СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Профориентационная работа в коррекционной школе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Профориентационная работа является естественным продолжением всей психолого-педагогической работы с учащимися. Профориентация предполагает системную работу многих специалистов. А смысл системы в том, что деятельность различных социальных институтов должна быть направлена на общую задачу – формирование готовности выпускников коррекционных школ стать полноценными гражданами своей страны.

На уровне школы работа должна быть системной, т.е. в ней должны участвовать все, кто так или иначе работают с детьми, а именно: администрация школ, педагоги, школьные врачи, школьные психологи, социальные педагоги и даже сами учащиеся. Кроме того, в этом активно должны участвовать и родители школьников. Важнейшим условием реального взаимодействия становится грамотное планирование работы, когда общая цель профориентационной помощи разбивается на ряд частных задач и каждую из этих задач решает тот человек, который готов выполнить ее качественно и ответственно.

Профориентационная работа должна включать в себя разнообразные, взаимодополняющие формы и методы, а не ограничиваться только профессиональной психодиагностикой и выдачей рекомендаций, кто к какой профессии «подходит»…

Настоящая профоринтация должна включать в себя: 1) курсы, посвященные планированию профессиональных и жизненных перспектив, где школьников с ОВЗ должны научить как это лучше (грамотнее) сделать, как ориентироваться в различных ситуациях жизненного и профессионального выбора; 2) работу с подгруппами и микрогруппами (в 2-4 человека), где в более близкой ситуации обсуждаются конкретные проблемы профессионального самоопределения; 3) индивидуальная работа с учащимися, требующими особого отношения и внимания; 4) методы работы должны чередоваться и взаимодополнять друг друга и здесь уже накоплен определенный опыт использования тестов и опросников, профориентационных игр, различных активизирующих процедур индивидуальной и групповой работы (специально организованных дискуссий по наиболее острым вопросам, карточных консультационных методов, бланковых технологий, использование различных схем анализа и самоанализа ситуаций самоопределения и др.) . 

 Можно выделить следующие направления работы школьного психолога, содействующего профессиональному самоопределению подростков: 1) профинформация (знакомство с миром профессий, с учебными профессиональными заведениями, с конкретной ситуацией на «рынке труда»…); 2) профдиагностика (в идеале – помощь подростку в самопознании, где важны не только недостатки, но и реальные возможности, которые можно использовать для достижения профессиональных целей); 3) по возможности, и коррекция определенных линий развития в плане подготовки к будущей профессиональной деятельности (естественно, такая работа выполняется совместно с учителями-предметниками); 4) рассмотрение возможных внешних препятствий на пути к профессиональным целям и определение путей их преодоления; 5) морально-эмоциональная поддержка самоопределяющихся подростков, когда важно в сознание старшеклассников вселить уверенность и оптимизм по отношению к своему профессиональному будущему (а настоящий оптимизм – это убежденность человека в том, что даже в самой нехорошей ситуации он не потеряет своего достоинства); 6) помощь в конкретных профессиональных выборах и планировании жизненных и профессиональных перспектив. 

Цели работы по профессиональному самоопределению:

 

1.Психологическая;

2. Педагогическая;

3. Информационная поддержка профессионального самоопределения детей;

4. Помощь воспитанникам в определении их жизненных планов и выстраивании в соответствии с ними алгоритма действий;

5. Актуализация процесса профессионального самоопределения воспитанников за счет специальной организации их деятельности, включающей получение знаний о себе, о мире профессионального труда, их соотнесения в процессе профессиональных проб;

6. Развитие у воспитанников способности к профессиональной адаптации в современных социально-экономических условиях.

 

Задачи работы по профессиональному самоопределению:

 

1.Повышение уровня психологической компетенции воспитанников школы-интерната за счет вооружения их соответствующими знаниями и умениями, расширения границ самовосприятия;

2.Формирование положительного отношения к самому себе, осознания своей индивидуальности, уверенности в своих силах применительно к реализации себя в будущей профессии;

3.Формирование мотивов саморазвития, личностного роста; создание условий для профориентационно значимой деятельности подростков и обеспечение возможности соотносить свои склонности и способности с требованиями профессиональной деятельности с помощью включения их в систему специально организованных профессиональных проб;

4.Оказание помощи в проектировании индивидуального образовательно-профессионального маршрута.

 

 

Принципы профессионального самоопределения:

 

1.Принцип региональности;

2. Личностно ориентированного подхода;

3.Практико-ориентированный;

4.Организации партнерских отношений,

5.Системного подхода,

6.Дифференциации,

7.Интеграции,

8.Комплексного подхода.

 

Структура деятельности членов педагогического коллектива  по реализации задач профориентации

Решение задач профориентации осуществляется в различных видах деятельности учащихся (познавательной, общественно-полезной, коммуникативной, игровой). С этой целью ежегодно составляются школьные и городские планы работы по профориентации.  Основные функции деятельности с позиции организаторов профориентации в школе. Заместитель директора по воспитательной работе, как координатор профориентационной работы в школы реализует следующие направления:

·                                 выработка стратегии взаимодействия субъектов, ответственных за педагогическую поддержку самоопределения школьников с целью согласования и координации их деятельности;

·                                 поддержание связей общеобразовательного учреждения с социальными партнерами, влияющими на самоопределение учащихся основной и старшей школы;

·                                 планирование работы педагогического коллектива по формированию готовности учащихся к профильному и профессиональному самоопределению в соответствии с концепцией и образовательной программой общеобразовательного учреждения;

