СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Рабочая программа учебного предмета – индивидуальный инструмент педагога, в котором он определяет наиболее оптимальные и эффективные для определенного класса содержание, формы, методы, способы организации образовательного процесса с целью получения результата, соответствующего требованиям ФГОС основного общего образования.
НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОЕКТИРОВАНИЯ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
ФЗ «Закон об образовании в Российской Федерации» (от 29.12.2012 г. №273-ФЗ) Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по ООП (Приказ Минобрнауки РФ от 30.08.2013 г. №1015) Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (Приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 N 1897 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования" ФЗ-273 «Об образовании в Российской Федерации: Ст. 2, п.9. Рабочая программа учебного предмета, курса. Ст. 12, п.2. ООП (рабочая программа как компонент ООП) реализуются по уровням общего образования. Ст. 12, п.5. Образовательные программы самостоятельно разрабатываются и утверждаются организацией, осуществляющей образовательную деятельность. Ст. 18. Федеральный перечень учебников; учебные пособия, выпущенные организациями, входящими в перечень организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий.
ФГОС основного общего образования (Приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 N 1897 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»):
Программы отдельных учебных предметов, курсов должны обеспечивать достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования. Программы отдельных учебных предметов, курсов разрабатываются на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы с учетом основных направлений программ, включенных в структуру основной образовательной программы Программы отдельных учебных предметов, курсов должны содержать:
пояснительную записку, в которой конкретизируются общие цели основного общего образования с учетом специфики учебного предмета; общую характеристику учебного предмета, курса; описание места учебного предмета, курса в учебном плане; личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса; содержание учебного предмета, курса; тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности; описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательной деятельности; планируемые результаты изучения учебного предмета, курса
СТРУКТУРА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Особенности образовательной политики организации; образовательные потребности и запросы обучающихся с учётом возрастных особенностей обучающихся, особенности контингента обучающихся, в том числе одарённых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья Региональные, национальные и этнокультурные особенности. Цели отражают системно - деятельностный подход и логику результатов освоения предмета за курс ООО: личностных, метапредметных, предметных. Логические связи данного предмета с предметами учебного плана и курсов внеурочной деятельности; Приводится используемая в тексте программы система условных обозначений.
Общая характеристика учебного предмета, курса:
Роль учебного предмета в реализации целей ООО Обоснование распределения общего количества учебных часов по годам изучения (на основании учебного плана ОО) Краткое обоснование выбора учителем конкретной авторской программы (или Примерной программы) и учебно- методического комплекта. При составлении рабочей программы учитель может использовать несколько авторских программ, а также внести в авторскую (Примерную) программу изменения, в случае:
дополнения новыми темами определенного раздела; увеличения количества часов на тот или иной раздел, тему, перераспределения количества часов внутри раздела, темы, изменения последовательности изучения учебного материала
Описание места учебного предмета, курса в учебном плане:
преемственность в преподавании предмета по уровням обучения; специфические компетенции предмета (ценностно- смысловые, общекультурные, информационные, коммуникативные, социально-трудовые компетенции и компетенции личностного самосовершенствования); направления и формы интеграции урочной и внеурочной деятельности; возможности предмета в формировании и развитии универсальных учебных действий, проектных и исследовательских умений; потенциал учебного предмета в решении задач воспитания обучающихся на уровне ООО; развитие ИКТ - компетентности обучающихся.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета определяются на основе «Планируемых результатов освоения ООП ООО» и распределяются по годам обучения на уровне ООО.
Для оптимизации работы с тематическим планированием (п.6) в данном пункте следует принять систему сокращений в наименовании результатов освоения конкретного учебного предмета, курса:
Личностные результаты (ЛР1, ЛР2…) отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета. Метапредметные результаты (МР1, МР2.) характеризуют уровень сформированности универсальных способностей учащихся. Предметные результаты (ПР1, ПР2…) характеризуют формирование основ, опыт учащихся, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета
СТРУКТУРА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА, ПРЕДМЕТА
Планируемые результаты рассматриваются по направлениям личностного развития, в метапредметном и предметном направлениях и должны быть представлены по годам обучения по двум уровням: «ученик научится» и «ученик получит возможность научиться».
Планируемые результаты должны соответствовать п.4 «Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса» в структуре рабочей программы и требованиям контролируемости учебных достижений. Целесообразно в данном пункте указать критерии оценивания достижения обучающимися планируемых результатов по предмету. Рекомендуется прописать типы заданий, которые может использовать учитель для оценивания достижения обучающимися планируемых результатов (например, контрольная работа, тесты с открытым ответом, задания на сопоставления и т. д.)
