СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Профессиональная направленность на уроках русского языка в системе начального профессионального образования

Нажмите, чтобы узнать подробности

В современных условиях во всех сферах жизни растёт потребность в высококвалифицированных специалистах, владеющих передовыми достижениями науки и производства, навыками профессионального труда и навыками профессионального общения. Профессиональные училища страны готовят значительную часть рабочего класса. В настоящее время каждый второй рабочий, приходящий на производство, получает подготовку в учебных заведениях системы профессионального образования. Во многих училищах русский язык служит базой освоения профилирующих дисциплин и средством профессиональной подготовки обучающихся.

Этот факт обусловливает необходимость целенаправленной подготовки учащихся к реальному общению на русском языке в условиях современного производства.

На практике учебные пособия по русскому языку, созданные преимущественно для общеобразовательной школы и используемые в профессионально-технических училищах, а также методические рекомендации к ним, в качестве главной задачи выдвигали усвоение сведений о языке. Соответственно урок включал в себя: а) «теоретическую часть» (систему языковых правил, систему парадигм, грамматические явления); б) примеры (собственно языковой материал, подтверждающий, иллюстрирующий эти правила); в) языковые упражнения, подкреплённые схемами, таблицами, правилами для заучивания. В лучшем случае в конце темы (раздела) даются микротексты, в которых так или иначе представлены элементы грамматической системы. Устоявшаяся методика и практика обучения русскому языку в профессиональных училищах выводят обучающихся в основном на уровень знания элементов языковых элементов языковой системы, но не включают их в целенаправленную речевую деятельность. Более того, отсутствие специальных учебных пособий по русскому языку для ПУ и использование в практике преподавания школьных учебников и учебных пособий практически скрыли грани профтехобразования. Безусловно, между системами общеобразовательной и профессиональной есть связь, есть много общего, но нельзя не видеть то специфическое, что отличает одну систему от другой. Это, прежде всего, профессиональная направленность, профессиональная ориентированность, которой должно отличаться обучение русскому языку в системе профтехобразования. «Специфика профессионально ориентированного обучения, - отмечает В.А.Мерзлякова, - заключается в том, что русский язык выступает для обучающихся и как предмет изучения (теоретический аспект), и как средство профессионального общения (практический аспект его изучения)». Есть и другие отличительные черты обучения русскому языку в системе начального профессионального образования: несхожая мотивация обучающихся общеобразовательной школы и ПУ в изучении русского языка, различные их коммуникативные потребности, иное количество часов, отсутствие специальных учебных пособий и учебных комплексов, иной контингент обучающихся и т.д. Следовательно, традиционно сложившаяся система обучения русскому языку не отвечает требованиям сегодняшнего дня. Совершенно очевидно, что необходимо существенно изменить эту систему, переориентировав весь учебный процесс на профориентационную направленность. Прежде всего должны быть уточнены конечные цели обучения с учётом профессиональной ориентированности учебного процесса в максимальной приближенности к реальному общению в условиях современного производства. Должны быть существенно изменены содержание обучения, материал, на котором проводится обучение, организационные формы учебного процесса и др.

На уроках русского языка я придерживаюсь профессиональной направленности, которая в основном представлена в предлагаемых для работы текстах. В зависимости от профессии мной подбирается определённый текст, к которому задаются вопросы по теме урока. В процессе работы, обучающиеся дополнительно узнают что-то новое о выбранной ими профессии.

Например, на уроке по теме «Виды речевого общения» обучающимся профессии «Мастер отделочно-строительных работ» предложено выполнить несколько заданий, связанных с профессиональной направленностью:

1.Попробуйте составить речевое произведение в виде монологического высказывания на Дне открытых дверей для учеников общеобразовательной школы по следующему плану:

1. Расскажите ученикам общеобразовательной школы, в какие училища можно поступить в вашем городе.

2. Выделите среди этих училищ ваше ПУ, в котором можно получить специальность….

