СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проблемы модернизации методического инструментария учителя в связи с изменением роли ученика в условиях инновационных технологий образования

Нажмите, чтобы узнать подробности

В последние годы в нашей стране сменились ценностные ориентации, и в качестве одной из главнейших ценностей в соответствии с провозглашенными принципами гуманизации и демократизации общества признается свободная, развитая и образованная личность, способная жить и творить в условиях постоянно меняющегося мира. Благодаря общественно-политическим, экономическим, социальным преобразованиям, произошедшим в нашей стране в последнее десятилетие, это стало возможным. Достигается же это изменением подхода  к образованию и воспитанию, только при условиях, когда учитываются потребности, возможности и склонности школьника, и он сам выступает наряду с учителем в качестве активного субъекта деятельности учения.

Господствующая до этих пор традиционная форма обучения, при которой учитель выступал в роли источника знаний, а ученик занимал позицию слушателя, утратила на данный момент свою актуальность. Ее место все чаще занимают уроки, на которых главная роль в процессе обучения принадлежит не учителю, а ученику. Уроки, на которых развиваются личностные качества каждого школьника, самообразования,  саморазвития, самореализации личности, умение учиться, то есть  способность самостоятельного поиска решений поставленных задач, получения знаний, умения применения этих знаний в жизни.

В связи с этим все большее распространение получают такие технологии обучения как деятельностная,  игровая, личностно ориентированное, развивающее, модульное обучение. Центральной фигурой на уроке при каждой из этих технологий является ученик. Учителю же отводится роль организатора и координатора в учебном процессе. Остановимся подробнее на личностно ориентированном обучении. Исследованию проблем изучения личностно ориентированного обучения посвящены работы Г.М. Анохиной, Е.В. Бондаревской, А.Ю.Белогурова, З.К. Каргиевой, Н.А. Морозова, С.А. Рогачева, Н.Г.Свининой, В.В. Серикова, В.И. Слободчикова, Е.Г. Силяевой, И.С.Якиманской и др., согласно которым только раскрытие индивидуальности каждого ученика в процессе обучения обеспечивает построение образования в современной школе.

Под личностно-ориентированным подходом принято понимать методологическую ориентацию в педагогической деятельности, позволяющую посредством опоры на систему взаимосвязанных понятий, идей и способов действий обеспечивать и поддерживать процессы самопознания, самореализации личности ребенка, развития его неповторимой индивидуальности. «Личностно – ориентированное образование – образование, обеспечивающее развитие и саморазвитие личности ученика, исходя из выявления его индивидуальных особенностей как субъекта познания и предметной деятельности». 

Личностно ориентированное обучение существенно отличается от прочих моделей образования. Оно предоставляет учащемуся большую свободу выбора в процессе обучения. Не ученик подстраивается под модель преподавания учителя, а учитель при помощи своего багажа знаний и методического инструментария согласует свои приемы и методы работы с творческим стилем получения знаний учащихся. Изменяется позиция ученика — от прилежного исполнения к активному творчеству, иным становится его мышление: рефлексивным, то есть нацеленным на результат. Меняется и характер складывающихся на уроке отношений. Содержание образования "становится функцией, продуктом взаимодействия субъектов учебной деятельности". Главное же в том, что учитель должен не только давать знания, но и создавать оптимальные условия для развития личности учащихся.

Изменение целеполагания при личностно ориентированном обучении меняет акцент и в методах обучения. Основным методом традиционного обучения является все же информационно-рецептивный или иллюстративно-объяснительный. Суть его можно выразить так:

  1.  показ способа действий учителем
  2.  воспроизведение в упражнениях
  3.  контроль за усвоением действий.

Естественно что и показ образца, и его объяснение, и контроль за его воспроизведением учитель может реализовать по-разному. И в зависимости от этого в довольно широких пределах будет изменяться эффективность методов обучения, но суть их остается неизменной - все это лишь варианты иллюстративно-объяснительного метода, который тяготеет к монологичности обучения, поскольку монолог позволяет за ограниченный отрезок времени передать большую информацию. А именно это и является важным для учителя, ориентированного главным образом на передачу знаний в готовом виде.

Личностно ориентированное обучение, не отрицает значения иллюстративно-объяснительного метода, но при этом тяготеет к поисково-исследовательскому методу. Его суть в следующем: выявление и понимание учащимися недостаточности ранее усвоенных знаний и способов действий

  1. постановка учебной задачи
  2. совместная с учителем поисковая деятельность
  3. оценка, обоснование найденного способа и самооценка собственной деятельности.