СТРУКТУРА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА
Основные принципы отбора материала и краткое пояснение логики структуры программы, включая раскрытие связей учебного предмета с предметами учебного плана; Перечень и название раздела и тем курса; Необходимое количество часов для изучения раздела, темы; Содержание учебной темы:
основные изучаемые вопросы; практические и лабораторные работы, творческие и практические задания, экскурсии и другие формы занятий, используемые при обучении; формы и вопросы контроля; возможные виды самостоятельной работы обучающихся, направления творческой и проектной деятельности.
Общая характеристика учебного процесса: методы, формы обучения и режим занятий
СТРУКТУРА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С ОПРЕДЕЛЕНИЕМ ОСНОВНЫХ ВИДОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Распределение учебного материала в соответствии с учебным планом и годовым графиком работы образовательной организации на каждый год обучения ООО.
Разделы и темы тематического планирования должны соответствовать содержанию учебного предмета.
Необходимо показать:
распределение тем внутри разделов с указанием учебных часов; распределения содержания учебного материала по классам обучения; характеристику основных видов учебной деятельности; соответствие видов учебной деятельности планируемым результатам
СТРУКТУРА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ. ОПИСАНИЕ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Используемый УМК, соответствующий федеральному перечню учебников и учебных пособий; Список литературы, который учитель использовал при составлении рабочей программы, Список литературы, развивающей познавательный интерес обучающихся к предмету, в т. ч. электронные образовательные ресурсы; Список методической литературы для учителя, в т. ч. электронные образовательные ресурсы; Банк контрольно-оценочных материалов, заданий (КИМов) или ссылка на имеющийся банк заданий; Банк творческих заданий для обучающихся (темы проектов, сочинений и наблюдений, ролевых игр).
Перечень средств материально-технического оснащения образовательного процесса включает в себя характеристику используемого наглядного материала (таблицы, макеты, различные тематические коллекции), список оборудования и приборов, характеристику образовательного пространства учебного кабинета, соответствие имеющегося материально-технического обеспечения запланированным видам деятельности и содержанию учебного курса.
МОДЕЛЬ СОДЕРЖАНИЯ ЛИЧНОСТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ
Личностные результаты (на основе п. 8 ФГОС). Воспитание российской гражданской идентичности (на основе п. 9 ФГОС). Перечень детализированных результатов:
субъективная значимость жить в России и путешествовать по ее территории понимание своей сопричастности к России как стране и ее природным ландшафтам субъективная значимость использования русского языка и языков народов России тождественность личной культуры российской многонациональной культуре сопричастность истории народов и государств, находившихся на территории современной России мотив осмысления российских законов и их выполнение
Группа результатов – «Регулятивные УУД» (на основе ст. 8 ФГОС). Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности (на основе ст. 10 ФГОС).
Перечень детализированных результатов:
Умение анализировать существующие и планируемые образовательные результаты Умение определять соотношение существующих и планируемых результатов Умение формулировать главную проблему Умение формулировать учебную цель и познавательной деятельности Умение формулировать учебные задачи как шаги достижения
Оценивание образовательных результатов
Детализированные умения (расшифрованные, алгоритмизированные УУД) учитель может измерить в ходе образовательного процесса (текущий контроль), Развитие метапредметных результатов, т.е. фиксация положительной динамики в «приращении» количества детализированных умений (промежуточная аттестация), Достижение планируемого образовательного результата, т.е. фиксация соответствия достигнутого планируемому результату, прописанного в рабочей программе (промежуточная или итоговая аттестация).
ПРОЕКТИРОВАНИЕ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Подготовительный (организационно-информационный) этап
Создание рабочих проектных групп. Изучение (актуализация) нормативно-правовых документов сферы образования, раскрывающих содержание и условия реализации ФГОС основного общего образования. Изучение методических рекомендаций по проектированию программы учебного предмета. Разработка Положения о рабочей программе учителя
Основной (проектировочный) этап
Анализ образовательной ситуации. Анализ образовательных потребностей обучаемого контингента образовательной организации. Отбор и описание личностных, метапредметных и предметных результатов, формируемых в процессе освоения программы учебного предмета. Разработка и описание системы оценки достижения планируемых результатов. Разработка и описание критериев оценки достижения планируемых результатов. Изучение и отбор содержания учебного предмета. Адаптация учебного материала авторской программы с учетом специфики ресурсов и условий образовательной организации. Разработка тематического планирования с определением основных видов учебной деятельности. Отбор и описание методов и приемов адаптации содержания учебного предмета для детей с ОВЗ. Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса
Заключительный этап
Сборка и первичное редактирование программы. Самоэкспертиза программы по критериям, разработанным административной командой образовательной организации (Письмо Минобрнауки РФ от 19.04.2011 г. №03-255) Необходимая коррекция. Рассмотрение программы на методическом объединении учителей. Согласование и утверждение программы. Методическое сопровождение проектирования и реализации программы
На сайте
© 2018, Киреева Татьяна Ивановна 3347