СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Пояснительная записка
Количество часов – 34, в неделю – 1 час.
Рабочая программа по изобразительному искусству создана на основе авторской программы «Изобразительное искусство» Л.Г. Савенкова, Е.А.Ермолинская, Н.В. Богданова (сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа ХХI века» - 3- е изд. дораб. и доп. – М: Вентана – Граф, 2009). Программа соответствует Федеральным государственным образовательным стандартам начального общего образования по образовательной области «Искусство»
Изучение изобразительного искусства в начальной школе направлено на формирование основ художественной культуры: представлений о специфике изобразительного искусства, потребности в художественном творчестве, общении с искусством, первоначальными понятиями о выразительных возможностях его языка; развитие образного мышления, воображения, учебно-творческих способностей, формирование основ анализа произведений искусства, эмоционально-ценностного отношения к миру; овладение практическими умениями и навыками в восприятии произведений пластических искусств и различных видов художественно-творческой деятельности (рисунок, живопись, скульптура, народное и декоративно-прикладное творчество, художественное конструирование); развитие толерантного мышления учащихся; воспитание культуры межнационального общения в процессе системного, комплексного освоения связей отечественной истории и культуры (с учетом регионального; этнокультурного компонента) и культуры других народов; формирование и развитие умений и навыков исследовательского поиска.
Включение информационных технологий в учебно-воспитательный процесс является мощным средством повышения эффективности познавательной и практической деятельности обучающихся при изучении изобразительного искусства.
В результате изучения изобразительного искусства реализуются следующие цели:
•развитие способности к эмоционально-ценностному восприятию произведений изобразительного искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру;
•освоение первичных знаний о мире пластических искусств: изобразительном, декоративно-прикладном, архитектуре, дизайне; о формах их бытования в повседневном окружении ребенка;
•овладение элементарными умениями, навыками, способами художественной деятельности;
•воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и народного изобразительного искусства; нравственных и эстетических чувств: любви к родной природе, своему народу, Родине, уважение к ее традициям, героическому прошлому, многонациональной культуре.
Задачи курса «Изобразительное искусство»:
формирование навыков работы с различными художественными материалами.
Личностными результатами изучения предмета «Изобразительного искусства» являются следующие умения:
сопоставлять самооценку собственной деятельности с оценкой ее товарищами, учителем.
Метапредметными результатами изучения курса «Изобразительное искусство» является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
•самостоятельно организовывать свое рабочее место в соответствии с целью выполнения заданий;
•определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, соотносить свои действия с поставленной целью;
•осуществлять само- и взаимопроверку работ;
•корректировать выполнение задания в соответствии с планом, условиями выполнения, на определенном этапе.
Познавательные УУД:
•самостоятельно предполагать, какая дополнительная информация будет нужна для изучения незнакомого материала;
•отбирать необходимые источники информации;
Коммуникативные УУД:
•участвовать в диалоге; слушать и понимать других, точно реагировать на реплики, высказывать свою точку зрения, понимать необходимость аргументации своего мнения;
•участвовать в работе группы (в том числе в ходе проектной деятельности), распределять роли, договариваться друг с другом, учитывая конечную цель;
Предметными результатами обучения в начальной школе являются: овладение элементарной художественной грамотой, формирование художественного кругозора, совершенствование эстетического вкуса. Осознание общечеловеческих ценностей, выраженных в главных темах искусства, и отражение их в собственной художественной деятельности.
Содержание тем учебного курса
Развитие дифференцированного зрения: перенос наблюдаемого в художественную форму (изобр. искусство и окружающий мир) (17 часов)
1. Освоение человеком природного пространства (среда и населяющие её звери, птицы). Знакомство с разнообразием и красотой природы
2. Форма, ритм, цвет, композиция, динамика, пространство. Величие природы языком изобразительного искусства. Природа в разных жанрах изобразительного искусства
3. Разнообразие природных объектов в творчестве художника: воздушное пространство, водный мир, недра земли, подземный мир (горы, долины, русла рек, озёра, моря, поля, леса создают в природе особый рисунок)
4. Ритм и орнамент в природе и в искусстве. Каждый предмет имеет своё строение (конструкцию). Рисунок земной поверхности на карте или глобусе (суша, возвышенности, моря, реки, океаны и др.)
5. Композиционное размещение предметов на листе при рисовании с натуры, сознательный выбор формата листа
6. Перспектива как способ передачи пространства на картине с помощью планов: чем дальше объекты от зрителя, тем они меньше.
