СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Проектная деятельность детей как средство патриотического воспитания «Путешествие в историю родного города». Опыт работы
24 Декабрь 2013
Мы знаем, что ещё в советские времена особое внимание в педагогике уделялось патриотическому воспитанию подрастающего поколения. Воспитанию патриотических чувств являлась сама история — подвиги людей во время гражданской и Великой отечественной войны, самоотверженный труд в тылу врага, подвиги партизан и разведчиков и многое, многое другое. Дети советских времён знали историю своей страны, многие из них, будучи подростками сами прошли через горе, потери, трудности и испытания. Современные же дети очень далеки от советской истории, они живут в эпоху других ценностей и идеалов. Поэтому наших детей необходимо знакомить с советской историей, с патриотизмом и героизмом советских людей, так как это основа для воспитания патриотических чувств у детей дошкольного возраста.
Одной из главных задач дошкольных образовательных учреждений, заложенных в программах обучения и воспитания в детском саду, является патриотическое воспитание детей, воспитание в подрастающем поколении любви к родному краю, к своей родине, труду, к культуре родного народа.
Формирование у дошкольников любви к своей родине, своему краю заключается, прежде всего, в необходимой логической взаимосвязи разных сторон воспитательного процесса, различных средств и методов (наблюдение, чтение художественных произведений, слушанием музыки, рассматриванием картин, иллюстраций к книгам, беседы, встречи с интересными людьми, целевые прогулки и т. д.), через все виды детской деятельности (образовательной, проектную, трудовую, игровую). Задача воспитателя так организовать свою работу, чтобы вызвать у детей интерес, развить любознательность, привлечь и заинтересовать родителей. Известно, что чувство Родины связано с восхищением того, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе. Впечатления, которые ребёнок пропустил через собственные впечатления играют огромную роль в становлении личности ребёнка, в формировании его патриотических чувств.
Хочется отметить и то, что большое значение для воспитания у детей интереса и любви к родному краю имеет всё его ближайшее окружение (родители, старшее поколение, детский сад). Работа в нашем детском саду построена так, что ребёнок знакомиться с детским садом, улицей, городом, где он живёт, постепенно, а затем уже со своей страной, её столицей, символикой, общими праздниками, которые отмечает весь народ. С воспитания чувства привязанности к родной семье, родному детскому саду, родной улице, начинается формирование высокого чувства – чувства любви к своему Отечеству.
Мы знаем, что формирование патриотических чувств, проходит эффективнее, если есть тесная связь детского сада с семьёй. Задача дошкольного учреждения и педагогов донести до родителей, что семья обладает особыми педагогическими возможностями, которые не может заменить дошкольное учреждение: любовь и привязанность к детям, эмоционально – нравственную насыщенность отношений. Семья – первый коллектив ребёнка, часто родители забывают, что ребёнок должен чувствовать себя равноправным членом этого коллектива. Давая ребёнку посильную работу в труде, в подготовке к совместному празднику и отдыху, разделяя заботы взрослого, стремясь сделать что – то для других, родители помогают малышу начать ощущать себя членом семьи. Тем самым мы постоянно пополняем опыт участия детей в общих делах, ежедневно упражняем их в совершении нравственных поступков.
Чувство патриотизма многогранно по своему содержанию. Поэтому работа по патриотическому воспитанию включает в себя комплекс задач:
- формирование представлений о семье и человеке;
- формирование представлений о родном крае и о его природе;
- воспитание у ребенка любви и привязанности к детскому саду, улице, городу;
- развитие интереса к русским традициям и промыслам;
- развитие чувства гордости за достижения страны;
- формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.
Патриотическое воспитание ребенка – сложный, и в тоже время интересный педагогический процесс. И для того чтобы увлечь этой деятельностью всех детей, родителей и педагогический коллектив, нами был разработан исследовательский проект:
«Почему так названы улицы вокруг детского сада?»
Цель проекта:
1. Обогащать и расширять знания детей о родном городе.
2. Закреплять умение ориентироваться на плане (микрорайон вокруг детского сада), знать название улиц и почему они так названы.
3. Воспитывать желание больше знать о своём городе, через детскую проектную деятельность.
Задачи проекта:
- формировать у детей знания, о улицах родного города;
- закреплять представления, о районе в котором мы живем;
- познакомить с улицами вокруг детского сада, связанными с именами знаменитых людей страны;
- совершенствовать умение детей находить соответствующую информацию (о человеке или месте в честь кого названа улица), делиться информацией со сверстниками;
- поощрять сотрудничество всех членов семьи и их творчество при оформлении детского проекта.
