СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Современные проблемы социализации детей и подростков.

Нажмите, чтобы узнать подробности

«Некоторые старятся раньше, чем успевают начать взрослеть». Борис Гребенщиков Концептуальным основанием построения процесса социализации в ОУ является понимание центрального новообразования подросткового возраста (новый социальный опыт). Центральное новообразование подросткового возраста – это появляющееся в отрочестве чувство взрослости. Проба своих возможностей в социальной, интеллектуальной, личностной, межличностных сферах – это поиск подростком меры своей взрослости. Процесс взросления подростка – это процесс переживания чувства взрослости. Реконструкция телесного образа «я», построение половой идентичности, формирование желаемого образа собственной личности, освоение норм социального взаимодействия на качественно ином уровне, т.е. формирование социального сознания, освобождение на личностном уровне от опеки взрослых, формирование личностных смыслов учения (как интеллектуальная взрослость) – все это конкретные проявления задач и шагов взросления подростка. Проживание подростком ситуаций взросления в культурных формах – тот предмет, вокруг которого возможно построение педагогически организуемого образовательного пространства подростка: • смещение акцента значимости с урочной на неурочную форму организации деятельности. Что находит воплощение в появлении многообразия различных форм институализации образовательной активности подростка; • появление в школе качественно новой педагогической позиции: тьютора, куратора; • образовательные технологии процесса социализации: 1. Социальное проектирование – это: • социально значимая, имеющая социальный эффект деятельность; • деятельность, результатом которой является создание реального (но необязательно вещественного) «продукта», имеющего для подростка практическое значение и принципиально, качественно нового в его личном опыте; • деятельность, задуманную, продуманную и осуществленную подростком; • деятельность, в ходе которой подросток вступает в конструктивное взаимодействие с миром, со взрослой культурой, с социумом; • деятельность, через которую формируются социальные навыки подростка. • Выступая сложным системным образованием, социальное проектирование включает в себя социальную пробу, социальную практику и социальный проект. Социальная проба – вид социального взаимодействия, в ходе которого подросток получает и осваивает информацию о социальных объектах и явлениях, получает и осознает опыт своего социального взаимодействия. • Социальная практика – это процесс освоения, отработки социальных навыков, и, познание не внешней, демонстрируемой, заявляемой стороны социальной действительности, а внутренней, сущностной, часто скрытой и неочевидной. • Социальный проект – наиболее сложный тип социального проектирования. Данная деятельность предполагает создание в ходе осуществления проекта нового, раннее не существовавшего, как минимум в ближайшем социальном окружении, социально значимого продукта. • Социальное проектирование – цельное комплексное явление, и его элементы содержательно, логически и структурно связаны друг с другом. В ходе социальной пробы происходит познание социальной действительности, ходе социальной практики – проблематизация того, что было познано на этапе пробы, а в ходе проектной деятельности – преобразование социального объекта, явления, ситуации. 2. Тьюторское сопровождение учащихся – вид гуманитарного педагогического сопровождения, в ходе которого педагог – тьютор создает условия для осуществления и осмысления подростком образовательных действий, т.е. любых действий подростка, направленных на достижение целей самообразования. Главная задача тьюторского сопровождения – это построение образовательного индивидуального плана и его реализация у тех учащихся, для которых характерна очень выраженная заинтересованность в образовательной деятельности. Основанием выбора является потребность в индивидуальной самостоятельной образовательной деятельности. Тьюторское сопровождение позволяет подростку формировать собственные личностные смыслы собственной учебной деятельности, что означает разрешение одной из наиболее острых проблем средней школы: снижение учебной мотивации подростка. Личностные смыслы учения как компонент мотивационной сферы личности, являясь психическими явлениями, побуждающими к деятельности, выступают основаниями овладения учащимся качественно новыми формами учебной деятельности. Объект сопровождения В чём сопровождаем Ведущие способы взаимодействия человек в развитиии инди- виду¬альности самоактуализация диалог группа в личностном развитии самоопределение коллектив в проявлении субъект-ности, в совместности нормотворчество (в том числе и порождение ценностей) команда в деятельности управление На эту карту накладываются два вектора - континуума: вертикальный (статичный) показывает направление востребованности индивидуального образования в различных типах коопераций; горизонтальный (изменяющийся и по величине и по направлению) – освоение способов познания себя и мира. Этот вектор задаёт сферность образования. Социализация Стратегическая цель: создание условий для проявления и тренировки социальной активности; Типы сред: среда услуг, семья, улица, среда «заботы», Способы отношения к среде: 1) развёртывание дел; 2) отношение к целевым группам – старики, дети и т.д. 3) встреча с проблемами. Социальная компетентность Это способность 1) обнаружить, выделить норму (Н); 2) найти собственную возможность, ресурс для выполнения, следования норме; 3) принятие нормы Н как собственной Н?. Модель деятельности клуба Предназначение: порождение и продвижение социально-значимых инициатив, профессиональных интересов. Интересы участников, реализуемые в клубе: • выделиться, определиться как группа, субкультура или профессиональное сообщество; • быть лидером; • самоидентификация с группой, субкультурой или профессиональным сообществом. Средства оформления клуба: ведущая идея (слоган), символика, способы вовлечения (мотивирования), формы самопрезентации (на разных уровнях общественно-политической сферы). Внутренняя соорганизация: место в инфраструктуре деятельности, периодичность встреч, ключевые со-бытия, ритуал принятия в члены клуба.
Категория: Всем учителям
08.10.2015 09:21


Рекомендуем курсы ПК и ПП