СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья "Уклад школьной жизни"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Современный ребёнок находится в беспредельном информационном и огромном социальном пространстве, не имеющем чётких внешних и внутренних границ. На него воздействуют потоки информации, получаемой благодаря Интернету, телевидению, компьютерным играм, кино. Воспитательное и социализирующее воздействие (не всегда позитивное) этих и других источников информации нередко является доминирующим в процессе развития и воспитания.

В современных условиях усиливается конфликт между характером усвоения ребёнком знаний и ценностей в школе (системность, последовательность, традиционность, культуросообразность и т. д.) и вне школы (клиповость, хаотичность, смешение высокой культуры и бытовой, размывание границ между культурой и антикультурой и т. д.), который меняет структуру мышления детей, их самосознание и миропонимание, ведёт к формированию потребительского отношения к жизни.

Современная школа призвана активно противодействовать этим негативным тенденциям. Она должна стать важнейшим фактором формирования новых жизненных установок личности, поскольку является социокультурным образовательным учреждением, в котором ребенок не только приобретает универсальные знания, умения и навыки, но также опыт самостоятельной деятельности, личной ответственности, взаимодействия с другими людьми и миром в целом. В каждом учебном заведении сформировался определенный уклад школьной жизни, определяющий качество обучения и воспитания.

Под "укладом школьной жизни" понимаются совокупность норм, правил и иных регламентов. В том числе распорядка, формирующих, сохраняющих и развивающих устойчивый, сложившийся на основе узаконенных положений и общепринятых традиций, состав функций школы, порядок их осуществления, действующие в школе отношения производственного, социального характера, этикет и атрибутику, направленные на развитие социально значимых качеств личности обучающихся.

Возрастные особенности растущей личности, длительность периода обучения в школе, содержание общеобразовательных программ и многое другое делают школьные годы мощнейшим фактором, влияющим как на дальнейшую жизнь конкретного человека, так и всего общества. Общеобразовательная школа должна не только готовить молодое поколение к жизни, но и давать возможность активно проживать школьную жизнь, в юном возрасте быть социально активной личностью, чтобы в будущем легко адаптироваться в быстро меняющемся мире, реализовать свой потенциал в личных интересах и в соответствии с запросами общества, стать достойным гражданином России.

Уклад школьной жизни является базой для организации пространства духовно-нравственного, гражданского, патриотического, здорового развития обучающегося, его эффективной социализации и своевременного взросления. Он педагогически интегрирует основные виды и формы деятельности ребёнка: урочную, внеурочную, внешкольную, семейную, общественно полезную, трудовую, эстетическую, социально коммуникативную и др. на основе базовых национальных ценностей, традиционных моральных норм, национальных духовных традиций народов России. При его организации учитываются разноуровневый, полисубъектный, многомерно-деятельностный характер современного развития и воспитания школьника.

Уклад школьной жизни организуется педагогическим коллективом школы при активном и согласованном участии иных субъектов развития и воспитания (семьи, учреждений дополнительного образования, культуры и спорта, традиционных религиозных и общественных организаций). Это такая соорганизация всех элементов учебно-воспитательного процесса, которая задает стиль, дух, атмосферу всей школьной жизни.

Мир детства удивителен. Он наполнен душевной чуткостью, добротой, творчеством, познанием, развитием личности ребенка.

Воспитать личность – это значит дать хорошее образование, научить стремлению к активности, ответственности, труду и творчеству. Педагогический коллектив нашей школы понимает необходимость создания такого воспитательного и образовательного уклада детской жизни, при котором все содействовало бы развитию и совершенствованию личности ребенка. А это требует укрепления духовных контактов между воспитателями и воспитанниками, между учителями и учащимися и взаимно ответственного отношения к общему делу.

Сельская школа, в частности Пушкарская СОШ, находясь в очень непростых социально-экономических условиях, вынуждена искать способы и формы функционирования, чтобы способствовать и творческому развитию учащихся, и их социализации. На территории нашего села нет Дома Культуры, Спортивного центра, учреждений дополнительного образования. Поэтому, являясь духовным, интеллектуальным, культурным центром села, школа расширяет своё образовательное пространство через активное взаимодействие с социумом. Все мероприятия (День села, День Победы, Масленица, выпускные, юбилеи школы и т.д.) становятся праздниками всех селян. Достаточно традиционные формы проведения мероприятий, наполненные личной заинтересованностью учеников, учителей, родителей превращают его в событие – в некий процесс совместного бытия. Они обогащают нравственный опыт всех субъектов (и участников, и зрителей), расширяют кругозор, развивают их творческий потенциал, предоставляют возможность для совместной деятельности, а это приводит к сплочению поколений. При таком подходе создаются условия социализации личности ребёнка, что особенно актуально в сельском социуме, поскольку у подростка не очень много возможностей для продуктивного общения.

Поэтому, во внеурочное время в школе проводятся различные кружки, спортивные секции, факультативы, элективные курсы и т.д. Так же проводятся множество традиционных мероприятий: день знаний, день туриста, посвящение в первоклассники, день учителя, день пожилого человека, день матери, новогодние и рождественские огоньки, неделя детской книги, Дни здоровья, прощание с начальной школой, день самоуправления, проводятся множество мероприятий по оборонно – спортивной работе и патриотическому воспитанию. В плане интеллектуального развития проводятся предметные недели, школьные олимпиады. Каждому учащемуся предоставляется возможность проявить себя в той или иной сфере деятельности. Каждое мероприятие направлено на воспитание духовно-нравственных, патриотических, гражданских качеств личности. И каждое такое мероприятие не обходится без привлечения социума: администрации Пушкарского сельского округа, сельской библиотеки, Совета ветеранов. Успехи всего коллектива и каждого в отдельности становятся предметом гласности. О них обязательно сообщается на еженедельных школьных линейках, т.к. в коллективе все хорошо понимают, что общий успех школы складывается из малых побед каждого.

Таким образом, школьное сообщество – это организация, которая определяет форму взаимоотношений в образовательном процессе, социуме, представляет собой модель различных объединений, групп по интересам, постоянных и временных комиссий. Это сообщество, которое совместно участвует в процессе жизнедеятельности школы, села. А уклад школьной жизни является важнейшим фактором в воспитании, социализации и личностного роста учащихся.

27.01.2016 20:23


Рекомендуем курсы ПК и ПП