СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проблемы школьного образования

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проблемы школьного образования О проблемах в школах говорят много. Школа – это важный этап в жизни человека, и у каждого найдется, что сказать по этому вопросу. Родителям важно знать, чему и как будут учить их детей. Школьники не устают жаловаться на занудных учителей и скучные предметы. Остальным бывает просто интересно поучаствовать в дискуссии на эту тему, ведь у каждого есть свой уникальный опыт, свои воспоминания о хороших и плохих чертах своей родной школы. Прежде чем перейти непосредственно к проблемам школьного образования, необходимо понять, что мы собственно хотим от школы. Какие знания и навыки она должна за 10 лет внести в головы детей, чтобы на выходе получились готовые к высшему образованию люди? На этот вопрос я и постараюсь дать ответ. Большинство детей поступают в школу, когда им исполняется 6-7 лет. В этом возрасте человек не представляет себе, как устроен мир, и даже не задумывается, что ему от этого мира нужно. В школе он проводит по 5-7 часов в день почти ежедневно в течение 10-12 лет. За это время он узнает многое о мире, формирует свое отношение к нему, учится общаться с другими людьми, определяется со своими интересами, умственно развивается. Учитывая то количество времени, которое он проводит в школе, нельзя недооценивать ее вклад в это развитие. Таким образом, мы выделили первый важный аспект школьной деятельности – это воспитание. Человек, который не владеет основными навыками жизни в обществе, вряд ли сможет рассчитывать на успешное будущее. Разумеется, родители тоже вносят огромный вклад в воспитание ребенка, но они не могут уследить за всем. У большинства родителей нет возможности долго и упорно учить своего ребенка как правильно и грамотно строить свою речь, выражать свое мнение в доступной для окружающих форме и так далее. В школе же подобная возможность есть и уже сейчас часть предметов направлена именно на развитие жизненно важных навыков, а не на приобретение знаний. Кроме воспитания, школа должна научить ребенка мыслить. Часто можно услышать мнение, что в школе дают большой багаж бесполезных знаний. Конечно, менеджеру вряд ли пригодится знание формул взятия производной, а программисту скорее всего не понадобится умение отличать органические кислоты от неорганических. Но у этой медали есть и обратная сторона. Действительно, знание этих вещей само по себе часто бывает бесполезным. Но какую огромную пользу несет в себе процесс получения этого знания! Решая задачи по математике, школьник развивает логическое мышление. Он учится мыслить, собирать кусочки задачи воедино и приходить к правильному ответу – своими усилиями! Это умение будет очень важно в дальнейшей жизни. Если человек умеет мыслить и своими усилиями прокладывать путь к победе – то в этом случае получение знания в будущем не составит для него проблем. И через два года он уже напрочь забудет все формулы и правила своего непрофильного предмета, но если он ему понадобится по какой-то причине, он сможет быстро изучить его на куда более высоком уровне, не испытывая при этом больших трудностей. Итак, второй важный аспект школьного образования – это развитие логического мышления, желания двигаться вперед и достигать результата своими усилиями. Но это еще не все. После окончания школы стоит выбор, который для многих может стать определяющим в жизни – чем заниматься дальше. Какое направление выбрать для получения высшего образования, да и нужно ли оно вообще? Какие знания (теперь уже знания!) понадобятся ему в жизни для удовлетворения своих потребностей и поощрения интересов? Ответить на этот вопрос сейчас может не каждый выпускник школы. И даже среди тех, кто уверенно отвечает на этот вопрос, очень многие ошибаются и после окончания ВУЗа начинают работать совершенно в другой области, а большая часть проведенных в нем лет оказывается потраченной впустую. Помочь решить эту проблему не в состоянии даже очень заботливые родители. Эта третья важнейшая функция школы – помочь каждому школьнику определиться с его интересами, чем он хочет заниматься в будущем, объяснить, что его ожидает в его будущей профессии и какие проблемы ему предстоит преодолеть на пути к званию специалиста. Мы выделили три основных задачи школы – воспитание, развитие логического мышления, помощь в выборе будущей профессии. Давайте попробуем разобраться, что каждая из них в себя включает. Воспитание должно представлять собой развитие основных навыков жизни в мире и обществе. Сюда входят такие предметы, как русский язык, английский язык, основы компьютерной грамотности, правоведение, основы экономики, литературу. Из этих предметов обычно в школах плохо преподается компьютерная грамотность, как правило, она идет вперемешку с информатикой. На этом предмете должны преподавать основы работы в Windows, учить основам верстки в Word, объяснить, как правильно искать нужную информацию в интернете, объяснить функции основных частей персонального компьютера. Но в этом курсе не должно быть никаких систем счисления, паскалей, бейсиков и прочих малополезных обычному человеку знаний. Аналогичную проблему имеет экономика – ее тоже пытаются преподнести как науку, когда для воспитания научные знания строго противопоказаны. Детям необходимо понять важность этих предметов и хорошо в них освоиться, а скучные формулы и горы определений этому никак не способствуют. Развитие мышления включает в себя математику, информатику и литературу. С первыми двумя все понятно – решая задачи по математике и информатике, школьник