3. Охарактеризуйте те специальности, по которым готовят учащихся в вашем профессионально-техническом училище.

4. Сообщите школьникам, какие условия созданы в ПУ для получения профессии.

5. Расскажите ребятам о выпускниках и наставниках вашего училища.

6. Проинформируйте слушателей о традициях и заслугах вашего училища.

7. Убедите ребят в том, что профессии, полученные в вашем училище, являются одними из самых важных и нужных для людей.

8. Сравните труд выпускников вашего училища по различным специальностям.

9. Призовите школьников поступать в училище по вашей профессии, потому что она самая лучшая и интересная.

2. Прочитайте текст и расскажите о том, где применяется бетон и железобетон.

Бетон и железобетон.

Из бетона, этого очень прочного искусственного камня, возводили сооружения ещё древние римляне.

Искусственным его называют не зря: готового бетона в природе не найдёшь. Сначала нужно приготовить на заводе специальный порошок – цемент. Цемент смешивают с песком, а потом в цементное тесто добавляют раздробленные камни – щебень. Перемешивают – и бетон готов. Теперь бетонную «кашу» можно накладывать в особый ящик из дерева или металла – опоку. Опока имеет форму будущего изделия. «Каша» затвердевает – и получай готовую деталь: балку, колонну, плиту.

Бетон выдерживает большую тяжесть и от времени становится ещё прочнее. Но, оказывается, у него есть недостатки: он хрупкий. Ударь посильнее по куску бетона – разлетится вдребезги.

В середине прошлого века Жозеф Монье, садовник из Парижа, решил смастерить из бетона большие кадки и посадить в них пальмы. Чтобы кадки были надёжнее, он в бетонную «кашу» вложил каркас из проволоки. Кадки действительно получились очень прочными, не разбивались. Молва об этом изобретении быстро разошлась по свету. В бетон для прочности стали укладывать железные прутья, проволоку или сетку.

Так появился новый строительный материал – железобетон: бетон с железным каркасом, с железным скелетом. Железобетон выдерживает огромную тяжесть, не боится ударов, огнеупорен.

Сейчас железобетон применяют всюду. Из него делают плотины, крыши домов, мосты, башни, столбы, трибуны стадионов, железнодорожные шпалы и многое другое.

1. Запомните грамматические конструкции:

Возводить (что?) сооружения, здания

Приготовить (что?) специальный порошок

Выдерживать (что?) тяжесть, напряжение

Каркас (из чего?) из проволоки

Бетон (с чем?) с железным каркасом

2. Ответьте на вопросы:

1.Что такое бетон? Почему его называют искусственным камнем?

2.Что такое железобетон?

3. Как получают бетон?

4. Как придают форму бетону?

5. Какими качествами обладает бетон?

6. Какие недостатки можно отметить у бетона?

7. Какое открытие сделал французский садовник?

8. Где применяют бетон?

3. Выделите в тексте все слова и выражения, которые характеризуют

качества бетона и железобетона.

4.Определите способ, которым образованы слова: прочность, тяжесть,

твёрдость, надёжность.

5. Расскажите о процессе приготовления бетона, используя слова: сначала – потом – затем – теперь.

6. На встрече с учащимися ПУ, когда речь пойдёт об открытиях,

расскажите о случайном открытии Жозефа Монье.

7.Ваш знакомый решил сделать в саду цементные бордюры для дорожек. Залил водой цемент и стал укладывать его вдоль дорожек. Когда цемент застыл, появились трещины, а через несколько дней цемент рассыпался. Почему? Объясните знакомому, как это надо было сделать?

Итак, профессиональная направленность на уроках русского языка в системе начального профессионального образования способствует становлению рабочего класса способного адаптироваться в сосворенных рыночных условиях. Тем самым достигается конечная цель образовательного процесса: гармонично-развитая личность, гражданин, семьянин, профессионал.

Категория: Русский язык
27.10.2017 22:59


Рекомендуем курсы ПК и ПП