СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проектная деятельность младших школьников.

Нажмите, чтобы узнать подробности

  Проектная деятельность младших школьников.

Проектная деятельность младших школьников. Жизнь человека – движение по пути познания. Каждый шаг может обогащать нас, если благодаря новому опыту мы начинаем видеть то, что ранее не замечали или не понимали, чему не предавали значения. Каждый из нас изначально, по своей природе – исследователь. Мы можем эту способность подавить, а можем развивать, осваивая способы организации исследования. В условиях все большей неопределенности мира важно не сужать мировоззрение наших воспитанников, а развивать в них способности активно, самостоятельно выстраивать свои познания, свою жизнь.

   И не случайно одной из важнейших задач общего образования является достижение такого уровня образованности уч-ся, который был бы достаточен для самостоятельного творческого решения мировоззренческих и исследовательских проблем теоретического или прикладного характера. Эту задачу можно успешно решать, если уже на начальной ступени обучения вовлекать детей в проектную деятельность.

   Работа над проектом – это качественное изменение деятельности ребенка. Там, где ведется самостоятельный поиск решения проблем, осуществляется поиск новых способов их решения, начинается подлинно творческая деятельность уч-ся. Учитель в этом случае не передает готовые знания, не учит, а помогает учиться и развиваться, создает такие ситуации, при которых уч-ся сами формируют понятия об изучаемом предмете, овладевают способами поисковой творческой деятельности. А все это и является одним из главных требований ФГОС нового поколения.

   В данном выступлении я не буду раскрывать вопрос о методике организации проектной деятельности, т.к. она хорошо описана в литературе, и каждый желающий, может ее изучить. Поэтому я хочу остановиться на особенностях проектной деятельности именно на начальном этапе обучения, а так же познакомить вас  с результатами (творческими продуктами) некоторых проектов.

  Итак, проект – это специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый уч-ся комплекс действий, завершающийся созданием творческого продукта. Результаты выполненных проектов должны быть осязаемы. Всегда предполагает решение какой-то проблемы.

  При организации проектной деятельности в начальной школе необходимо учитывать возрастные и психолого-физиологические особенности младших школьников:

 - темы работ выбираются из содержания учебных предметов, т.к. круг социально-значимых проблем, с которыми могут встретиться ученики нач. школы узок. Особенно актуален этот метод при решении задач формирования основ экологической культуры, поэтому я в своей работе наиболее часто использую его на уроках по предмету окружающий мир.

 - длительность выполнения проекта ограничивается одним уроком, в режиме урочно-внеурочных занятий – 1-2 месяца

 - в процессе работы над проектом целесообразно проводить с уч-ся экскурсии, наблюдения, классные часы, социальные акции

 - особого внимания в нач. школе требует завершающий этап проектной деятельности – защита проекта. Для этого нужно помочь провести самооценку проекта и подготовиться к презентации. Это завершающий этап выполнения, когда уч-ся докладывают о проделанной работе.

 - оценка должна носить стимулирующий хар-р, должен быть поощрен каждый ребенок

 - презентация завершается рефлексией «В ходе работы я узнал…, меня удивило…, я научился…»

 - в работу над проектом вовлекаются родители и любые люди из окружения ученика, т. к. взрослые для младшего школьника не только помощники в отборе информации и ее оформлении, но и источники информации и социального опыта.

 

  Рассмотрим примеры работы над некоторыми проектами.

 

   2 класс последняя тема, которая изучается по предмету окр. мир «Природа и человек». Главная мысль этой темы – человек-часть природы, значит нужно охранять и беречь природу как самого себя.

  В ходе обсуждения возник вопрос: а что, конкретно,  каждый из нас может сделать для защиты и сохранения природы?  Некоторые дети вообще считали, что они слишком малы и практически сделать ничего не могут. Так появился проект «Где я был, что видел, как помог природе», который вызвал интерес у детей и родителей, стимулировал подъем творческой активности, а результаты превзошли все мои ожидания и прогнозируемые результаты. Для защиты проектов был проведен урок-отчет, который так и назывался «Где я был, что видел, как помог природе». Материалы детских работ были так интересны и удивительны, что на их основе мною была создана презентация к уроку и оформлена фотовыставка работ уч-ся.

