бытовыми условиями (в техникуме, общежитии), условиями для полноценного досуга, занятий спортом, творчеством. Это дает возможность избежать дезадаптации, сделать процесс социализации ровным и психологически комфортным.

Отличительной чертой ССУЗа от школы является самостоятельная деятельность студентов. Многие первокурсники на первых порах обучения испытывают большие трудности: не умеют конспектировать лекции, работать с учебниками, находить и добывать знания из первоисточников, анализировать информацию большого объема, четко и ясно излагать свои мысли. Приученные к ежедневной опеке и контролю в школе, некоторые новоиспеченные студенты не могут принимать элементарные решения, из-за этого снижается уровень успеваемости. Для данного периода обучения необходимо увеличить методы учебно-методического воздействия (консультации, тестирование, контроль). В чем причина этих сложностей с адаптацией? В школе, даже в старших классах, ученика постоянно контролируют несколько учителей, каждую неделю, а то и несколько раз в неделю применяются различные контрольные мероприятия (тесты, контрольные работы, устные и письменные опросы, рефераты). В ССУЗе эти способы воздействия носят нерегулярный характер. И тогда к концу 2-го или к началу 3-го учебных семестров успешно закончится процесс социализации.

Проходит немало времени, прежде чем студент приспособится к требованиям обучения в ССУЗе. Многими это достигается слишком большой ценой. Отсюда зачастую возникают существенные различия в деятельности, а особенно ее результатах, при обучении одного и того же человека в школе и в ССУЗе. Отсюда и низкая успеваемость на первом курсе, непонимание и, возможно, непринятие условий и требований ССУЗа.

Большую роль в социализации и самореализации студентов-первокурсников играет работа классного руководителя. От деятельности педагога во многом зависит успешность адаптации молодых людей к новой социальной среде, дисциплинированность, добросовестное отношение к учебе каждого члена группы, налаживание межличностных отношений и морально-психологический климат в коллективе целом.

Ведь успешная социализация первокурсника к жизни и учебе в ССУЗе является залогом дальнейшего развития каждого студента как человека, будущего специалиста. Поступив в новое учебное заведение, молодой человек уже имеет некоторые сложившиеся установки, стереотипы, которые при начале обучения начинают изменяться, ломаться. Новая обстановка, новый коллектив, новые требования, оторванность от родителей, неумение распорядиться "свободой", денежными средствами, коммуникативные проблемы и многое другое приводят к возникновению психологических проблем, проблем в обучении, общении с сокурсниками, преподавателями.

Классному руководителю через организацию внеурочной деятельности необходимо направить работу на развитие познавательного интереса к научным и профессиональным требованиям, предъявляемыми профессией к личности специалиста, сформировать побудительные мотивы к самообразованию у каждого первокурсника, оказать необходимую помощь, которая должна быть строго определена индивидуальными особенностями и возможностями.

Процесс социальной адаптации личности в условиях студенческой среды может осуществляться более эффективно, если:

  • в процессе гармонизации отношений и педагогической поддержки учитывается специфика молодежной среды и особенности многоуровневой системы обучения, достигается ее направленность на личностно-ориентированный подход в образовании;
  • четко определяются субъекты взаимодействия, их функции и задачи;
  • в данном процессе обеспечивается интеграция социально-педагогических действий управленческих структур ССУЗа, студенческого сообщества и других социально – значимых подразделений.

В заключение хотелось бы добавить, что социализация в период обучения в ССУЗе играет важнейшую роль в развитии каждой личности. Поэтому деятельность всех участников социальной адаптации должно быть направлено на обеспечение престижа студенческой молодежи в духовном, нравственном и интеллектуальном развитии. А для этого необходимо помочь разрешить психологические трудности и проблемы, способствовать гармонизации отношений внутри студенческого сообщества и за его пределами, формировать этику взаимоотношения, с которой начинается включенность в социальные связи в любом новом окружении.

На практике это означает воспитывать у молодежи устремленность к творческому началу в любом деле и любой профессии, акцентируя внимание не только на материальной заинтересованности, но и на духовном воплощении своих интересов и потребностей. Поэтому очень важно уделять этому процессу достойное внимание, не только со стороны преподавателей, классных руководителей, воспитателей, но и родителей.

13.06.2019 13:40


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!