СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Проблемы адаптации первоклассников к школе.
Проблема адаптации первоклассников к новым формам жизнедеятельности в школе возникает при любых условиях обучения. Содержание, методы и формы работы в этот период определяются как возрастными и индивидуальными особенностями поступающих в школу детей, так и характерными особенностями системы работы учителя.
Для того чтобы вчерашний дошкольник мог безболезненно включиться в новые для него отношения и новый вид деятельности, учителю необходимо прежде всего изучить его стартовый уровень. Педагогика и психология накопили множество вариантов объективного изучения готовности детей к школьному обучению.
В основе всех этих методик - изучение и понимание учителем наиболее существенных особенностей нынешних первоклассников, которые определяют успешность начала работы в первом классе. Например, у первоклассника единство интеллектуального и эмоционального решается в пользу эмоционального, которое дает толчок интеллектуальному, нравственному, творческому началу. Все мотивы учебной деятельности первоклассников связаны с характером эмоций, их душевным состоянием. Поэтому исходное для учителя – создание в классе атмосферы доброжелательности, доверия, ситуаций эмоциональных всплесков.
Нынешним первоклассникам свойственны синкретизм ( слитность ) мышления, низкий уровень развития анализа и синтеза. Следовательно, на начальном этапе обучения следует погружать ребенка в наиболее общую картину мира, которую лучше представляют интегрированные курсы. Интеграцию надо реализовывать как на меж предметном, так и на внутри предметном уровне. Впервые учебные недели особое значение приобретают виды деятельности уже знакомые ребенку. Учитель должен с первых дней уделить особое внимание урокам труда, рисования, музыки, окружающего мира. Как раз на них ребята могут показать свои сильные стороны, учитель, создавая ситуацию успеха, может активизировать в школьнике еще недостаточно созревшие новые виды деятельности.
Еще можно отметить такую особенность как трудности в овладении письменной речью. Нельзя пропустить в системе всех первых школьных занятий постепенный переход от изображения ребенком своих мыслей сначала рисунком, пиктограммой, схемой к собственно – письменной речи. Пальцы детей органически связаны с мозговыми центрами и внутренними органами. Поэтому физическая тренировка рук стимулирует саморегуляцию организма, имеет общеукрепляющее и развивающее значение. Уже в первой четверти дети должны попробовать свои возможности в работе с самыми разнообразными материалами. Ручной труд также вырабатывает такие качества личности как терпение, настойчивость, последовательность и энергичность в достижении цели, аккуратность и тщательность в исполнении работы.
Необходимые качества вырабатываются и на уроках физкультуры. К особому эффекту приводят прыгание через скакалку со сменой ритма, игры в мяч. Этим развивается адекватное восприятие ритма, которое лежит в основе фонематического анализа слов.
Очень важно, чтобы в этот период ребенок как можно меньше заучивал, повторял. А больше импровизировал, что требует раскованности, воображения, спокойного состояния. На первых порах основная задача заключается в том, чтобы пробудить у учеников внутреннюю потребность в общении, вызвать интерес к собеседнику. Поэтому не следует одергивать детей постоянными исправлениями их речи. Их неизбежные на этом этапе речевые ошибки будут преодолеваться опосредованно в процессе проживания в грамотной речевой среде класса.
В методической литературе в настоящее время предлагаются варианты адаптационных курсов «Первые дни в школе», рассчитанных на 1-2 первые недели первого класса (например, авторы курсов И. Прокопенко, Г.Цукерман, К. Поливанова). Авторы курсов в процессе адаптации выделяют два направления. Первое- психологическая адаптация или привыкание. Оно проходит неоднородно и неравномерно, его сроки могут существенно различаться у разных детей. Второе направление- освоение организационных навыков и умений для учебы. Школу можно сравнить с производством: и ученику, и рабочему в начале трудовой деятельности необходимо пройти инструктаж, изучить какими средствами и способами предстоит работать. Для школьника это основные правила поведения на уроке, навыки индивидуальной и коллективной работы, организация обратной связи с учителем и др.
Учителя эффективно используют эти программы, отводят первую учебную неделю на первичное освоение выше изложенных навыков.
© 2015, Сутягина Татьяна Валерьевна 582