СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Пояснительная записка
Начальная школа – важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств, формируются ответственность и способность ребенка к уважению и пониманию других людей.
В младшем школьном возрасте происходит активное накопление нравственного опыта, и обращения к духовной жизни. Систематическое духовно-нравственное воспитание ребенка обеспечивает его адекватное социальное развитие и гармоничное формирование личности. Нельзя недооценивать роль духовно-нравственного воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья, поскольку оно способствует профилактике правонарушений; позволяет формировать духовный мир (ценностные ориентации) и нравственные качества такого ребенка, позволяя ему органично вписаться в общество; раскрывает творческий потенциал, расширяя возможности дальнейшего профессионального выбора; формирует прилежание в труде, способствует воспитанию трудолюбия (добровольное отношение к труду и честность); позволяет решить проблему социального инфантилизма.
Данная программа разработана в соответствии с требованиями Закона «Об образовании», Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, на основании Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Программа духовно-нравственного развития и социализации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья направлена на формирование общей культуры, духовно-нравственное, гражданское, социальное, личностное и интеллектуальное развитие обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, обеспечивающие их социальную успешность, развитие творческих способностей, сохранение и укрепление здоровья.
Реализация программы проходит в единстве урочной, внеурочной и внешкольной деятельности, в совместной педагогической работе КОУ «Леушинская школа- интернат для обучающихся с ОВЗ», семьи и других институтов общества.
Целью духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся (воспитанников) является социально-педагогическая поддержка и приобщение обучающихся к базовым национальным ценностям российского общества, общечеловеческим ценностям посредством формирования у них нравственных чувств, нравственного сознания и поведения.
Духовно-нравственное воспитание обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ориентировано на формирование и развитие личностной культуры, социальной культуры и культуры семейной.
Задачи Программы |
Классы |
формирование личностной культуры |
|
- формирование мотивации личной нравственной компетенции — «становиться лучше», активности в учебно-игровой, предметно-продуктивной, социально ориентированной деятельности на основе нравственных установок и моральных норм; - формирование нравственных представлений о том, что такое «хорошо» и что такое «плохо», а также внутренней установки в сознании школьника поступать «хорошо»; - формирование первоначальных представлений о некоторых общечеловеческих (базовых) ценностях; - развитие трудолюбия, способности к преодолению трудностей, настойчивости в достижении результата. |
1-4 |
формирование социальной культуры |
|
- воспитание положительного отношения к своему национальному языку и культуре; - формирование чувства причастности к коллективным делам; - развитие навыков осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, старшими детьми в решении общих проблем; - укрепление доверия к другим людям; - развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понимания других людей и сопереживания им; - организация эффективного взаимодействия школы и семьи в целях духовно-нравственного развития и воспитания учащихся. |
1-4 |
формирование семейной культуры |
|
- формирование уважительного отношения к родителям, осознанного, заботливого отношения к старшим и младшим; - формирование положительного отношения к семейным традициям и устоям. |
1-4 |
Принципы реализации программы:
Программа реализуется, опираясь на систему основных и специальных дидактических принципов на основе системно-деятельностного подхода, а именно:
Принцип деятельности, заключающийся в том, что ученик, получая знания не в готовом виде, а, добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании, что способствует активному успешному формированию его общекультурных и деятельностных способностей, общеучебных умений;
Принцип непрерывности, означающий преемственность между всеми ступенями обучения на уровне технологии, предметного и надпредметного содержаний и методик их усвоения;
Принцип минимакса, заключающийся в следующем: школа должна предложить ученику возможность освоения содержания образования на максимальном для него уровне и обеспечить при этом усвоение на уровне социально безопасного минимума (государственного стандарта знаний, умений, способностей);
Принцип психологической комфортности, предполагающий снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроках доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения;
Принцип учета индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей каждого обучающегося, обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности;
Принцип индивидуальности- создание условий для формирования индивидуальности личности учащегося и педагога, уникальности общешкольного и классных коллективов - это главная задача и направление развития школьного коллектива. Необходимо не только учитывать индивидуальные особенности ребенка или взрослого, но и всячески содействовать их дальнейшему развитию. Каждый член школьного коллектива должен быть самим собой, обрести свой образ.
Принцип самоактуализации - у каждого ребенка существует потребность в актуализации своих интеллектуальных, коммуникативных, художественных и физических способностей. Важно пробудить и поддержать стремление учащихся к проявлению и развитию своих природных и социально приобретенных возможностей.
Принцип субъектности - индивидуальность присуща лишь тому человеку, который реально обладает субъектными полномочиями и умело использует их в построении деятельности, общения и отношений. Следует помочь ребенку стать подлинным субъектом жизнедеятельности в классе и школе, способствовать формированию и обогащению его субъектного опыта.
Принцип выбора - Без ситуации выбора невозможно развитие индивидуальности и субъектности, самоактуализации способностей ребенка. Педагогически целесообразно, чтобы учащийся жил, учился и воспитывался в условиях постоянного выбора, обладал субъектными полномочиями в выборе цели, содержания, форм и способов организации учебно-воспитательного процесса и жизнедеятельности в классе и школе.
Принцип творчества и успеха -индивидуальная и коллективная творческая деятельность позволяет определить и развивать индивидуальные особенности учащегося и уникальность учебной группы. Благодаря творчеству ребенок выявляет свои способности, узнает о «сильных» сторонах своей личности. Достижение успеха в том или ином виде деятельности способствует формированию позитивной «Я-концепции» личности учащегося, стимулирует осуществление ребенком дальнейшей работы по самосовершенствованию своего «Я».
Принцип доверия и поддержки- надо обогатить арсенал педагогической деятельности гуманистическими личностно ориентированными технологиями обучения и воспитания учащихся. Вера в ребенка, доверие ему, поддержка его устремлений к самореализации и самоутверждению должны прийти на смену излишней требовательности и чрезмерному контролю.
Принцип здоровьесбережения- очень важен, так как в сельской местности западает подготовка учащихся к здоровому образу жизни. В то же время современный культурный человек, стремящийся достичь материального и духовного благосостояния, быть полезным обществу, не может не осознавать роли специфического компонента культуры – культуры физической.
Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся содержит:
1.Ценностные установки духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся, воспитанников.
2.Основные направления духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся и воспитанников.
3.Реализацию целевых установок средствами общешкольных мероприятий и воспитательных блоков.
4.Условия реализации программы духовно-нравственного развития и воспитания учащихся (воспитанников).
5.Совместную деятельность школы, семьи и общественности по духовно-нравственному развитию и воспитанию учащихся.
6.Планируемые результаты духовно-нравственного развития обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на начальном этапе обучения.
7.Портрет выпускника начальной школы - интерната.
8.Модель организации работы по духовно-нравственному развитию и воспитанию обучающихся (воспитанников).
9.Критерии, показатели эффективности в части духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся и воспитанников.
10.Методику и инструментарий мониторинга духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся и воспитанников.
© 2016, Пермякова Надежда Николаевна 1411