СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ПРОЕК УРОКА по химии - 10 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

ПРОЕК УРОКА по химии - 10 класс Тема: «Карбоновые кислоты» Программа: Программа курса химии для 8 – 11 классов общеобразовательных учреждений. Учебник «Химия 10» О.С. Габриелян, базовый курс. Работу выполнила учитель химии Мусатова Лариса Вячеславовна Ход урока Обоснование деятельности учителя Прогнозируемая деятельность учеников 1. Организационный этап. Взаимное приветствие учащихся и учителя; фиксация отсутствующих; Проверка готовности учащихся к уроку. Подготовка учащихся к работе на занятии. Готовность класса к работе. 2. Подготовка к основному этапу усвоения учебного материала, актуализация опорных знаний и умений. 1) С какими классами кислородсодержащих органических веществ мы с вами познакомились на предыдущих уроках? (называем класс и общую формулу). 2) Из перечня веществ выпишите представителей того класса органических соединений, который мы еще не изучали в 10 классе. НСОН; СН3СООН; С6Н5ОН; СН3СОН; С3Н7ОН; НСООН; СН3ОН; СН3—СН2 - ОН Актуализация знаний, определение ключевых понятий, необходимых для усвоения нового материала. Готовность учащихся к активной учебно-познавательной деятельности. 3. Усвоение новых знаний и способов действий. Стадия «Вызов» Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с основными классами органических соединений. У меня в черном ящике находится вещество, которое является одним из представителей изучаемого нами класса. Внимательно прослушайте характеристику этого вещества и попробуйте его отгадать. «Многие из вас не избежали искушения воткнуть в муравейник тонкий прутик, посмотреть на панику муравьев, а потом лизнуть «непрошенного гостя».Насекомые самоотверженно «прогоняли» его, выстреливая из специальных желез жидкость, содержащую это вещество. Еще в ХVI в. было обнаружено, что выделяющийся из муравейников «кислый пар» изменяет синий цвет растительных красителей на красный. Неудивительно, что Дж. Рей, впервые получив это вещество перегонкой муравьев, назвал его муравьиной……… - Итак, что находится у меня в черном ящике? - К какому классу относится это вещество? Именно карбоновые кислоты – это тема нашего урока. Цель нашего урока – изучить класс карбоновых кислот: их строение, классификацию, получение. Физические и химические свойства, применение. Мы будем работать по технологическим картам, они лежат перед вами. Посмотрите внимательно, по каким блокам вы предложите изучать новую информацию? Сейчас каждый, в течении 1-2 минут, подумает и зафиксирует все, что всплывет в памяти про карбоновые кислоты. Тишина! Пока каждый думает про себя. Сейчас мы с вами ту информацию, которую вы вспомнили, разделим на блоки и впишем в кластер. Работаем все вместе. Блок состав: общая формула карбоновых кислот. Блок номенклатура: вспоминаем основы номенклатуры органических соединений. Блок классификация: на какие группы можем разделить изученные нами ранее карбоновые кислоты? Блок получение: Блок физические свойства: Блок химические свойства: Блок применение: Обсудите в группе информацию, которую вы вспомнили. (Даннаа информация записывается в кластер на доске мелом красного цвета, а учащиеся пишут информацию у себя в технологической карте). Актуализация познавательной деятельности. Стадия «Вызов». Обеспечение активного участия каждого обучаемого в вызове того, что они уже знают (или думают что знают) по заданной теме. Активизация каждого обучаемого. Обеспечение мотивации и принятие учащимися цели учебно-познавательной деятельности. Учитель выступает в роли проводника, следит за логикой рассуждений, выслушивает все точки зрения учащихся, направляет их. Появляется интерес к теме, узнают новые сведения о карбоновых кислотах. Анализируют собственные знания по заданной теме. Учащиеся предлагают Позиции, по которым, на их взгляд, необходимо характеризовать новый класс веществ. Систематизируют информацию до ее изучения. Демонстрируют первичные знания. Стадия «Осмысления» Продолжаем достраивать кластер. Работаем в группах. У нас образовалось три группы, каждая группа будет работать конкретно со своим блоком информации. 1 группа работает с блоком строение, номенклатура, классификация 2 группа разбирает блок получение и химические свойства. 