Другими словами, учитель не показывает способ действий, а происходит поиск, нахождение способа решения поставленных задач. Роль учителя - в организации поисковой деятельности как бы "изнутри". Предположения учителя должны быть открытыми для критики и анализа со стороны учащихся. Он вместе с учащимися является участником поиска решений, а не самостоятельно ставит и решает учебную задачу вместо них. Диалог и полилог являются основными формами организации поисковой деятельности учащихся, в процессе которых определяется содержание очередной учебной задачи, анализируются пути ее решения. Организовать такую форму общения можно в работе учащихся малыми группами, в дидактических играх, нетрадиционных методах проведения уроков, в которых научное содержание наиболее естественно сочетается с индивидуальным опытом учащихся.

Личностно-ориентированное образование включает следующие подходы: разно уровневый, дифференцированный, индивидуальный, субъективно-личностный. Технологический арсенал личностно-ориентированного подхода: диалогичность; деятельностно творческий характер; направленность на поддержку индивидуального развития ребенка; предоставление учащемуся необходимого пространства; свободы для принятия самостоятельных решений, творчества, выбора содержания и способов учения и поведения. 

Все это говорит нам о том, что и подготовка учителя к уроку несет в себе значительные изменения. Меняются тематические планы, календарное планирование, технологические карты, методические разработки уроков.

Меняется и содержательная часть конспекта урока - любая принятая форма, отражающая все компоненты методической системы:

  1. Целеполагание
  2. Задачи урока
  3. Тип урока
  4. Основные формы и методы работы
  5. Содержание темы (контент урока и материал для закрепления)
  6. Домашняя работа

И.С.ЯкиманскаяО.С.Якунина предлагают следующие рекомендации к подготовке и проведению личностно ориентированного урока. Важное место при подготовке урока отводится разработке гибкого плана. Он включает в себя: 

  1. Определение общей цели и задач в зависимости от разных этапов урока; 
  2. Подбор и организацию дидактического материала, позволяющего выявлять индивидуальную избирательность учеников к содержанию, виду и форме учебного материала, облегчающего его усвоение; 
  3. Планирование разных форм организации учебной деятельности (соотношение фронтальной, индивидуальной, самостоятельной работы); 
  4. Выявление требований к оценке продуктивности работы с учетом характера заданий (дословный пересказ, краткое изложение своими словами, использование известных алгоритмов, выполнение проблемных, творческих заданий).

Планирование характера общения, межличностных взаимодействий в процессе урока включает в себя: 

  1. Использование разных форм общения (монолога, диалога, полилога) с учетом конкретных целей урока; 
  2. Проектирование характера взаимодействий учеников на уроке с учетом их личностных особенностей, требований к межгрупповому взаимодействию (распределение по группам, парами и т.п.); 
  3. Использование содержания субъектного опыта всех участников урока в диалоге «ученик - учитель», «ученик- класс»; 
  4. Предвосхищение возможных изменений в организации коллективной работы класса, коррекция их по ходу урока. Планирование результативности урока предусматривает: 
  5. Обобщение полученных знаний и умений, оценка их усвоения; 
  6. Анализ результатов групповой и индивидуальной работы; 
  7. Внимание к процессу выполнения заданий, а не только к конечному результату

Рекомендации к проведению урока: 

  1. Использование учителем разнообразных форм и методов организации работы учащихся, позволяющих раскрыть содержание их субъектного опыта относительно предложенной темы; 
  2. Создание атмосферы заинтересованности каждого ученика в работе класса;
  3. Стимулирование учащихся к использованию разнообразных способов выполнения заданий на уроке без боязни ошибиться, получить неправильный ответ; 
  4. Поощрение стремления ученика предлагать свой способ работы (решения задачи), анализировать в ходе урока разные способы, предлагаемые детьми, отбирать и анализировать наиболее рациональные, отмечать и поддерживать оригинальные; 
  5. Применение заданий, позволяющих ученику самому выбирать тип, вид и форму материала (словесную, графическую, условно-символическую); 
  6. Создание педагогических ситуаций общения, позволяющих каждому ученику, независимо от его готовности к уроку, проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность к способам работы; 
  7. Обсуждение с детьми в конце урока не только того, что «мы узнали» (чем овладели), но и того, что понравилось (не понравилось) и почему; что бы хотелось выполнить еще раз, а что сделать по-другому; 
  8. При опросе на уроке (при выставлении отметок)анализировать не только правильность (неправильность) ответа, но и его самостоятельность, оригинальность, стремление ученика искать и находить разнообразные способы выполнения заданий; 
  9. При задании на дом необходимо называть не только содержание и объем задания, но и давать подробные рекомендации по рациональной организации учебной работы, обеспечивающей выполнение домашнего задания.

Современный человек должен владеть информацией о стиле поведения и общения, о формах обучения и воспитания, системе образования, не только своей страны, но и зарубежья. Сейчас, когда  образования родителям дается возможность выбора получения их детьми того или иного образования, особенно важно иметь целостное представление о формах обучения и видах специализированных или общеобразовательных школ. В эпоху быстрого роста знаний современному поколению необходимо овладеть основными способами получения, передачи и обмена информацией.

Категория: Физика
12.02.2015 19:44


Рекомендуем курсы ПК и ПП