СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проектная деятельность как современная технология развития способностей дошкольников

Нажмите, чтобы узнать подробности

Серьезные изменения, которые происходят в системе дошкольного образования с вступлением в действие «Закона об образовании в Российской Федерации» и Федерального государственного стандарта дошкольного образования, требуют от педагога поиска и применения новых, более эффективных технологий, методов и форм работы с детьми. На мой взгляд, уникальным средством обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и взрослых, способом реализации личностно-ориентированного подхода в образовании является технология проектирования.

Что же такое — метод проектов? У него есть много разных определений, но в целом — это педагогическая технология, стержнем которой является самостоятельная деятельность детей — исследовательская, познавательная, продуктивная, в процессе которой ребёнок познаёт окружающий мир и воплощает новые знания в реальные продукты.

Вот основные идеи метода проектов, успешно применяемые мною в своей работе.

  1. Технология «метод проектов» основана на создании особого вида мотивации – проблемной. Поэтому при обозначении проблемы мы совместно с детьми и родителями делаем отбор самых актуальных, интересных для воспитанников задач, побуждающих их к самостоятельности.

2.В основе любого проекта лежит идея о направленности деятельности на результат, который можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности. Все продукты наших с детьми проектов нашли свое применение. Так, например, созданный детьми альбом «Живые цифры», при реализации одноименного проекта, успешно применяем при повторении цифр, изучении состава числа и активно используем в занимательной математике.

3.Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность детей, которая выполняется в течение определенного отрезка времени. В своих проектах активно использую, главным образом, групповую работу, так как за счет работы в режиме группового творчества интенсивно развиваются способности к рефлексии, выбору адекватных решений, умению выстроить из частей целое.

4.Основное предназначение метода проектов — предоставление детям возможности самостоятельного приобретения знаний при решении практических задач или проблем, требующих интеграции знаний из различных предметных областей. В реализуемых мною совместно с детьми проектах выбранная тема «проецировалась» на все образовательные области через различные виды детской деятельности.

5.Осознавая, что развитию личности дошкольников способствует применение целостной системы проектной деятельности, в реализации проектов применяла различные методы, которые обеспечивали вхождение дошкольников в процессы поиска, творчества, самостоятельного мышления, выбора средств и способов проектной деятельности.

6.Учитывая интерес современного дошкольника к цифровым технологиям, все проекты сопровождала компьютерными презентациями, выполненными в интересной для детей форме.

7.Проектирование как деятельность строится на уникальных отношениях «ребенок – взрослый». В осуществлении проектов мы с детьми были партнёрами: свободно общались, вместе рисовали, мастерили, проводили опыты и, учитывая разновозрастный состав группы, каждому ребенку был обеспечен «индивидуальный темп работы над проектом».

8.В каждом нашем проекте активное участие приняли родители дошкольников, которые реализовали свои творческие способности, а также установили тесный контакт не только со своим ребёнком, но и с коллективом родителей и детей группы.

Основные этапы работы над проектом - это 5 «П»:

  1. Проблема. На данном этапе помогаю ребёнку выбрать или дошкольник сам выбирает наиболее актуальную и посильную для него задачу на определённый отрезок времени, формулирую гипотезу. Это и есть цель проекта.
  2. Планирование и проектирование строю в ходе общего обсуждения, учитывая возрастные особенности воспитанников. Для малышей использую подсказку, наводящие вопросы, а со старшими дошкольниками применяю «Модель трёх вопросов» или «Системную паутинку по проекту».
  3. Поиск информации – практическая часть. Дети исследуют, экспериментируют, ищут, творят. Для активизации детского мышления на данном этапе я предлагаю решить проблемные ситуации, головоломки и создаю эффект незавершенности окружающей среды.
  4. Продукты наших проектов различны: в проекте «Игры с кинетическим песком» - это картотека игр и фотоальбом «Наши игры», в проекте «Наш родной лес» - это кроссворд, оформленный детьми и другие.
  5. Презентация проходит в разных формах, в зависимости от возраста детей и темы проекта: итоговые игры-занятия, игры-викторины, тематические развлечения, оформление альбомов, мини-музеев, фестивали. Так, презентация проекта «Встречи с увлеченными людьми» прошла в форме фестиваля «Все мамы хороши, посмотреть на них спеши».
  6. Я в свою очередь добавила бы к этим пяти «П» еще шестую «П» - «Подведение итогов». Этап, на мой взгляд, просто необходим. Он предполагает рефлексию и определение задач для новых проектов.

В своей практике использую следующие виды проектов (классификация Л.В. Киселевой):

Исследовательско-творческие, в которых дети экспериментируют, осуществляется исследовательский поиск, результаты оформляются в виде какого-либо творческого продукта.

Ролево-игровые: это проекты с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленные проблемы.

Информационно-практико-ориентированные: дети собирают информацию о каком-то объекте, явлении из разных источников, а затем реализуют её, ориентируясь на социальные интересы.

Творческие: как правило, не имеют детально проработанной структуры совместной деятельности участников. Результаты оформляются в виде детского праздника, выставки.

Практические: связаны с работой на достижение значимого результата.

Итак, осуществляемая мною, в ходе реализации опыта работы, проектная деятельность дала следующие результаты:

- повысилась детская самостоятельность, активность, любознательность;

- активизировалось творческое мышление детей;

- развились коммуникативные навыки, способность выражать собственное мнение;

- дошкольники научились находить выход из трудной ситуации, стали увереннее в своих силах;

- выработалось взаимное уважение к участникам проекта;

- сформировались навыки исследовательской деятельности;

- родители дошкольников установили тесный контакт не только со своим ребёнком, но и с коллективом родителей и детей группы;

- установились партнерские отношения между взрослыми и детьми.

Очень важно, что специфика группы семейного воспитания помогла дошкольникам пройти вместе со мной все этапы развития проектной деятельности от подражательно-исполнительского, характерного для детей 3,5- 5 лет до творческого, характерного для ребят 6-7 летнего возраста.

27.06.2017 06:49


Рекомендуем курсы ПК и ПП