СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Духовно-нравственное развитие и воспитание гражданина России является основополагающим фактором развития страны. В 2007 и 2008 году в посланиях Президента России Федеральному собранию Российской Федерации было подчеркнуто: “общество лишь тогда способно ставить и решать масштабные и национальные задачи, когда у него есть общая система нравственных ориентиров”. Потому что невозможно создать современную инновационную экономику минуя человека, состояние и качество его внутренней жизни.
Ценности личности формируются в семье, трудовых и других коллективах, неформальных сообществах, в сфере массовой информации и культуры и т. д. Но наиболее системно, последовательно и глубоко духовно нравственное развитие и воспитание личности происходит в сфере общего образования, в школе, единственном социальном институте, через который проходят все граждане России. Поэтому образованию отводится ведущая роль в духовно-нравственной консолидации российского общества. Новая российская общеобразовательная школа должна стать важнейшим фактором, обеспечивающим социальную и культурную модернизацию российского общества. Именно в школе должна быть сосредоточена не только интеллектуальная, но и гражданская, духовная и культурная жизнь школьника.
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования разработана в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Законом Российской Федерации «Об образовании», на основе ежегодных посланий Президента России Федеральному собранию Российской Федерации.
Концепция является методологической основой разработки и реализации федерального государственного образовательного стандарта общего образования.
Концепция определяет:
Концепция формулирует социальный заказ современной общеобразовательной школе как определенную систему общих педагогических требований, соответствие которым обеспечит эффективное участие образования в решении важнейших общенациональных задач.
Социальный заказ образованию устанавливается в следующей системе фундаментальных социальных и педагогических понятий, а также отношений между ними:
Духовно-нравственное развитие и воспитание личности начинается в семье. Ценности семейной жизни, усваиваемые ребенком с первых лет жизни, имеют непреходящее значение для человека в любом возрасте. Взаимоотношения в семье проецируются на отношения в обществе и составляют основу гражданского поведения человека.
Общеобразовательные учреждения должны воспитывать гражданина и патриота, раскрывать способности и таланты молодых россиян, готовить их к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире. При этом образовательные учреждения должны постоянно взаимодействовать и сотрудничать с семьями обучающихся, другими субъектами социализации, опираясь на национальные традиции.
Программы духовно-нравственного развития и воспитания школьников, разрабатываемые и реализуемые общеобразовательными учреждениями совместно с другими субъектами социализации должны обеспечивать полноценную и последовательную идентификацию обучающегося с семьей, культурно-региональным сообществом, многонациональным народом Российской Федерации, открытым для диалога с мировым сообществом.
Первым основополагающим принципом организации духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, нравственного уклада жизни обучающихся является нравственный пример педагога, т. к. никакие воспитательные программы не будут эффективны, если педагог не являет собой всегда главный для обучающихся пример нравственного и гражданского личностного поведения. Кроме того без социально-педагогического партнерства субъектов образовательного процесса не возможно обеспечить полноценное духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся. Для решения этой общенациональной задачи необходимо выстраивать педагогически целесообразные партнерские отношения с другими субъектами социализации: семьей, общественными организациями и традиционными российскими религиозными объединениями, учреждениями дополнительного образования, культуры и спорта, СМИ. Следующим основополагающим принципом организации духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, нравственного уклада жизни обучающихся является интегративность программ духовно-нравственного воспитания
Каждая из базовых ценностей, педагогически определяемая как вопрос, превращается в воспитательную задачу. Для ее решения, обучающиеся вместе с педагогами, родителями, иными субъектами духовной, культурной, социальной жизни обращаются к содержанию: истории России, российских народов, своей семьи, рода; жизненного опыта своих родителей, предков; традиционных российских религий; произведений литературы и искусства, лучших образцов отечественной и мировой культуры; периодической литературы, СМИ, отражающих современную жизнь; фольклора народов России; общественно полезной и личностно значимой деятельности; учебных дисциплин; других источников информации и научного знания.
Базовые ценности не определены в содержании отдельного учебного предмета, формы или вида образовательной деятельности. Они должны пронизывать все учебное содержание, весь уклад школьной жизни, всю многоплановую деятельность школьника как человека, личности, гражданина.
Система базовых национальных ценностей создает смысловую основу пространства духовно-нравственного развития личности. В этом пространстве нет барьеров между отдельными учебными предметами, между школой и семьей, школой и обществом, школой и жизнью.
Организация воспитательного процесса в системе “школа – семья - социум” требует педагогов, способных не только учить, но и воспитывать обучающихся, не ограничиваясь информированием обучающегося о тех или иных ценностях, но открывая перед ним возможности для нравственного поступка.
Кроме Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России легла в основу разработки нового Стандарта образования.
Федеральный государственный образовательный стандарт представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основной образовательной программы образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию.
Стандарт включает в себя требования:
В ФГОС ООО сформулирована программа формирования и развития универсальных учебных действий.
В Стандарте предложена новая структура учебного плана, в состав которого в качестве компонента включена внеурочная деятельность. При этом установлено соотношение частей основной образовательной программы с выделением ее обязательной части и части, формируемой участниками образовательного процесса.
ФГОС ООО включает так же требования к условиям реализации основной образовательной программы основного общего образования, в том числе к кадровым, финансовым, материально – техническим и иным условиям.
Главной целью введения Стандарта заключается в создании условий, позволяющих решать стратегическую задачу Российского образования –повышение качества образования, достижение новых образовательных результатов, соответствующих современным запросам личности, общества и государства.
© 2019, Козырицкая Елена Сергеевна 992