3 группа блок физические свойства и применение. Ваша задача прочитать текст, разобрать новую информацию и внести ее в кластер. Каждая группа получает задание на карточке. Задание 1 группе: Прочитайте и разберите материал в учебнике на странице 175-178, представьте в виде кластера. Задание 2 группе: Прочитайте и разберите материал в учебнике на странице 178-184, представьте изученную информацию в виде кластера. Задание 3 группе: Прочитайте и разберите материал в учебнике на странице 185-188, представьте в виде кластера. Ваша задача внести в кластер новые сведения. Вам отводится время 8 минут. Разбор информации у доски, выступают по два представителя от группы: один ученик записывает, другой рассказывает. новую информацию записываем мелом белого цвета. Дорисовываем кластер. Посмотрите внимательно на получившийся кластер. Какая информация в нем преобладает, записанная красным цветом или белым? Что нового мы сегодня узнали? Рассмотрим химические свойства уксусной кислоты. Перед работой повторим правила техники безопасности: соблюдаем осторожность при работе с кислотой, щелочами, работаем самостоятельно. Лабораторная работа (протокол) Растворение уксусной кислоты в воде и взаимодействие ее с цинком, оксидом магния, гидроксидом меди (II), карбонатом кальция и этиловым спиртом Приборы: набор пробирок Реактивы: уксусная кислота, вода, сульфат меди (II), гидроксид натрия, карбонат кальция, гранулы цинка, оксид магния, лакмус № опыта № пробирки Содержание и условие опыта Наблюдения Вывод 1 Растворение уксусной кислоты в воде и действие индикаторов 2 Взаимодействие уксусной кислоты с гидроксидом меди (II) NаОH+CuSO4- СН3СООН+Сu(ОН)2— 3 Взаимодействие уксусной кислоты с цинком СН3СООН+Zn- 4 Взаимодействие уксусной кислоты соксидом меди СН3СООН+СuО- 5 Взаимодействие уксусной кислоты с карбонатом кальция СН3СООН+СаСО3- 6 Взаимодействие уксусной кислоты с этиловым спиртом – реакция этерификации СН3СООН+НО-С2Н5- Подведем итоги лабораторной работы. С работой все справились. Приводим рабочие места в порядок и продолжим урок. К каким выводам мы пришли по результатам лабораторной работы? Стадия «Осмысления» Создание условий для активного восприятия новой информации. Стадия «Рефлексии» Происходит творческая переработка изученной информации. возвращение к предыдущим представлениям, закрепление полученных знаний. Корректировка самостоятельно сделанных учащимися выводов. Вступают в непосредственный контакт с новой информацией, делают записи в виде кластера по мере осмысления информации. Соотносят старую информацию с новой. Четкую формулировку ученики записывают в протокол. 4. Закрепление знаний и способов действий Выполнение тестовой работы I вариант 1. Общая формула карбоновых кислот: 2. Соотнесите тип кислоты формула А) предельная а) СН3-СН=СН-СООН Б) непредельная б) В) ароматическая в) СН3-СН2-СН2-СООН 3. Вещество со структурной формулой СН3-СН2-СН2-СООН имеет молекулярную формулу: А) С3Н8О2 Б) С3Н6О2 В) С4Н6О2 Г) С4Н8О2 4. Какое из перечисленных веществ содержит карбоксильную группу: А) бутанол-2 Б) 3-метилпентановая кислота В) пентанон-2 Г) глюкоза 5.Взаимодействие пропионовой кислоты с этиловым спиртом называется реакцией: А) гидратации Б) этерификации В) гидрирования Г) нейтрализации II вариант 1. Функциональная группа карбоновых кислот…. 2. Соотнесите тип кислоты формула А) одноосновная а) СН3-СООН Б) многоосновная б) В) ароматическая в) НООС-СН=СН-СООН 3. Назовите кислоту формула которой: СН3-СН2-СН2-СООН А) гексановая Б) пентановая В) бутановая Г) 3-дихлорбутановая 4.Укажите формулу предельной одноосновной карбоновой кислоты А) С3Н6О2 Б) С2Н6О2 В) С4Н6О2 Г) С6Н6О2 5. Реакцией этерификации называется реакции взаимодействия кислоты с: А) щелочью Б) спиртом В) галогенами Г) металлами Ребята, сдаем тест. Ознакомьтесь с критерием оценивания. На отметку «5» необходимо правильно сделать все задания. На отметку «4» любые четыре. На отметку «3». Выявление качества и уровня овладения знаниями и способами действий, обеспечение их коррекции. Тест направлен на проверку знаний на репродуктивном уровне Анализируют собственные мыслительные операции. Получение достоверной информации о достижение планируемых результатов. 5. подведение итогов занятия и фиксация результатов. -Что на уроке показалось вам интересным? Необычным? -Что вызвало затруднение? Констатация достижений поставленных целей. 6. Домашнее задание Пар. №20, упр.17 Наш урок подходит к завершению. Спасибо всем за плодотворную работу.
Категория: Химия
19.10.2015 19:21


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!