СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Школьная информатика – самая молодая из всех школьных дисциплин и, пожалуй, самая проблемная.
В информатике есть разработки в области методики моделирования и проектирования в развитии мышления, что развивает логическое мышление, но нет методики преподавания конкретным информационным технологиям, на которую можно опереться.
Мы используем разработанные методики по другим предметам и переносим их на наш предмет, но постоянно осознаём, что надо их корректировать, менять, так как они не работают на разрешение наших специфических проблем и сложностей:
-обучению информатике присущи специфические проблемы, связанные с тем, что компьютер является одновременно и объектом изучения, и средством обучения.
- в силу различия материального и культурного уровня семей школьники имеют разную возможность использования ПК для выполнения домашних заданий, для удовлетворения своих интересов, что надо учитывать при организации учебного процесса. Знания и умения по информатике, как и по любому школьному предмету, учащиеся приобретают не только на уроках, но особо ощутимо это именно в школьной информатике, поэтому на первый план выходит проблема обучения информатике в условиях разного уровня знаний и умений по информатике;
-к специфическим проблемам необходимо отнести объективно существующие социально-психологические проблемы, в частности, выявленный современными исследованиями психологов феномен компьютерной тревожности: боязнь испортить или сломать что-нибудь, ощущение незнания и неумения, боязнь нового и незнакомого. Наличие компьютерной тревожности значительно снижает эффективность обучения информатике.
В первый же год работы учителем информатики в начальной школе возник вопрос: как при малом количестве часов (1 часа в неделю), довольно обширной программе (все, но "по верхам") и огромном интересе школьников сделать преподавание пропедевтического курса информатики интересным, наглядным, изучаемый материал - запоминающимся надолго, а не на один урок.
В пропедевтическом курсе информатики кроме обязательного теоретического материала (развитие логического мышления, умения анализировать, выявлять сущности и отношения, описывать планы действий и др.) много внимания уделяется начальному освоению информационных технологий - текстового, графического редактора, электронных вычислительных таблиц, баз данных, интернет-технологий.
При этом учитель должен сделать так, чтобы не легкий учебный труд приносил школьнику удовлетворение, радость, возбуждал желание вновь и вновь познавать новое.
Каждый педагог вправе выбирать те педагогические технологии, которые комфортны для него и соответствуют индивидуальным особенностям обучаемых[8]:
(а) авторские (человек, группа людей);
б) авторизованные (Шаталов, Пастухов);
в) новаторские (исследователи, экспериментаторы);
г) традиционные (делай как я);
д) нетрадиционные уроки.
Я в своей деятельности выбрала нетрадиционный урок - это импровизированное учебное занятие, нетрадиционную (не установленную) структуру.
Нетрадиционными могут быть и организационный момент, и ход урока, и физминутка. Это зависит от профессионализма творческого таланта учителя.
Основные признаки нетрадиционного урока[9]:
Они должны четко определять 3-и дидактические задачи.
Творчество учащихся должны быть направлены на их развитие.
Проведенный мною анализ педагогической литературы позволил выделить несколько десятков типов нестандартных уроков из которых я выбрала несколько нетрадиционных форм обучения и применяю для проведения уроков информатики в начальных классах, в силу психологических и возрастных особенностей младших школьников. Их названия дают некоторое представление о целях, задачах, методике проведения таких занятий. Например, такие как уроки-соревнования, уроки типа КВН, уроки-консультации, компьютерные уроки, уроки с групповыми формами работы, уроки творчества, уроки-конкурсы, уроки-обобщения, уроки-фантазии, уроки-игры, уроки поиска истины, уроки – «круговая тренировка», межпредметные уроки, уроки-экскурсии.
Предусматриваю ход занятий с учетом уровня и особенностей как класса в целом, так и отдельных школьников, характера и способностей учеников, получивших конкретное задание, последовательность операций.
Проведение предметных недель является одной из важных форм урочной и внеклассной работ по предмету. Она решает вопросы систематизации, обобщения знаний, способствует развитию познавательной активности обучающихся. В школе предметная неделя по информатике провелась в первый раз в прошлом учебном году, и мы планируем вести неделю информатики традиционно каждый год, чтобы пробудить в обучающихся мотивацию к изучению предмета с целью развития познавательного интереса и повышения качества обучения.
Систематически применяю на уроках цифровые образовательные программы «Мир информатики» от Кирилла и Мефодия 1-2 год обучения и 3-4 год обучения и пакет программных средств «Страна Фантазия», которые предлагаются в системе компьютерно-игрового комплекса, представляющего собой особый метод и систему условий, позволяющие сочетать компьютерные игры тренажеры с традиционными играми и занятиями школьников.
Удалось достичь повышения интереса к предмету, просматриваются межпредметные связи. Учащиеся с удовольствием усваивают учебный материал, выполняют проекты, участвуют в конкурсах. При окончании курса информатики начальной школы практически все учащиеся владеют всеми навыками и знаниями, оговоренными в программе информатики начальной общеобразовательной школы.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Бабкина Н.В. Использование развивающих игр и упражнений в учебном процессе // Начальная школа.- М., 1998.
2. Бахир В.К. Макаровская А.П. Степанов В.М. Эксперимент в начальных классах // Начальная школа.-М., 1997.
3. Губанова О.В. Левкина И.С. Использование игровых приемов на уроках // Начальная школа.-М., 1997.
9. Модылевская Г.И. Нестандартные формы уроков внеклассного чтения // Начальная школа.- М.,1997.
© 2017, Кара-оол Светлана Салчаковна 1783