·                                 осуществление анализа и коррекции деятельности педагогического коллектива по данному направлению (консультации учителей-предметников, классных руководителей по организации системы учебно-воспитательной работы, направленной на самоопределение учащихся: профпросвещение, профконсультирование, профдиагностика определения индивидуальной образовательной траектории;

·                                 проведение педагогических советов, производственных совещаний по проблеме профильного и профессионального самоопределения старшеклассников;

·                                 создание ученических производственных бригад, организация летней трудовой практики;

·                                 организация участия одаренных детей в предметных олимпиадах разного уровня;

·                                 организация системы повышения квалификации классных руководителей (кураторов), учителей-предметников, школьного психолога по проблеме самоопределения учащихся;

·                                 осуществление контролирующих функций работы классных руководителей (кураторов), учителей-предметников, школьного психолога по проблеме профильного и профессионального самоопределения учащихся;

·                                 организация занятий учащихся в сети допрофильной подготовки и профильного обучения;

·                                 курирование преподавания профориентационных курсов в ходе допрофильной подготовки («Твоя профессиональная карьера») и профильного обучения («Технология профессионального успеха»).

Классный руководитель: опираясь на концепцию, образовательную программу и план воспитательной работы школы:

·                                 составляет для конкретного класса (группы) план педагогической поддержки самоопределения учащихся, включающий разнообразные формы, методы, средства, активизирующие познавательную, творческую активность школьников;

·                                 организует индивидуальные и групповые профориентационные беседы, диспуты, конференции;

·                                 ведет психолого-педагогические наблюдения склонностей учащихся (данные наблюдений, анкет, тестов фиксируются в индивидуальной карте ученика);

·                                 помогает обучающемуся проектировать индивидуальную образовательную траекторию, моделировать варианты профильного обучения и профессионального становления, осуществлять анализ собственных достижений;

·                                 организует посещение учащимися дней открытых дверей в вузах и средних профессиональных учебных заведениях;

·                                 организует тематические и комплексные экскурсии учащихся на предприятия;

·                                 оказывает помощь школьному психологу в проведении анкетирования, учащихся и их родителей по проблеме самоопределения;

·                                 проводит родительские собрания по проблеме формирования готовности учащихся к профильному и профессиональному самоопределению;

·                                 организует встречи учащихся с выпускниками школы – студентами вузов, средних профессиональных учебных заведений.

Учителя-предметники:

·                                 способствуют развитию познавательного интереса, творческой направленности личности школьников, используя разнообразные методы и средства: проектную деятельность, деловые игры, семинары, круглые столы, конференции, предметные недели, олимпиады, факультативы, конкурсы стенных газет, домашние сочинения и т.д.:

·                                 обеспечивают профориентационную направленность уроков, формируют у учащихся общетрудовые, профессионально важные навыки;

·                                 способствуют формированию у школьников адекватной самооценки;

·                                 проводят наблюдения по выявлению склонностей и способностей учащихся;

·                                 адаптируют учебные программы в зависимости от профиля класса, особенностей учащихся.

Библиотекарь:

·                                 регулярно подбирает литературу для учителей и учащихся в помощь выбору профессии (по годам обучения) и профориентационной работе;

·                                 изучает читательские интересы учащихся и рекомендует им литературу, помогающую в выборе профессии; организовывает выставки книг о профессиях и читательские диспуты-конференции на темы выбора профессии;

·                                 обобщает и систематизирует методические материалы, справочные данные о потребностях региона в кадрах и другие вспомогательные материалы (фотографии, вырезки, схемы, проспекты, программы, описания профессий);

·                                 регулярно устраивает выставки литературы о профессиях по сферам и отраслям (машиностроение, транспорт, строительство, в мире искусства и т.д.).

Социальный педагог:

·                                 способствует формированию у школьников группы риска адекватной самооценки, поскольку, как правило, у таких детей она занижена;

·                                 оказывает педагогическую поддержку детям группы риска в процессе их профессионального и жизненного самоопределения;

·                                 осуществляет консультации учащихся по социальным вопросам;

·                                 оказывает помощь классному руководителю в анализе и оценке социальных факторов, затрудняющих процесс самоопределения школьника.

Школьный психолог:

·                                 изучает профессиональный интерес и склонностей учащихся;

·                                 осуществляет мониторинг готовности учащегося к профильному и профессиональному самоопределению через анкетирование учащихся и их родителей;

·                                 проведение тренинговых занятий по профориентации учащихся;

·                                 проводит беседы, психологическое просвещение для родителей и педагогов на тему выбора;

·                                 осуществляет психологические консультации с учётом возрастных особенностей учащихся;

·                                 способствует формированию у школьников адекватной самооценки;

·                                 приглашает родителей учащихся для выступлений перед учениками о своей профессии, привлекает их для работы руководителями кружков;

·                                 оказывает помощь классному руководителю в анализе и оценке интересов и склонностей учащихся.

Медицинский работник:

·                                 способствует формированию у школьников установки на здоровый образ жизни, используя разнообразные формы, методы, средства;

·                                 проводит с учащимися беседы о взаимосвязи успешности профессиональной карьеры и здоровья человека;

·                                 организует консультации по проблеме влияния состояния здоровья на профессиональную карьеру;

·                                 оказывает помощь классному руководителю, школьному психологу и социальному педагогу в анализе деятельности учащихся.

Категория: Психологу
13.02.2015 11:34


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!