СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа элективного курса по экологии «Экология Бурятии» 34часа 9-11 классы

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа элективного курса по экологии «Экология Бурятии» 34часа 9-11 классы

Актуальность темы.

В современных условиях проблемы экологии и сохранения природы стали проблемой номер один для всего человечества.

Исключение не составляет и наш регион, наша республика. Тревогой за экологическое неблагоприятное состояние охвачены многие ее районы, охвачено и сокровище земной планеты - наш священный Байкал.

Важно знать, что мы имеем на своей территории и как мы распорядимся этим богатством.

В реализации потенциально и жизненно необходимого, системного и обязательного экологического образования и воспитания школьников, в использовании их возможностей и энергии в защите и сохранении природы, в умножении и воспроизводстве природных богатств, чрезвычайно большую и многогранную роль может и должно сыграть школьное экологическое краеведение. Также очевидно, что оно является в современных условиях одной из важных основ для изучения и решения проблем экологии и охраны природы, изучения и биологической инвентаризации ее ресурсов и богатств.

Сказанное дает основание придти к выводу, что экологическое краеведение в общем комплексе учебных часов, форм и методов преподавания учебных дисциплин должно играть соответствующую, адекватную его значению роль, масштаб и направление.

Всестороннее и целенаправленное развитие краеведения, обогащение его природоохранительным и природоохранным содержанием и сущностью несомненно должны и будут способствовать позитивному и успешному решению актуальнейшей и сложнейшей проблемы, волнующей всех людей. Это проблема сохранения и научного использования природы и природных ресурсов, предотвращения экологической катастрофы и выживания человечества.

Цель:

Привлечение учащихся к изучению природы родного края, воспитание активной жизненной позиции по вопросам охраны природы и жизни на Земле.

Воспитание у подрастающего поколения экологически целесообразного поведения как показателя духовного развития личности.

Задачи:

- Изучение особенностей экосистем республики;

- Воспитание любви к своему краю, его природе, чувство патриотизма;

- Изучение основ и традиций национального природопользования;

- Создание условий для развития способностей, творческого мышления, инициативы учащихся;

- Изучение экологического состояния села, района, республики;

- Организация практической деятельности детей, направленная на проведение конкретных природоохранных актов;

Типология – данный элективный курс является предметным, что обеспечивает расширение и углубление знаний учащихся.

Методы проведения занятий: сочетание словесного, практического и наглядного и их форм – традиционных уроков, уроков – лекций, эко – тренингов, семинарских занятий, создание проектов.

Ключевые компетенции:

- знание природы родного края, традиций национального природопользования;

- приобретение навыков исследовательской деятельности;

- организация и проведение природоохранных актов;

-приобретение навыков проектной деятельности;

Организационная структура:

Программа рассчитана на учащихся 9-11 классов, с учетом имеющихся знаний по биологии, географии, химии, истории; а также социального и личного опыта для проведения природоохранных мероприятий. Количество часов – 34. В неделю – 1 час.

Содержание: программа состоит из следующих компонентов:

- теоретический;

-практический;

-отчетный;

При изучении почти каждой главы курса предусмотрены семинарские и практические занятия. Они ориентированы на формирование умений оценивать, прогнозировать, обьяснять, описывать, определять влияние тех или иных событий и факторов на природу и человека. Данная программа позволяет согласовывать имеющиеся бытовые представления у учащихся и излагаемое им научное содержание программы.

Содержание программы

Введение-1 час.

Что такое экология? Основные экологические понятия.

Глава 2 Этноэкология-3 час.

Что такое этноэкология? Этносимволика. Экологические обычаи бурят. Экологические обычаи русских.

Глава-3 –Географическое и геологическое своеобразие РБ 4 час.

Основные черты тектоники и геологической истории. Связь полезных ископаемых с геологическим строением. Основные месторождения полезных ископаемых РБ. Климатические условия республики. Анализ климатообразующих факторов, закономерности в подразделении основных элементов климата. Основные ландшафты РБ, и их происхождение. Физико-географическое районирование Бурятии.

Глава 4 Водные ресурсы 4 час.

Реки. Озера. Типы озер. Хозяйственное значение озер. Искусственные озера. Минеральные источники. Типы минеральных вод. Курорты РБ, Охрана минеральных источников. Байкал - уникальное озер, хранилище пресной воды, его происхождение, охрана.

Глава 5 Растительный мир РБ 5час.

Степи. Леса, Высокогорные тундры Ир заросли кустарников. Высотная поясность.

Основные семейства флоры Бурятии. Сохраним леса Бурятии.

Глава 6 Животный мир Бурятии-5 час.

Систематический обзор млекопитающих. Связь животных со средой обитания. Ландшафтное распространения животных Бурятии. Роль животных в жизни леса, промысловые животные РБ,

Рыбы Байкала. Интродукция. Акклиматизированные виды. Земноводные и пресмыкающиеся РБ, Экологические факторы, влияющие на распространения, разнообразие и численность видов земноводных и пресмыкающихся. Птицы. Основные отряды и семейства орнитофауны РБ. Птицы озера Байкала.

Глава 7 Основные формы природоохранной деятельности. 5час.

Красная книга РБ. Краснокнижные виды животных и растений. Заповедники- Баргузинский, Байкальский, Джергинский. Заказники РБ. Национальные парки- Тункинский, Забайкальский. Памятники природы.

Глава 8 ООПТ Джидинского района. 7час.

ООПТ Джидинского района- Байкальский заповедник, Боргойский заказник, его орнитофауна и уникальность гидрохимического состава, его охрана. Памятники природы района. Исследование эколого-санитарного состояния с.Петропавловка.

При составлении программы использована следующая литература:

1.»Биология в школе» №1 -2005; № 5- 2006, «Школа- Пресс»

2.Думова И.И. «Экология», Улан – Удэ, 1999г.

3.Криксунов Е.А. «Экология» 9 (10,11) класс. «Дрофа», 2007год.

4. Шаргаев М.А. «Экологическое краеведение» Улан –Удэ, 1993год.

5.Шаргаев М.А. «Экологическая этика и культура» Улан – Удэ, 1993год.

6.Шкатулова А.П. «Земноводные и пресмыкающиеся Забайкалья» Улан – Удэ, 1978 год.

Категория: География
04.09.2017 15:56


Рекомендуем курсы ПК и ПП

Похожие записи