СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Профориентационная работа является естественным продолжением всей психолого-педагогической работы с учащимися. Профориентация предполагает системную работу многих специалистов. А смысл системы в том, что деятельность различных социальных институтов должна быть направлена на общую задачу – формирование готовности выпускников коррекционных школ стать полноценными гражданами своей страны.
На уровне школы работа должна быть системной, т.е. в ней должны участвовать все, кто так или иначе работают с детьми, а именно: администрация школ, педагоги, школьные врачи, школьные психологи, социальные педагоги и даже сами учащиеся. Кроме того, в этом активно должны участвовать и родители школьников. Важнейшим условием реального взаимодействия становится грамотное планирование работы, когда общая цель профориентационной помощи разбивается на ряд частных задач и каждую из этих задач решает тот человек, который готов выполнить ее качественно и ответственно.
Профориентационная работа должна включать в себя разнообразные, взаимодополняющие формы и методы, а не ограничиваться только профессиональной психодиагностикой и выдачей рекомендаций, кто к какой профессии «подходит»…
Настоящая профоринтация должна включать в себя: 1) курсы, посвященные планированию профессиональных и жизненных перспектив, где школьников с ОВЗ должны научить как это лучше (грамотнее) сделать, как ориентироваться в различных ситуациях жизненного и профессионального выбора; 2) работу с подгруппами и микрогруппами (в 2-4 человека), где в более близкой ситуации обсуждаются конкретные проблемы профессионального самоопределения; 3) индивидуальная работа с учащимися, требующими особого отношения и внимания; 4) методы работы должны чередоваться и взаимодополнять друг друга и здесь уже накоплен определенный опыт использования тестов и опросников, профориентационных игр, различных активизирующих процедур индивидуальной и групповой работы (специально организованных дискуссий по наиболее острым вопросам, карточных консультационных методов, бланковых технологий, использование различных схем анализа и самоанализа ситуаций самоопределения и др.) .
Можно выделить следующие направления работы школьного психолога, содействующего профессиональному самоопределению подростков: 1) профинформация (знакомство с миром профессий, с учебными профессиональными заведениями, с конкретной ситуацией на «рынке труда»…); 2) профдиагностика (в идеале – помощь подростку в самопознании, где важны не только недостатки, но и реальные возможности, которые можно использовать для достижения профессиональных целей); 3) по возможности, и коррекция определенных линий развития в плане подготовки к будущей профессиональной деятельности (естественно, такая работа выполняется совместно с учителями-предметниками); 4) рассмотрение возможных внешних препятствий на пути к профессиональным целям и определение путей их преодоления; 5) морально-эмоциональная поддержка самоопределяющихся подростков, когда важно в сознание старшеклассников вселить уверенность и оптимизм по отношению к своему профессиональному будущему (а настоящий оптимизм – это убежденность человека в том, что даже в самой нехорошей ситуации он не потеряет своего достоинства); 6) помощь в конкретных профессиональных выборах и планировании жизненных и профессиональных перспектив.
Цели работы по профессиональному самоопределению:
1.Психологическая;
2. Педагогическая;
3. Информационная поддержка профессионального самоопределения детей;
4. Помощь воспитанникам в определении их жизненных планов и выстраивании в соответствии с ними алгоритма действий;
5. Актуализация процесса профессионального самоопределения воспитанников за счет специальной организации их деятельности, включающей получение знаний о себе, о мире профессионального труда, их соотнесения в процессе профессиональных проб;
6. Развитие у воспитанников способности к профессиональной адаптации в современных социально-экономических условиях.
Задачи работы по профессиональному самоопределению:
1.Повышение уровня психологической компетенции воспитанников школы-интерната за счет вооружения их соответствующими знаниями и умениями, расширения границ самовосприятия;
2.Формирование положительного отношения к самому себе, осознания своей индивидуальности, уверенности в своих силах применительно к реализации себя в будущей профессии;
3.Формирование мотивов саморазвития, личностного роста; создание условий для профориентационно значимой деятельности подростков и обеспечение возможности соотносить свои склонности и способности с требованиями профессиональной деятельности с помощью включения их в систему специально организованных профессиональных проб;
4.Оказание помощи в проектировании индивидуального образовательно-профессионального маршрута.
Принципы профессионального самоопределения:
1.Принцип региональности;
2. Личностно ориентированного подхода;
3.Практико-ориентированный;
4.Организации партнерских отношений,
5.Системного подхода,
6.Дифференциации,
7.Интеграции,
8.Комплексного подхода.
