СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проектная деятельность в школе: Социальное проектирование в подростковом возрасте

Нажмите, чтобы узнать подробности

Строго говоря, социальные проекты не являются учебными, а представляют собой спланированную и организованную общественную практику. Такая практика позволяет учащимся вырабатывать различные стратегии поведения в отношении социальных проблем и явлений. То есть, включаясь в общественную практику, школьники учатся жить в социуме и взаимодействовать с другими людьми – как детьми, так и взрослыми. А это означает, что социальные проекты, всё-таки, можно рассматривать в одном ряду с учебными, поскольку обучение, воспитание и социальные практики в своей совокупности составляют единый образовательный процесс. В соответствии с этим социальные проекты подростков ни в коем случае не являются отдельными эпизодами образовательного процесса, поэтому они должны быть органично включены в широкий поток учебно-познавательной и социальной деятельности школьников. А раз так, то следует более глубоко понять сущность данного вида деятельности. Конструктивная социальная деятельность школьников – это целенаправленный процесс постижения ими реального мира и взаимодействия с этим миром. Такой процесс преследует двойную цель: он позволяет школьникам на практике находить оптимальные и эффективные средства решения как своих собственных, так и общественных проблем. Собственно, в этом и состоит суть социализации учащихся, то есть усвоения ими духовных ценностей, образцов поведения, психологических установок, знаний и умений, позволяющих приобретать опыт взаимодействия и общения не с гипотетическим, а реальным социальным окружением. Поэтому социальная деятельность учащихся не только позволяет им лучше интегрироваться в окружающий мир, но и ещё лучше понять, что этот мир несовершенен. Но и формирование у детей устойчивого чувства «социального пессимизма» – не лучший итог их проектных практик. Как раз наоборот! Тут важно развить у каждого ребёнка обострённое чувство справедливости, нетерпимости к любым недостаткам, привести юных проектировщиков к пониманию того, что только личным участием, при взаимодействии с другими людьми можно изменить жизнь к лучшему.

ЗАДАЧИ

Социализация детей в школе обеспечивается средствами учебно-познавательной, проектно-исследовательской и разнообразной коллективной деятельности. Это предполагает создание условий для того, чтобы добиться следующего эффекта: – прочного усвоения каждым школьником знаний о правилах и нормах поведения в обществе, социальных ролях человека, формирования у него адекватной самооценки, самоуважения, принятия себя «таким, какой есть», конструктивных способов самореализации и самоутверждения в мире; – добровольного и активного участия в детско-юношеских организациях и движениях, деятельности общественных объединений, школьных и внешкольных организаций (ученическое самоуправление, военно-патриотические объединения, спортивные секции, различные клубы – интернациональной дружбы, политические, экологические, творческие и др.); – безопасного использования позитивных социализирующих возможностей Интернета (участие в социальных опросах, сетевых олимпиадах и конкурсах, создание подростковых интернет-сообществ и т. п.); – посильного и добровольного участия подростков в деятельности производственных, творческих объединений, благотворительных и волонтёрских организаций, работе по благоустройству класса, школы, села, города; – участия в разнообразных мероприятиях выездного характера: предметных олимпиадах, спортивных соревнованиях, фестивалях художественной самодеятельности и т.д.

3 ОСНОВНЫХ ФАКТОРА СОЦИАЛИЗАЦИИ

Важность и актуальность проявлений социальной активности школьников обусловлена возрастными особенностями, потребностями, запросами и ведущей деятельностью подростков, которая в значительной степени мотивирована потребностью в общении. Поэтому организация социальной деятельности подростков является важнейшей задачей школы. Но если педагоги подходят к организации такой деятельности формально, ради «галочки», то их подопечные немедленно реагируют на это тем, что уходят в пространство неформального социума – туда, где существуют полукриминальные дворовые компании и сомнительная «туса» приверженцев молодёжных субкультур со специфической системой ценностей, норм поведения, вкусов, форм общения, отличных от культуры взрослых. По сути, это тоже проектирование, только асоциальное, а не социальное. Большинство специалистов сходятся в том, что социализацию подростков определяют три основных фактора. 1. Экспектакции – система ожиданий, требований относительно норм исполнения индивидом социальных ролей. Нередко экспектакции представляют собой разновидность социальных норм и соответствующих санкций, упорядочивающих систему отношений и взаимодействия в группе. В отличие от официальных предписаний, должностных инструкций и других регуляторов поведения в группе экспектакции носят неформальный характер и не всегда осознаются. 2. Изменение поведения, что выражается в поиске, испытании и апробации новых форм взаимодействия подростка с социальным окружением. Такие формы обусловлены внешней (динамической) и внутренней (психической) активностью школьников. Одним из частных показателей их возрастного и психического развития является изменение речевого поведения, что проявляется главным образом в освоении новой лексики и фразеологии. Разумеется, изменения в поведении подростков могут быть как позитивными, так и негативными. 3. Склонность к конформизму. Оно проявляется в податливости любого человека (не только подростка) реальному или воображаемому давлению группы. Это приводит к формированию такого свойства личности, как конформность, проявление которой вызывает изменение поведения, восприятия и установки в соответствии с первоначально не разделявшейся им позицией большинства. Обычно различают внешнюю (публичную) и внутреннюю (личную) конформность. Именно конформизм нередко является причиной того, что подростки «осваивают» вредные привычки, приобщаются к асоциальному поведению и т.п. И подверженность конформизму, и попытки преодолеть его обычно сопутствуют так называемому «переходному возрасту», соответствующему периоду пубертата.

04.03.2019 00:45


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!