СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проблемы преподавания информатики в начальной школе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Школьная информатика – самая молодая из всех школьных дисциплин и, пожалуй, самая проблемная.

В информатике есть разработки в области методики моделирования и проектирования в развитии мышления, что развивает логическое мышление, но нет методики преподавания конкретным информационным технологиям, на которую можно опереться.

Мы используем разработанные методики по другим предметам и переносим их на наш предмет, но постоянно осознаём, что надо их корректировать, менять, так как они не работают на разрешение наших специфических проблем и сложностей:

-обучению информатике присущи специфические проблемы, связанные с тем, что компьютер является одновременно и объектом изучения, и средством обучения.

- в силу различия материального и культурного уровня семей школьники имеют разную возможность использования ПК для выполнения домашних заданий, для удовлетворения своих интересов, что надо учитывать при организации учебного процесса. Знания и умения по информатике, как и по любому школьному предмету, учащиеся приобретают не только на уроках, но особо ощутимо это именно в школьной информатике, поэтому на первый план выходит проблема обучения информатике в условиях разного уровня знаний и умений по информатике;

-к специфическим проблемам необходимо отнести объективно существующие социально-психологические проблемы, в частности, выявленный современными исследованиями психологов феномен компьютерной тревожности: боязнь испортить или сломать что-нибудь, ощущение незнания и неумения, боязнь нового и незнакомого. Наличие компьютерной тревожности значительно снижает эффективность обучения информатике.

В первый же год работы учителем информатики в начальной школе возник вопрос: как при малом количестве часов (1 часа в неделю), довольно обширной программе (все, но "по верхам") и огромном интересе школьников сделать преподавание пропедевтического курса информатики интересным, наглядным, изучаемый материал - запоминающимся надолго, а не на один урок.

В пропедевтическом курсе информатики кроме обязательного теоретического материала (развитие логического мышления, умения анализировать, выявлять сущности и отношения, описывать планы действий и др.) много внимания уделяется начальному освоению информационных технологий - текстового, графического редактора, электронных вычислительных таблиц, баз данных, интернет-технологий.

При этом учитель должен сделать так, чтобы не легкий учебный труд приносил школьнику удовлетворение, радость, возбуждал желание вновь и вновь познавать новое.

Каждый педагог вправе выбирать те педагогические технологии, которые комфортны для него и соответствуют индивидуальным особенностям обучаемых[8]:

(а) авторские (человек, группа людей);

б) авторизованные (Шаталов, Пастухов);

в) новаторские (исследователи, экспериментаторы);

г) традиционные (делай как я);

д) нетрадиционные уроки.

Я в своей деятельности выбрала нетрадиционный урок - это импровизированное учебное занятие, нетрадиционную (не установленную) структуру.

Нетрадиционными могут быть и организационный момент, и ход урока, и физминутка. Это зависит от профессионализма творческого таланта учителя.

Основные признаки нетрадиционного урока[9]:

  • несет элементы нового, изменяются внешние рамки, места проведения;
  • используется внепрограммный материал, организуется коллективная деятельность в сочетании с индивидуальной;
  • привлекаются для организации урока люди разных профессий;
  • эмоционального подъема учащихся через оформление кабинета, доски, музыки, использование видео;
  • организация и выполнение творческих заданий;
  • обязательный самоанализ в период подготовки к уроку, на уроке и после его проведения;
  • обязательно создается временная инициативная группа из учащихся для подготовки урока;
  • обязательное планирование урока заранее

Они должны четко определять 3-и дидактические задачи.

Творчество учащихся должны быть направлены на их развитие.

Проведенный мною анализ педагогической литературы позволил выделить несколько десятков типов нестандартных уроков из которых я выбрала несколько нетрадиционных форм обучения и применяю для проведения уроков информатики в начальных классах, в силу психологических и возрастных особенностей младших школьников. Их названия дают некоторое представление о целях, задачах, методике проведения таких занятий. Например, такие как уроки-соревнования, уроки типа КВН, уроки-консультации, компьютерные уроки, уроки с групповыми формами работы, уроки творчества, уроки-конкурсы, уроки-обобщения, уроки-фантазии, уроки-игры, уроки поиска истины, уроки – «круговая тренировка», межпредметные уроки, уроки-экскурсии.

Предусматриваю ход занятий с учетом уровня и особенностей как класса в целом, так и отдельных школьников, характера и способностей учеников, получивших конкретное задание, последовательность операций.

Проведение предметных недель является одной из важных форм урочной и внеклассной работ по предмету. Она решает вопросы систематизации, обобщения знаний, способствует развитию познавательной активности обучающихся. В школе предметная неделя по информатике провелась в первый раз в прошлом учебном году, и мы планируем вести неделю информатики традиционно каждый год, чтобы пробудить в обучающихся мотивацию к изучению предмета с целью развития познавательного интереса и повышения качества обучения.

Систематически применяю на уроках цифровые образовательные программы «Мир информатики» от Кирилла и Мефодия 1-2 год обучения и 3-4 год обучения и пакет программных средств «Страна Фантазия», которые предлагаются в системе компьютерно-игрового комплекса, представляющего собой особый метод и систему условий, позволяющие сочетать компьютерные игры тренажеры с традиционными играми и занятиями школьников.

Удалось достичь повышения интереса к предмету, просматриваются межпредметные связи. Учащиеся с удовольствием усваивают учебный материал, выполняют проекты, участвуют в конкурсах. При окончании курса информатики начальной школы практически все учащиеся владеют всеми навыками и знаниями, оговоренными в программе информатики начальной общеобразовательной школы.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Бабкина Н.В. Использование развивающих игр и упражнений в учебном процессе // Начальная школа.- М., 1998.

2. Бахир В.К. Макаровская А.П. Степанов В.М. Эксперимент в начальных классах // Начальная школа.-М., 1997.

3. Губанова О.В. Левкина И.С. Использование игровых приемов на уроках // Начальная школа.-М., 1997.

  1. Бешенков С.А. Моделирование и формализация. Методическое пособие, М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2002.
  2. Волина В. Праздник числа (Занимательная математика для детей): Книга для учителей и родителей. М.: Знание, 1993.
  3. Игры и развлечения. Кн.3/ Сост. Л.М. Фирсова, М.: Молодая гвардия, 1991
  4. Информатика в младших классах. Серия «Информатика в школе».М.: Информатика и образование №1, 2. 3, 4. 2001
  5. Методическая копилка для учителей начальных классов: Учебное пособие/ Автор – составитель В.П. Шульгина. Изд. 2-е, Ростов Н.Дону: издательство «Феникс», 2002

9. Модылевская Г.И. Нестандартные формы уроков внеклассного чтения // Начальная школа.- М.,1997.

  1. Субботин М.М. Новая информационная технология: Создание и обработка гипертекстов. М.: Наука 1992
  2. Ускова Н.Н. Конспекты уроков для учителя информатики, Начальная школа, М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2004 г.
11.01.2017 09:45


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!