Структура деятельности членов педагогического коллектива по реализации задач профориентации
Решение задач профориентации осуществляется в различных видах деятельности учащихся (познавательной, общественно-полезной, коммуникативной, игровой). С этой целью ежегодно составляются школьные и городские планы работы по профориентации. Основные функции деятельности с позиции организаторов профориентации в школе. Заместитель директора по воспитательной работе, как координатор профориентационной работы в школы реализует следующие направления:
· выработка стратегии взаимодействия субъектов, ответственных за педагогическую поддержку самоопределения школьников с целью согласования и координации их деятельности;
· поддержание связей общеобразовательного учреждения с социальными партнерами, влияющими на самоопределение учащихся основной и старшей школы;
· планирование работы педагогического коллектива по формированию готовности учащихся к профильному и профессиональному самоопределению в соответствии с концепцией и образовательной программой общеобразовательного учреждения;
· осуществление анализа и коррекции деятельности педагогического коллектива по данному направлению (консультации учителей-предметников, классных руководителей по организации системы учебно-воспитательной работы, направленной на самоопределение учащихся: профпросвещение, профконсультирование, профдиагностика определения индивидуальной образовательной траектории;
· проведение педагогических советов, производственных совещаний по проблеме профильного и профессионального самоопределения старшеклассников;
· создание ученических производственных бригад, организация летней трудовой практики;
· организация участия одаренных детей в предметных олимпиадах разного уровня;
· организация системы повышения квалификации классных руководителей (кураторов), учителей-предметников, школьного психолога по проблеме самоопределения учащихся;
· осуществление контролирующих функций работы классных руководителей (кураторов), учителей-предметников, школьного психолога по проблеме профильного и профессионального самоопределения учащихся;
· организация занятий учащихся в сети допрофильной подготовки и профильного обучения;
· курирование преподавания профориентационных курсов в ходе допрофильной подготовки («Твоя профессиональная карьера») и профильного обучения («Технология профессионального успеха»).
Классный руководитель: опираясь на концепцию, образовательную программу и план воспитательной работы школы:
· составляет для конкретного класса (группы) план педагогической поддержки самоопределения учащихся, включающий разнообразные формы, методы, средства, активизирующие познавательную, творческую активность школьников;
· организует индивидуальные и групповые профориентационные беседы, диспуты, конференции;
· ведет психолого-педагогические наблюдения склонностей учащихся (данные наблюдений, анкет, тестов фиксируются в индивидуальной карте ученика);
· помогает обучающемуся проектировать индивидуальную образовательную траекторию, моделировать варианты профильного обучения и профессионального становления, осуществлять анализ собственных достижений;
· организует посещение учащимися дней открытых дверей в вузах и средних профессиональных учебных заведениях;
· организует тематические и комплексные экскурсии учащихся на предприятия;
· оказывает помощь школьному психологу в проведении анкетирования, учащихся и их родителей по проблеме самоопределения;
· проводит родительские собрания по проблеме формирования готовности учащихся к профильному и профессиональному самоопределению;
· организует встречи учащихся с выпускниками школы – студентами вузов, средних профессиональных учебных заведений.
Учителя-предметники:
· способствуют развитию познавательного интереса, творческой направленности личности школьников, используя разнообразные методы и средства: проектную деятельность, деловые игры, семинары, круглые столы, конференции, предметные недели, олимпиады, факультативы, конкурсы стенных газет, домашние сочинения и т.д.:
· обеспечивают профориентационную направленность уроков, формируют у учащихся общетрудовые, профессионально важные навыки;
· способствуют формированию у школьников адекватной самооценки;
· проводят наблюдения по выявлению склонностей и способностей учащихся;
· адаптируют учебные программы в зависимости от профиля класса, особенностей учащихся.
Библиотекарь:
· регулярно подбирает литературу для учителей и учащихся в помощь выбору профессии (по годам обучения) и профориентационной работе;
· изучает читательские интересы учащихся и рекомендует им литературу, помогающую в выборе профессии; организовывает выставки книг о профессиях и читательские диспуты-конференции на темы выбора профессии;
· обобщает и систематизирует методические материалы, справочные данные о потребностях региона в кадрах и другие вспомогательные материалы (фотографии, вырезки, схемы, проспекты, программы, описания профессий);
· регулярно устраивает выставки литературы о профессиях по сферам и отраслям (машиностроение, транспорт, строительство, в мире искусства и т.д.).
Социальный педагог:
· способствует формированию у школьников группы риска адекватной самооценки, поскольку, как правило, у таких детей она занижена;
· оказывает педагогическую поддержку детям группы риска в процессе их профессионального и жизненного самоопределения;
· осуществляет консультации учащихся по социальным вопросам;
· оказывает помощь классному руководителю в анализе и оценке социальных факторов, затрудняющих процесс самоопределения школьника.
Школьный психолог:
· изучает профессиональный интерес и склонностей учащихся;
· осуществляет мониторинг готовности учащегося к профильному и профессиональному самоопределению через анкетирование учащихся и их родителей;
· проведение тренинговых занятий по профориентации учащихся;
· проводит беседы, психологическое просвещение для родителей и педагогов на тему выбора;
· осуществляет психологические консультации с учётом возрастных особенностей учащихся;
· способствует формированию у школьников адекватной самооценки;
· приглашает родителей учащихся для выступлений перед учениками о своей профессии, привлекает их для работы руководителями кружков;
· оказывает помощь классному руководителю в анализе и оценке интересов и склонностей учащихся.
Медицинский работник:
· способствует формированию у школьников установки на здоровый образ жизни, используя разнообразные формы, методы, средства;
· проводит с учащимися беседы о взаимосвязи успешности профессиональной карьеры и здоровья человека;
· организует консультации по проблеме влияния состояния здоровья на профессиональную карьеру;
· оказывает помощь классному руководителю, школьному психологу и социальному педагогу в анализе деятельности учащихся.
© 2015, Елоева Анна Валерьевна 3139