  И, конечно, мы получили ответ на вопрос, можем ли мы реально помочь природе? После изучения детских  работ была составлена таблица «За что природа могла бы сказать нам спасибо», из которой было видно, что за время летних каникул ученики нашего класса:

- ухаживали за растениями – 15 человек

- ухаживали за животными – 10 человек

- посадили дерево – 3 человека

- очищали дно водоемов от мусора – 2 человека

- очищали места отдыха от мусора – 2 человека

- способствовали предотвращению лесного пожара – 2 человека

- участвовали в тушении лесного пожара – 1 человек

 И, все таки, лучше всех о значении данной проектной работы для себя говорят сами дети. В одной из работ я прочла такие слова: «Эти наблюдения я не забуду никогда. Они останутся со мной навсегда».

   Еще один проект,  который вызвал большой интерес у детей, назывался «В мире растений». Он был предложен ученикам в конце 3 класса как обобщающая работа по теме «Растительный мир Земли». В ходе дискуссии мы вышли на проблему: легко ли вырастить растение, что для этого нужно, а сможем ли мы сами это сделать? Вместе с детьми был составлен план работы, причем ребята значительно расширили его , внеся очень интересные предложения: включить в работу рецепты блюд, приготовленных из данного растения, найти загадки, пословицы и поговорки о растении, сочинить о нем сказку, представить в классе результаты своего труда. Так же был решен вопрос о необходимом содержании и оформлении работы.

  В ходе защиты этих проектов была оформлена выставка, где дети могли познакомиться с работами друг друга и высказать свои пожелания, увидеть те растения, которые вырастили одноклассники и даже их попробовать. И, конечно, же все вместе пришли к выводу, что вырастить растение очень трудно: нужно много знать (пришлось изучать литературу по теме, советоваться со взрослыми), многое уметь, приложить много усилий, быть терпеливым и настойчивым, уметь преодолевать неудачи, а иногда и начинать все с начала.

    Не всегда темы проектов предлагает учитель. Как показывает опыт, очень интересные проекты возникают из предложений учеников, рождаются прямо на уроке. Так произошло с проектом «Наши письма животным». При изучении во 2 классе темы «Животные наших лесов», обсуждая вопрос о том, что дети уже знают и что хотели бы узнать об этих животных, было высказано предложение: можно узнать много интересного, если пообщаться с конкретным животным. А как же мы можем пообщаться с животными? А давайте напишем им письма! Эта идея всем очень понравилась. Составляя план работы пришли к выводу, что необходимо знать правила оформления письма, поэтому пришлось заглянуть в учебник русского языка (вот они - межпредметные связи), и конечно, найти информацию о данном животном, изложить ее интересно, соблюдая стиль письма. Работы детей получились очень интересными и трогательными.

   Из предложений детей возник и проект «Растения парка Мира». Изучая вопрос о многообразии растений во 2 классе, столкнулись с тем, что зачастую не знаем, какие растения есть в нашем крае. Выполнение этого проекта потребовало проведения экскурсии и самостоятельного выезда детей с родителями на природу.  Данный проект выполнялся как коллективная работа.

   Вообще, большинство проектов выполняются как коллективная работа, когда весь класс делится на группы. На первых порах делением на группы руководит учитель, чтобы никто не остался «за бортом». Затем дети самостоятельно объединяются в группы или пары, самостоятельно распределяют в группе свои роли. И, конечно же, все вместе определяем критерии оценки работы.

   Примерами коллективно выполненных проектов могут служить работы «Как человек использует растения», «Значение воды в жизни живых существ», «Рецепты старинных блюд», «Журнал мод», «Растения-символы», «Растения-путешественники».

   В 3-4 классах дети уже обладают элементарными навыками проектной деятельности, входят во вкус этой работы. Многие самостоятельно заранее просматривают учебник и вносят предложения о проектах .  Да и сам учебник построен так, что требует расширения своих границ, самостоятельного поиска ответов на вопросы, выхода за рамки урока.

   В заключение хочется отметить, что работа по организации проектной деятельности требует от учителя осмысления и принятия новых идей, личностных и временных затрат. Перед учителем встает вопрос: «Быть или не быть?» Опыт работы с младшими школьниками в рамках проектной деятельности дает такой ответ педагогам: «Конечно, быть». Дерзайте, и результат превзойдет все ваши ожидания.  

        

09.01.2015 15:06


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!