СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до 12.06.2025
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
«Формирование представлений детей о природном богатстве Урала»
Вид проекта: Познавательно - исследовательский
Участники: воспитатель, музыкальный руководитель, дети старшей группы (возраст 5-6 лет, родители воспитанников, сотрудники детской библиотеки
Продолжительность: средней продолжительности.
Цель: формирование представлений детей о природном богатстве Урала, воспитание чувства любви и бережного отношения к природе родного края.
Задачи:
- обогатить и уточнить имеющиеся у ребенка знания о природном богатстве Урала о природе родного края;
- формировать представления о географическом положении, рельефе (равнины и горы), об особенностях рек и озер Урала;
- формировать представления о полезных ископаемых: строительных (мрамор, гранит); драгоценных (золото, изумруд, алмаз); поделочные (малахит, родонит, яшма, агат); о рудах (железные - бурый железняк, медные - пирит, алюминиевые - боксит);
- обогащать представления детей о флоре (хвойные - лиственница, ель, кедр, сосна, пихта; различие деревьев по коре, расположению веток, хвое, шишек; лиственные - осина, ольха, лиственница) и фауне (лось, куница, росомаха, барсук, бобр, рысь);
- развивать познавательную деятельность: освоение средств и способов получения и преобразования информации (кодирование символами, обращение к различным источникам информации), развивать целеполагание, познавательные интересы (умения задавать вопросы, выдвигать гипотезы, устанавливать связи);
- воспитывать гражданственность через ощущение принадлежности изучаемых природных красот стране, в которой мы живем; любовь к природе родного края, восприятие её красоты и многообразия.
Актуальность.
Любовь к Родине, преданность ей, ответственность и гордость за нее, желание трудиться на ее благо, беречь и умножать ее богатства – начинает формироваться в дошкольном возрасте. От взрослого во многом зависит, чем интересуется ребенок, о чем он спрашивает. Поэтому особенно важна активная позиция воспитателя, его желание и умение сформировать у детей потребность участвовать в делах на благо окружающих людей и живой природы, помочь им осознать себя неотъемлемой частью своей малой родины, гражданином России.
Д.С.Лихачёв писал: «Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой Родине – месту, где человек родился. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к своему государству, к его истории, его прошлому и настоящему, а затем и ко всему человечеству». Очень важно знакомить детей с родным краем: с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями формирует у них такие черты характера, которые помогут им стать патриотом и гражданином своей Родины. Ведь, яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь.
И действительно, человек связывает свое чувство любви к ней с теми местами, где он родился и вырос.
В связи с тем, что проблема воспитания у подрастающего поколения любви к своей малой Родине выпала из поля зрения ученых и практиков на многие годы, то перед нами, педагогами дошкольного образования, стоит задача – углубить это чувство, помочь растущему человеку открывать Родину в том, что ему близко и дорого - в ближайшем окружении. Расширить круг представлений о родном крае, дать о нем некоторые доступные для ребенка исторические сведения, показав всё, что свято чтут люди, - значит раздвинуть горизонты познаваемого, заронив в детское сердце искорку любви к Родине.
Суть нашего проекта состоит в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к природным богатствам Урала, к природе родного края, к родному дому, к истории, культуре страны.
Ожидаемый результат:
Повышение уровня знаний детей о природных богатствах Северного Урала;
Формирование осознанной потребности в общении с природой родного края;
Создание художественно – эстетической среды;
Расширение знаний детей об окружающей природной среде (природных ресурсах, растительном и животном мире региона) и позитивного эмоционально-ценностного и бережного отношения к природе Северного Урала;
Формирование умения видеть разнообразие оттенков красок в природе родного края, отображать свои впечатления в творческой деятельности;
Способствовать более активному участию родителей в жизни детского сада.
Взаимодействие участников проекта.
Этапы работы над проектом.
Этапы: Деятельность педагогов. Деятельность детей. Деятельность родителей.
Подготовительный. Подбирают материал, оборудование, художественную литературу, иллюстрации. Продумывают ход бесед, организации и проведения игр, наблюдений, экскурсий, занятий. Диагностическое обследование. Знакомятся с литературой (стихами, загадками, сказами, легендами), участвуют в играх, наблюдениях. Помогают педагогам в подборе необходимого материала, пополняют развивающую среду.
Постановка проблемы (погружение в проблему). Формируют проблему, активизируя интерес к ней, вызывая стремление решить ее: «Если не мы, то кто же нам поможет Северный Урал полюбить и узнать. Как важно – не опоздать!»
Входят в проблему, принимают задачи.
2 этап Практическая деятельность.
