СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
ВВЕДЕНИЕ
Реклама стала неотъемлемой частью нашей жизни. Иногда она действительно помогает сориентироваться в многообразии товаров и услуг, а иногда обещает просто «чудеса». Благодаря активной рекламной политике производителей, сегодня почти в каждой семье для мытья посуды используют специальные средства. Ароматные и эффективные, содержащие специальные добавки для здоровья кожи. Например, моющее средство для мытья посуды «FAIRY». Всего одной капли моющего средства «FAIRY» хватает рекламным героям, чтобы банка из-под гуляша — даже заполненная водой со льдом — засияла чистотой. Слова данной рекламы очень убедительно склоняют нас, потребителей, к использованию данных средств. Целью моей исследовательской работы стало исследование моющих средств для посуды.
Главные задачи, вытекающие из поставленной цели, сформированы следующие:
1. Состав, особенности применения, адресные данные производителя моющих средств для посуды
Применение любого средства бытовой химии должно начинаться с изучения данных на этикетке. И чем точнее эти данные, тем достовернее информация. Из этикеток исследуемых моющих средств для посуды мы определили, что:
2.3. Химические особенности моющих средств для посуды.
Исследования показали, что основными компонентами моющих средств являются ПАВы, (поверхностно-активные вещества) - химические соединения, способные адсорбироваться на границе раздела фаз и снижать поверхностное натяжение. ПАВ регулируют смачивание, облегчают диспергирование, повышают или понижают устойчивость суспензий, эмульсий, пен. (3, стр. 321)
Определение рН растворов моющих средств для посуды. Одним из требований к использованию моющих средств для посуды является то, что они должны обладать нейтральным или слабо кислым рН раствора (рН=5,5). Определение рН растворов моющих средств проводилось с помощью универсальной индикаторной бумаги. Исследовались растворы моющих средств. (Одна капля моющего средства – как предписывает реклама).
Растворы моющих средств для посуды :
pH |
Норма pH |
|
Fairy |
8 |
5,5 |
Aos |
8 |
5,5 |
Pril |
6 |
5,5 |
Миф |
6 |
5,5 |
Прогресс |
8 |
5,5 |
Из данных этикеток средств ими обладают все исследуемые образцы. Результаты исследовательской работы показали, что все растворы моющих средств обладают щелочной средой, а это отрицательно влияет на кожу рук. Исключение составляет раствор Миф, Pril.
При утилизации использованные растворы моющих средств для посуды непосредственно соприкасаются с металлическими трубами канализации, а при мытье с различными железными и алюминиевыми сплавами металлической посуды. Результаты исследовательской работы показали, что все образцы моющих средств усиливают коррозию алюминиевых поверхностей. Через 15 дней на поверхности алюминиевых полосок образовались сгустки белого вещества, не растворимые в воде. Качественные реакции подтвердили, что в растворах опытных образцов содержатся ионы Аl3+ в большом количестве. Исключением является раствор №2 и вода, в которых практически отсутствуют видимые признаки коррозии поверхности алюминия.
Коррозия железа более интенсивно протекала в растворах образцов № 7, 8, 9, 10. В пробирках наблюдается образование бурых гранул и бурого налета ржавчины на железных гвоздях. В растворах образцов №2, 3, 4, 5, 6 процессы коррозии протекают медленнее, что подтверждает наличие в этих пробирках вещества серо-зеленого цвета, при качественном анализе соответствующего гидроксиду железа (II). Полученные данные позволяют сделать вывод, что все исследуемые растворы моющих средств для посуды способствуют усилению коррозии на железных и алюминиевых предметах.
Влияние моющих средств для посуды на биологические объекты.
В ходе проведения эксперимента по исследованию влияния растворов моющих средств для посуды на рост и развитие плесневого гриба Mucor было установлено, что образцы МС № 1, 2, 5, 8 способствовали усилению разрастания грибницы по всему объему колбы. В образцах МС № 3, 4, 7 это разрастание также больше, чем в контрольной пробе (колба №10 с водой). Самое сильное разрастание грибницы отмечено в образце №6, развитие плесневого гриба отмечено раньше, чем в других образцах, через 1 день (моющее средство SARMA active). Данный результат можно соотнести с тем, что все образцы моющих средств имеют щелочную среду, тем самым они влияют на изменение кислотной среды желудка человека и благоприятствуют проникновению болезнетворных микробов в организм. Кроме этого при хранении пищевых продуктов в посуде, вымытой данными моющими средствами, создаются благоприятные условия для разрастания плесневых грибов и развития гнилостных микроорганизмов.
Из сказанного необходимо сделать вывод: исследуемые растворы моющих средств для мытья посуды негативно влияют на экологическое состояние окружающей среды.
Эффективность применения моющих средств для посуды
В качестве объекта для мытья использовались загрязненные тарелки растительным маслом.
Реклама – рекламой, но результаты исследовательской работы оказались противоположными.
Очень хорошую и устойчивую пену дали Aos и Fairy, высота столбика в пробирке 15-17см. У Pril и Миф высота столбика 10-12см.
Вывод: моющие средства наиболее эффективно действуют в горячей воде, очень плохо смываются, образуя стойкую обильную пену, поэтому требуют тщательного ополаскивания и расхода большого количества воды.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Моющие средства для посуды являются агрессивно активными веществами, требующими очень осторожного использования. Утилизованные сточные воды, содержащие остатки моющих средств, оказывают подавляющее влияние на рост и развитие биологических объектов, поэтому требуют предварительного сбора и хранения в отстойниках для дальнейшей дезактивации.
Проблема использования средств бытовой химии очень актуальна и может быть изучена в последующих исследовательских работах.
Полученная информация исследовательской работы может быть использована на факультативных занятиях по химии и экологии, уроках валеологии.
ЛИТЕРАТУРА
2. Виноградова В.И. «Методика изучения биологии», М. «Просвещение», 1998 г., стр184
Электронные ресурсы:
http://edu.nstu.ru
Приложение 1
Перечень исследуемых моющих средств для мытья посуды
№1FAIRY
№2 Капля-ультра
№3 Прогресс
№4AOS
№5 Хозяюшка
№6SARMA active
№7 Pril
№8 Миф
№9 Золушка
№10 Вода
© 2021, Мартовицкая Алина Владимировна 402