Воздушная перспектива
7. Образы, построенные на контрасте формы, цвета, размера. Глухие и звонкие цвета. Главные и дополнительные цвета
8. Изображение с натуры предметов конструктивной формы. Натюрморт тематический
9. Передача движения. Работа с натуры и по наблюдению: краткие зарисовки (наброски и портрет по наблюдению)
10. Передача объёма в живописи и графике
11. Понятие стилизации. Использование приёма стилизации в создании предметов объёмной формы: на примере насекомого, выделяя его характерные особенности, создать летающий объект
12. Контраст и нюанс в скульптуре (форма, размер, динамика, настроение, характер, фактура, материал)
13. Передача динамики в объёмном изображении: лепка по памяти фигуры человека в движении
14. Лепка объёмно-пространственной композиции из одноцветного пластилина или из глины. Использование простого каркаса из проволоки и палочек
15. Создание эскизов архитектурных сооружений на основе природных форм в технике рельефа
16. Равновесие в изображении и выразительность формы в декоративном искусстве: обобщённость, силуэт
17. Выявление декоративной формы: растительные мотивы в искусстве. Кораллы — одно из чудес подводного мира: бурые, зелёные, жёлтые, малиновые, голубые
Развитие фантазии и воображения (11 часов)
1. Раскрытие взаимосвязи элементов в композиции (музыкальной, предметной, декоративной). Цветовое богатство оттенков в живописи. Отображение природы в музыке и поэзии
2. Зарождение замысла на основе предложенной темы. Поиск индивидуальной манеры изображения. Смысловая зависимость между форматом и материалом
3. Самостоятельно решать поставленную творческую задачу в разных формах и видах изобразительного искусства (на плоскости, в объёме). Разнообразие художественно-выразительного языка различных искусств. Заполнение пространства листа
4. Взаимосвязь содержания художественного произведения и иллюстрации. Связь урока с внеклассным чтением
5. Взаимосвязь содержания книги (литературного произведения) с иллюстрациями и художественным оформлением шрифта текста. Роль и значение буквицы при издании сказочных и былинных произведений
6. Художник в театре. Заочная экскурсия в театр. Знакомство с организацией и художественным решением атрибутов сцены, костюмов героев, цветовое и световое оформление спектакля
7. Изменение пространственной среды (визуальное, звуковое оформление) в зависимости от ситуации. Создание необычного (сказочного) игрового пространства (эскиза): уголка в классе, сцены для проведения художественного события. Освоение разнообразия форм в архитектуре. Воображаемое путешествие в прошлое и будущее: ознакомление со средой, в которой жил писатель-сказочник (время, страна, архитектура, декоративное искусство, одежда)
8. Передача настроения в форме. Украшение формы декоративными элементами
9. Знакомство с народными художественными промыслами России в области игрушки. Зависимость формы, материала и украшения игрушки от особенностей растительного и животного мира того края, где она изготовлена. Отображение природных мотивов в орнаменте и элементах декоративного украшения игрушек
10. Освоение разнообразия форм в архитектуре. Влияние исторической эпохи и условий жизни художника (архитектора, дизайнера) на его произведения. Цвет и форма в знаковом изображении. Освоение особенностей работы на небольших форматах
11. Разнообразие художественно-выразительного языка в декоративно-прикладном искусстве.
Украшение как важный элемент народного и современного костюма: броши, бусы, подвески и т. д.
Художественно-образное восприятие искусства (музейная педагогика) (6 часов)
1. Выразительные средства изобразительного искусства (живописи, графики, скульптуры, архитектуры, декоративно-прикладного искусства): форма, объём, цвет, ритм, композиция, мелодика, конструкция
2. Использование музыкального и литературного материала для углубления и развития образно-эстетических представлений учащихся во время практической деятельности и восприятия произведений искусства
3. Художественная форма произведения изобразительного искусства (общая конструкция: формат, композиция, ритм, динамика, колорит, сюжет). Выражение художником своего отношения к объекту изображения. Э. Мане, О. Ренуар, Э. Дега, К. Писсарро, А.А. Дейнека, В.А. Фаворский.
4. Жанры изобразительного искусства: пейзаж, портрет; анималистический, исторический, бытовой; натюрморт; мифологический. Русский музей, Эрмитаж, Музей изобразительного искусства им. А.С. Пушкина (Москва); музеи, находящиеся в регионе, где расположена школа
5. Красота и своеобразие произведений народного декоративно-прикладного искусства. Символика в народном прикладном искусстве. Юмор в народном искусстве. Функциональность произведений народного искусства
6. Красота архитектурных сооружений. Уникальность памятников архитектуры. Связь архитектуры с природой. История возникновения и развития архитектурных ансамблей
Основные требования к уровню подготовки обучающихся третьего класса
В течение учебного года обучающиеся должны получить простейшие сведения о композиции, цвете, рисунке, приемах декоративного изображения растительных форм и форм животного мира и получат возможность усвоить:
– понятия «набросок, «теплый цвет», «холодный цвет», «живопись», «графика», «архитектура», «архитектор»;
– простейшие правила смешивания основных красок для получения более холодного и более теплого оттенков: красно-оранжевого и желто-оранжевого; сине-зеленого, сине-фиолетового и красно-фиолетового;
– доступные сведения о культуре и быте людей на примерах произведений известнейших центров народных художественных промыслов России
– начальные сведения о декоративной росписи матрешек.
К концу учебного года обучающиеся научатся:
– выражать свое отношение к рассматриваемому произведению искусства (понравилась картина или нет, что конкретно понравилось, какие чувства вызывает картина);
– чувствовать гармоничное сочетание цветов в окраске предметов, изящество их форм, очертаний;
– сравнивать свой рисунок с изображаемым предметом, использовать линию симметрии в рисунках с натуры и узорах;
– правильно определять и изображать форму предметов, их пропорции, конструктивное строение, цвет;
– выделять интересное, наиболее впечатляющее в сюжете, подчеркивать размером, цветом главное в рисунке;
– соблюдать последовательность выполнения рисунка (построение, прорисовка, уточнение общих очертаний и форм);
– чувствовать и определять холодные и теплые цвета;
– выполнять эскизы оформления предметов на основе декоративного обобщения форм растительного и животного мира;
– использовать особенности силуэта, ритма элементов в полосе, прямоугольнике, круге;
– творчески применять простейшие приемы народной росписи: цветные круги и овалы, обработанные темными и белыми штрихами, дужками, точками в изображении декоративных цветов и листьев; своеобразие приемов в изображении декоративных ягод, трав;
– использовать силуэт и светлотный контраст для передачи «радостных» цветов в декоративной композиции;
– расписывать готовые изделия согласно эскизу;
– применять навыки декоративного оформления в аппликациях, плетении, вышивке, при изготовлении игрушек на уроках труда.
Список литературы
Основная литература:
Дополнительная литература:
© 2015, Трубинова Людмила Ивановна 2502