Образовательные области |
Организация образовательной деятельности, осуществляемая в различных видах детской деятельности |
Организация деятельности в режимных моментах |
Самостоятельная деятельность детей |
|
Социально- коммуникативное развитие |
Сюжетно – ролевые игры: «Экскурсии по Уралу» «На природе» |
Игровые упражнения: «Лес шумит». «Хочу быть птичкой». «Кто живет в лесу?» |
||
Физическое развитие |
Подвижные игры на площадке: «У медведя во бору» «Медведь и пчелы» «Лягушка» «Гори, гори ясно» «Птицелов» |
Подвижные игры на площадке. |
||
Образовательные области |
Организация образовательной деятельности, осуществляемая в различных видах детской деятельности |
Организация деятельности в режимных моментах |
Самостоятельная деятельность детей |
|
Социально- коммуникативное развитие |
Сюжетно – ролевые игры: «Экскурсии по Уралу» «На природе» |
Игровые упражнения: «Лес шумит». «Хочу быть птичкой». «Кто живет в лесу?» |
||
Физическое развитие |
Подвижные игры на участке: «У медведя во бору» «Медведь и пчелы» «Лягушка» «Гори, гори ясно» «Птицелов» |
Подвижные игры на участке. |
||
Познавательное развитие |
НОД « Физическая карта Урала» «Реки Урала» «Животный мир Урала» «Подземные сокровища Урала» Познавательные беседы «Мой край родной» « Я живу на Урале» Дидактические игры «Природа Урала» «Кто где живет?» «Природа Урала» «Кто где живет?» Игра – викторина: «Что мы знаем об Урале» Конструирование «Пихта» - оригами. Экспериментальная деятельность: «Живая, неживая природа» «Годичные кольца» Презентация результатов проведённой работы (фотовыставка, мультимедийная презентация) |
Рассматривание альбомов «Красная книга Урала» « Северный Урал» Рассматривание иллюстраций Е.И.Чарушина о животных Просмотр видеофильмов «Северный Урал» «Животные Урала» «Полезные ископаемые Урала» Дидактические игры «Узнай, с какого дерева листок» «Узнай и назови» Разгадывание ребусов, кроссвордов про животный мир Урала Чтение познавательной литературы «Каменный пояс России. Путешествие по Уралу с детскими писателями» "Урал. Кладовая земли" Настольно – печатные игры: «Разрезные картинки» «Зоологическое лото» Лото «Животные», «Птицы», «Растения» Знакомство с природными памятниками Урала (Гора Конжаковский камень, Серебрянский камень, хребет Кваркуш) Рассматривание фотоальбомов «Природа Урала, «Природные достопримечательности Урала», «Урал – наш край родной» ( составленные родителями и детьми во время путешествий) |
Рассматривание энциклопедий Составление альбомов «Горы Урала» «Полезные ископаемые Урала» «Растительный мир Урала» «Животный мир Урала» Рассматривание коллекций минералов Модели строения растений Модели строения животных |
|
Речевое развитие |
Беседы: «Что такое природа», «Деревья нашего края» Составление описательных рассказов с помощью схем – алгоритмов «Расскажи – ка» о растительном и животном мире родного края. Чтение произведений об Урале, разучивание стихов, песен о нем |
Придумывание загадок детьми Отгадывание загадок. Рассматривание картин уральских художников |
Рассматривание альбома «Загадочный Урал» |
|
Художественно - эстетическое развитие |
Рисование: «Лось в ельнике». Лепка « Малахитовая шкатулка» Аппликация « Царство диких зверей» Слушание песен об Урале. Слушание звуков природы. Проведение игр «Узнай по голосу», «Кто как кричит», «Подбери музыкальный инструмент к звучанию звукам природы» |
Составление композиции: Гора Конжаковский камень» (коллективная работа) Лепка «Животные и птицы Урала» Прослушивание музыкальных произведений по теме |
Лепка животных по схемам Лепка птиц из пуха и ваты с добавлением клея, раскрашивание. Раскрашивание силуэтов животных в тематическом альбоме Аудиозаписи с голосами птиц и животных Урала |
|
Взаимодействие с родителями |
Беседы и консультации по теме проекта Экскурсии в природу, наблюдения за птицами, животными в природе Совместное создание альбомов Участие в выставках, конкурсах |
Презентация проекта «Природные богатства Урала». Проводят анализ и обобщение результатов работы. Закрепляют знания детей. Проводят диагностическое обследование. Разрабатывают рекомендации воспитателям. Планируют новые направления проектной деятельности в ДОУ. Принимают участие в подготовке новых проектов.
Полученный результат:
В ходе работы над проектом «Формирование представлений о природных богатствах Урала»
• у детей возрос интерес к природе родного края;
• закрепились и уточнились знания о растительном и животном мире родного края;
• появилось желание больше узнать о природе родного края;
• сформировалось доброжелательное отношение ко всему живому;
• возросла умственная и речевая активность;
Заключительный этап.
• дети научились самостоятельно делать выводы;
• сформировался эстетический вкус;
• знания и впечатления они использовали на практике и изо - деятельности;
• родители принимали активное участие в работе над проектом.
Используемая литература:
1. Д. Астон, С.Лонг «У камня своя история», серия «Арт – энциклопедия», издательство «Манн, Иванов и Фербер», 2015
2. А. С. Герасимова, О. С. Жукова «Большая энциклопедия дошкольника», Москва «ОЛМА Медиа Групп» 2007
3. Дерягина Л.Б. Моя Родина Россия. Серия «Малышам о родине» СПб:
Издательский Дом «Литера», 2007.
4. А. Дитрих, Г. Юрмин, Р. Кошурникова «Почемучка», Москва «Педагогика – Пресс» 2006
5. А. И. Иванова «Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду», Москва ТЦ «Сфера» 2009
6. Комарова Т. Искусство как фактор воспитания любви к родному краю // Дошкольное воспитание 2006 №2, с.3-8.
7. С. Н. Николаева «Юный эколог». Программа экологического воспитания в детском саду, Москва «Мозаика – Синтез» 2010
8. М. Н. Сигимова «Познание мира растений», Детство пресс 2010
10. О. А. Соломенникова «Экологическое воспитание в детском саду» Программа и методические рекомендации для занятий с детьми 2-7 лет, Москва «Мозаика – Синтез» 2010
11. Соболева И. «Любить малую родину», Дошкольное воспитание 2005 №10, с.52-54
12. Шуман В. «Мир камня», издательство «Мир», 1986
© 2025, Арнольд Александра Сергеевна 17