© 2025, Герман Юлия Алексеевна 55
СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Осень прошла, зима промчалась — я стала понимать, как работать с категорией взрослых неговорящих детей, благодаря участию в программе наставничества «Заговорим», реализованной в нашей коррекционной школе с сентября 2024 по май 2025 года. За этот период произошло очень много, мы наладили контакт с детьми и активно работаем над запуском речевых импульсов у наших учеников с множественными нарушениями развития.
Начало учебного года оказалось непростым. У многих ребят отсутствовала мотивация говорить, даже минимальные попытки коммуникации были редкостью. Но наша совместная работа с наставником, позволила изменить ситуацию в положительном направлении. Именно тогда я поняла, как важно участие в проекте наставничества, цель которого — обеспечение развития профессиональных компетенций учителя – логопеда в области запуска речевых импульсов у детей с тяжелыми нарушениями речи.
Проект начался с интенсивных консультаций специалиста наставника и теоретического погружения в современные подходы к развитию коммуникативных способностей, соединения знаний классической логопедии и нейропсихологического подхода. Наставник для меня разработала индивидуальные конспекты занятий, объяснила, как можно их корректировать под индивидуальные возможности учеников Мы вместе изучали эффективные методы стимуляции речи и активно внедряли игровые методики.
К концу первой четверти стало заметно: ребята начали понимать структуру занятия, проявляли хоть какой - то интерес к общению! Простые жесты, звуки, мимические проявления стали появляться всё чаще. У некоторых постепенно появились первые звукоподражания, и даже слоги.
Каждый ребёнок оказался особенным, уникальным: кто-то быстрее осваивал новые упражнения, другие нуждались в большей поддержке, но каждый шаг вперёд становился настоящим праздником для всех участников процесса.
Что было более действенным инструментом понять довольно сложно, так как каждой части занятия уделялось пристальное внимание по рекомендации наставника. Мы использовали глагольный тренинг с различными игрушками, музыкальными инструментами и другими предметами заместителями, визуальные материалы, сенсорные игры, проигрывали потешки, развивали дыхание и обязательно читали книги М.Черняк с ритмизацией и др. Всё это помогало детям почувствовать себя комфортно и они привыкали к требованиям учителей - логопедов.
Особое внимание уделялось созданию благоприятной эмоциональной атмосферы на занятиях. Важно было обеспечить ребёнку чувство безопасности и принятия, поощрять любые попытки общения и развивать доверие между педагогом и учеником.
Также огромную роль сыграло сотрудничество с родителями. Совместные занятия, на которых показывали, как правильно выполнять упражнения для домашней работы, консультации, помогли родителям лучше понимать потребности ребёнка и поддерживать его развитие вне стен школы.
Конечно, статистика не радует, и все дети остаются в глобальном плане безречевыми, так как запустить речь в столь взрослом возрасте крайне сложно, ведь сензитивный период запуска речи упущен. Главное, что мы добиваемся хоть какого-то взаимодействия и даже иногда первых слов «мама», «папа», «пока», ведь это казалось практически невозможным.
Можно смело утверждать, что поддержка специалиста, вновь поступившего в наше учреждение, где необходимы навыки именно в вопросах запуска речи и использованию альтернативных форм коммуникации, оказалась очень эффективным инструментом. Участие в программе наставничества «Заговорим» позволило нам значительно продвинуться в обучении наших воспитанников. Этот проект стал ярким примером того, насколько важна поддержка профессионалов, единство педагогического коллектива и вера в возможности каждого ребёнка. Благодаря совместным усилиям наши маленькие герои сделали большой шаг навстречу миру речи.
© 2025, Герман Юлия Алексеевна 55