Предполагаемый результат:
· Вызвать у детей познавательный интерес к знаниям о родном крае, так как это основа для воспитания бережного отношения к человеку, природе, к миру.
· Вовлечь детей родителей в совместную деятельность к поиску историко – географических знаний о своей малой родине, в результате тесно организованной связи «ребёнок – родители – воспитатели».
· Воспитывать чувство любви к родному краю.
Работа над проектом проходила поэтапно:
1 этап: Создание ситуации, в ходе которой ребёнок самостоятельно приходит к формулировке исследовательской задачи.
2 этап: Оформление проекта. Родители помогают своему найти информацию, адаптировать её для детского восприятия, оформить проект, но организатором проекта является ребёнок.
3 этап: Защита детского проекта. Ребёнок самостоятельно презентует свой проект перед детьми и родителями группы. Важно присутствие родителей на защите проекта, чтобы помочь ребёнку в тот момент, когда у него возникнут затруднения при рассказе.
4 этап: Закрепление и систематизация знаний.
В ходе проектной деятельности, в холле нашего детского сада была организована выставка детских проектов для детей и родителей детского сада. Детские проекты были доступны для всеобщего обозрения. Дети были горды за то, что они являются участниками данного проекта и за то, что они владеют интересной информацией о родном городе и о героях, в честь которых названы улицы нашего города. Кроме этого совместно с детьми и родителями была организована сюжетно - ролевая игра «Путешествие по улицам вокруг детского сада».
В преддверии «Недели славы», посвященной празднованию дня Победы, дети заинтересовались, «Есть ли в городе улицы, которые носят имена и фамилии героев Великой Отечественной войны?», это послужило основанием для продолжения работы по проектной деятельности с детьми.
Цель проекта:
Расширять и обогащать знания детей о родном городе, о героях Великой Отечественной войны, в честь которых названы места и памятные объекты города, через детскую проектную деятельность.
Задачи:
1. Продолжать знакомить детей с достопримечательностями города, в котором живут дети.
2. Дать детям элементарные сведения об истории России. Рассказывать о трудной, но почетной обязанности, защищать Родину. Расширять знания детей о героях Великой Отечественной войны, о победе нашей страны в войне.
3. Воспитывать детей в духе патриотизма, любви к Родине. Поддерживать интерес детей к событиям, происходившим в стране, воспитывать чувство гордости за её достижения.
Работа над проектом также проходила поэтапно. Для закрепления была организована выставка детских творческих работ и проведено открытое мероприятие по теме: «Аллея Славы» в музыкальном зале детского сада, где были представлены детские исследовательские проекты для презентации сверстникам, родителям, педагогам холдинга. Была организована встреча с почетным гостем – подполковником запаса химических войск А. И. Некрасовым, дедушкой воспитанника нашего детского сада. На выставку были приглашены дети других групп детского сада.
Как мы видим в процессе работы над исследовательскими проектами обогащаются знания детей, дошкольники начинают добиваться их самостоятельно, привлекая все доступные средства, помощь родителей.
Проекты не только обогащают ребенка знаниями и стимулируют их познавательную активность, но и влияют на содержание сюжетно – ролевых игр. Так, например, на основе этих проектов сюжетно ролевая игра «Путешествие по городу» сопровождалась конкретными названиями улиц и достопримечательностями города.
Проектная деятельность имеет ярко выраженную социальную окраску и в конечном итоге является одним из немногих социально значимых действий, доступных дошкольнику.
А самое важное то, что в процессе грамотно организованной педагогами детской исследовательско — проектной деятельности, связанной с историей нашей страны, у дошкольников прочно формируются патриотические чувства и складываются определённые нормы морали, основанные на уважении к людям старшего поколения, любви к своей малой Родине и к Отечеству в целом.
Литература:
1. Виноградова Н. Ф, Жуковская Р. И., Козлова С. А., Родной край. – М., Просвещение, 1990
2. Государственная программа. – Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2002 годы. – Российская газета. 2001 год.
3. Государственная программа. – Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2002-2005 годы.
4. Гордеева Е. П., Александрова Е. Ю., Постникова М. П., Попова Г. П., — Система патриотического воспитания в ДОУ. – Издательство «Учитель».
5. Федотова А. М., Сивкова С. А., Работаем по программе «Пермский край – мой родной край». Пермь, 2003
© 2015, Лысенкова Белла Арташовна 1232