СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Пояснительная записка
Кризис человечности, захвативший все слои населения, является следствием, за которым стоит причина – дефицит духовности общества и человека. Поэтому важнейшим объектом познания в школе должен быть человек, его мировосприятие, отношение к самому себе, окружающим людям, к природе.
Приоритетной целью российской системы образования является развитие учащихся: личностное, познавательное, общекультурное. Личность ученика становится центром внимания педагогики. Для реализации этой цели разработан Федеральный государственный стандарт второго поколения, предусматривающий в учебном плане образовательных учреждений раздел «Внеурочная деятельность» по различным направлениям развития личности.
Нормативно-правовой и документальной основой Программы духовно-нравственного развития и воспитания учащихся на ступени начального общего образования являются Закон Российской Федерации «Об образовании», Стандарт, Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
В соответствии с требованиями Стандарта, Концепция и Программа духовно-нравственного развития и воспитания учащихся являются ориентиром для формирования всех разделов основной образовательной программы начального общего образования.
По словам академика Д.С.Лихачёва «мы не выживем физически, если погибнем духовно». Процессы развития нашего общества, которые ориентированы на рыночную экономику, привели не только к отчуждению между людьми, но и к потере жизненных ориентиров. Под угрозой оказались нравственные ориентиры жизни, моральная культура. Кризис общества вызвал кризис человека. А это, прежде всего потеря внутренних духовных ценностей человеческой жизни. Однако воспитание Человека в человеке возможно только в том случае, если осознана необходимость этого и возникает стремление собственное несовершенство преобразить в нечто более совершенное. Следовательно, исцеление общества необходимо начинать с «исцеления» самого человека.
Приобщение детей к духовным богатствам человечества будет способствовать формированию гармоничной, творческой личности будущего человека, способной к сопереживанию, распознаванию добра и зла, доброжелательному отношению ко всему окружающему, овладению своими эмоциями и чувствами, пониманию величия человеческой жизни и умению найти своё место в ней.
Предлагаемая программа курса «Этикет» адресована для учащихся 5 классов, кадетского профиля, тех, кто считает, что их жизненный успех зависит в решающей степени от них самих, кто чувствует собственную ответственность за происходящие с ними события, за то, как складывается их жизнь.
Курс «Этикет», изучается в течение года. Занятия проводятся 1 раз в неделю.
Программа знакомит с основными принципами современного этикета и правилами поведения в различных ситуациях, что помогает произвести благоприятное впечатление в обществе. Данная программа отражает следующие основные темы: история этикета, его формы и виды; служебно-деловой этикет, его основные принципы: речевой этикет, телефонный этикет, этикет деловой переписки, застольный этикет: деловое общение, его функции, уровни и виды: ораторское искусство, подготовка публичного выступления: различные формы деловой коммуникации и т.д.
Программой курса предусмотрено чтение лекций (приложение в форме презентаций), проведение практических занятий, выполнение тестовых заданий.
Курс посвящен анализу места и роли этикета в культуре общества и личности. Помимо решения познавательных задач, изучение этикета имеет большое практическое значение для решения актуальных проблем современности, в том числе в области воспитания и просвещения, повседневного и делового, профессионального и международного общения. Внутренняя культура, духовное богатство, высокая нравственность человека, в конечном счете, только тогда ценны, когда они определяют нормы повседневного поведения, в том числе характер и формы общения с другими, гармонию внутреннего мира и внешнего облика, умение целесообразно и со вкусом организовать свой быт и некоторые другие черты и свойства, которые в совокупности называют воспитанностью человека. Более того, овладев этикетом, можно заметить, как результативно решаются многие вопросы, ежедневно возникающие в нашей жизни и общении с множеством людей.
Цели курса:
• ознакомить учащихся со сводом правил поведения, регулирующих проявление человеческих отношений, создать свой имидж;
• воспитать уважение к ряду моральных требований, обращённых непосредственно к культуре взаимоотношений: вежливости, тактичности, скромности и точности;
• через интеграцию культурологических знаний, умений, навыков облегчить стремление учащихся сбалансировать деловые и личные интересы и, соотнося их, определять цели жизни.
Задачи курса
Элективный курс «Этикет»:
• помогает развить уверенность в себе, развить чувство собственного достоинства, удачно найденный стиль поведения и одежды;
• развивает умение убедительно и грамотно представлять себя и свои идеи;
• развивает у учащихся чувство уважения к народным обычаям и традициям;
• учит детей умению реализовывать свои идеи и исправлять допущенные ошибки;
• вызывает интерес к изучению определённых норм и правил, регулирующих допустимые (приличные) и недопустимые (неприличные) формы поведения людей в обществе.
Так же к задачам курса можно отнести задачи, направленные на развитие поведенческой культуры, элементарной вежливости, доброжелательности.
Примерные требования к знаниям и умениям учащихся
В результате изучения программы учащиеся должны:
• иметь представление о значении понятий «этикет», «имидж», «этика»;
• иметь первоначальные сведения о современном этикете и нюансах этикетной субординации;
• знать особенности общения, поведения и служебно-делового этикета.
Учащиеся должны уметь:
• находить выход из повседневных ситуаций, не нарушая этикета человека;
• составлять «свой портрет» при помощи написания резюме;
• анализировать любую проблему с точки зрения другого человека;
• работать со справочной литературой.
Учебно-тематический план
№ п/п |
Тема занятия |
Количество часов |
|
1 |
Общие правила. Что такое этикет. Виды этикета. История этикета. |
1 |
|
2 |
Приветствие. Представление. Обращение. Извинение. |
1 |
|
3 |
Умение вести беседу. |
1 |
|
4 |
Разговор по телефону. |
1 |
|
5 |
Переписка. |
1 |
|
6 |
Дом. Семья. |
1 |
|
7-9 |
Вне дома. На улице. В транспорте. В магазине. В учреждениях. Путешествие. В кафе и ресторане. В театре. В музее. В библиотеке. На природе. На пляже. На стадионе. |
3 |
|
10 |
В гостях. Виды приемов. |
1 |
|
11 |
Детский праздник. Домашний прием. |
1 |
|
12 |
Молодежные вечеринки. |
1 |
|
13 |
Визиты. |
1 |
|
14 |
Подарки. |
1 |
|
15-16 |
Деловой этикет |
2 |
|
17 |
Итоговое занятие |
1 |
|
Итого |
17 |
Учебники и пособия
Пособия для учителей
1.Бирюкова Т.Г. В ситуации общения // Русский язык в школе и дома. - №2. -2002.
© 2015, Суровцева Ольга Геннадьевна 771