учится думать. С литературой дело обстоит сложнее. Подавляющее большинство школьников считает, что на литературе их заставляют читать скучную классику, заучивать мнение критиков и потом пересказывать его на уроках и в сочинениях. И они, к сожалению, правы. Курс литературы должен быть построен так, чтобы первичным на уроках литературы было обсуждение произведения, а не само произведение и уж тем более не мнение каких-то известных критиков. В моем классе случались ситуации, когда при общей нелюбви к той литературе, которую нас заставляли читать, у нас получались такие интересные дискуссии, что мы не слышали звонка с урока и продолжали обсуждать всю перемену. Если бы так проходил каждый урок литературы в школе, то полезность этого предмета было бы сложно переоценить. Наконец, для определения интересов служат практически все предметы – и те, которые упоминались выше, и “оставленные за бортом” физика, химия, история, биология и прочие. К сожалению, с последними в школах сейчас очень большие проблемы. Задача этих предметов – не составлять основу обучения. Они должны выполнять две функции. Во-первых, обучить школьника базовым фактам, относящимся к данной дисциплине – почему нельзя совать два пальца в розетку, какие функции выполняют органы человека, почему нельзя пить кислоту и так далее. Кроме этого, они должны заинтересовать его, чтобы у него было желание продолжить обучаться этим предметам в дальнейшем. В конечном итоге, они должны предоставить ему научные знания (они, как говорилось выше, вторичны), а в первую очередь хорошее представление о том, что изучают соответствующие науки, какие у них есть применения и что будет делать в будущем человек, закончивший ВУЗ по этой специальности. В идеале для достижения этой цели последние два года обучения должны быть профильными – с усиленными основными предметами и ослабленными вторичными. Человеку, который точно знает, что химия ему неинтересна, абсолютно нет смысла читать лекции про строение белков, а будущему юристу вряд ли пригодится курс программирования на языке С. Подобный подход уже распространен – многие школы имеют несколько профильных классов с углубленным изучением некоторых предметов. Но проблема с непрофильными предметами в таких классах все еще стоит остро. Задачи, поставленные выше, вполне решаемы, а проблемы, связанные с ними, не являются чем-то сверхъестественным. Но даже если провести в современной системе все необходимые реформы, работать новая система все равно будет плохо. В чем же дело? Помимо проблем, ориентированных на детей и исходящих из их нужд, существуют другие проблемы, не менее актуальные и куда более разрушительные. Это проблемы с преподавателями. Многие школьные учителя сейчас работают без энтузиазма, за маленькие зарплаты, не стараются понять нужды детей и тем более не задумываются о внесении небольших корректив в предложенные им программы. Откуда растут корни этой проблемы? Во-первых, большинство учителей в школах сейчас приближаются к преклонному возрасту. В нашем быстро развивающемся обществе им сложно понять отношение школьников ко многим вещам. Они воспитывают и учат их по своим стандартам, которые давно не соответствуют реальности. Во-вторых, у учителей очень низкая зарплата. Сегодняшние школьники – это те, кто завтра будет управлять страной, делать экономические прогнозы и проводить исследования. Обучать их должны хорошо подготовленные и мотивированные специалисты. Выучить школьный предмет и пересказать его на уроках сможет каждый, а вот сделать это так, чтобы заинтересовать детей, заставить их размышлять и проникнуться идеей – только заинтересованный и подготовленный человек. В-третьих, у учителей слишком большая нагрузка. Домашние задания не имеют смысла, если их не проверять каждый день. Но попробуйте проверить каждый день по 100 тетрадок детских каракулей. И хорошо, если это математика или физика, где достаточно одного взгляда. А если это русский язык? Кроме того, часть преподавателей должны очень активно участвовать в ходе урока, много говорить, вести дискуссии со школьниками, вникать в их идеи и направлять ход их мыслей в нужное русло. Но никакой мотивации не хватит делать это каждый день по 6 часов в день, да еще постоянно повторяя одно и то же. В итоге получается, что на уроках школьники конспектируют параграфы из учебника. Через несколько подобных уроков им становится скучно, а через несколько месяцев они начинают ненавидеть предмет. В итоге, они приобретают 0 знаний, не развиваются ни в одном направлении (кроме умения списывать) и просто тратят время впустую, заодно приобретая негативное впечатление об образовании в целом. Наконец, в-четвертых, методики и средства обучения во многих школах устарели. Сейчас существует огромное количество вещей, которые могут сильно упростить процесс обучения и сделать его более интересным. Проекторы и телевизор до сих пор недоступны очень многим учителям, которые могли бы извлечь из них огромную пользу. А из тех, кому они доступны, единицы умеют использовать их так, чтобы это было интересно и полезно одновременно. Все эти проблемы являются преградой перед тем хорошим, качественным образованием, о котором мы все мечтаем. Но все они могут и должны быть решены. Часть из них уже решается отдельными школами, во многом помогают родители. Конечно, бюрократический аппарат государства перебороть нелегко, и изменения в такой большой стране, как Россия, происходят достаточно медленно, но главное – это не сдаваться, а пытаться изменить мир вокруг нас к лучшему.

Категория: Всем учителям
13.03.2018 15:48


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!