СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проектная деятельность на уроках физики

Нажмите, чтобы узнать подробности

В «Федеральном компоненте государственного стандарта» указывается на то, что важным компонентом современного урока является проектная деятельность учащихся. Именно она мотивирует учащихся на получение прочных, практически необходимых, социально значимых знаний. Успех в современном мире во многом определяется способностью человека организовать свою жизнь как проект: определить дальнюю и ближнюю перспективу, наметить план действий и, осуществив его, оценить, удалось ли достичь поставленных целей. Многочисленные исследования, проведённые как в нашей стране, так и за рубежом, показали, что большинство современных лидеров в политике, бизнесе, искусстве, спорте - люди, обладающие проектным типом мышления. Сегодня в школе есть все возможности для развития проектного мышления с помощью особого вида деятельности учащихся - проектной деятельности.

Суть проблемы состоит в том, чтобы проектную деятельность, правильно организованную в школе, сделать средой для формирования и развития ключевых компетенций, т.к. она дает возможность:

  • освоения новых способов деятельности на интегрированном содержании;
  • стимулировать практическую деятельность учащихся, позволяя формировать весь набор компетенций;
  • конструировать учебный процесс на основе индивидуального стиля деятельности учащихся.

Проектная деятельность учащихся является инновационной образовательной технологией и является средством комплексного решения задач воспитания, образования, развития личности в современном социуме, трансляции норм и ценностей научного сообщества в образовательную систему.

Физика – наука фундаментальная, являющаяся основанием всех естественнонаучных дисциплин. Но она обладает большим гуманитарным потенциалом. В своей работе применяю различные виды проектной деятельности. Так, в 5-6 классах, при закреплении изученного материала о первых открытиях в области физики и техники, таких как телефон, трамвай, токарный станок, паровой молот, пароход, автомобиль учащиеся разработали проект «Техника». Для выполнения этой работы ученик пишет историческую справку, делает рисунок (чертеж) и описание технического устройства изобретения, принцип его работы. При изучении темы «Космонавтика» разработали прикладной проект «Ракеты». Здесь учащиеся изготовляли модель ракеты с описанием истории. При изучении темы «Тепловые явления» нарисовали и сконструировали модель фонтана. Когда ученик составляет рассказ к сделанному рисунку, он старается собрать информацию из учебника и дополнительной литературы. Такая деятельность раскрывает ученика. Такие же творческие проекты используется в курсе физики 7 класса по теме “Давление” предлагаются мини-проекты: «Мыльные пузыри и закон Паскаля», «5 опытов с пластиковой бутылкой». При изготовлении моделей и макетов желательно сделать чертеж. При презентации работы авторы (ученики) рассказывают об истории макета, о процессе изготовления его.

Изготовление моделей и макетов является полезной для развития образного воображения, творческого мышления, пространственных представлений школьниками. В этой работе интегрируются несколько предметов – физика, история, техническое рисование, черчение, техническое моделирование.

В 8 классе при изучении темы “Электрический ток» ученики выполняют мини-проекты: «Модель Электроскопа», «Конструирование гальванического элемента и исследование его свойств». Для выполнения этой работы ученики делают рисунок (чертеж) и описание технического устройства изобретения, принципа его работы. На практической части урока работа анализируется членами «Технического совета» из числа старшеклассников. Ученик рассказывает об изобретении, о трудностях, с которыми столкнулся при своем исследовании, отвечает на вопросы (от чисто формальных – о технических параметрах изобретения – до более частных, типа: «Какие недостатки были характерны для первых образцов?», «Что бы ты предложил изобретателю изменить?»).

В старших классах ребята с интересом работают над изготовлением мультимедийной презентации. Тему работы ребята выбирают с учетом своих интересов. Работа может быть авторской или групповой. Перед началом работы ведется планирование, ставятся цели, задачи, определяются масштабы и сроки работы. Работа выполняется по программе Power Point, куда включается весь наглядный материал, т.е. историческая карта, таблицы, схемы, диаграммы, фото, картины, опорный конспект, краткое содержание темы, выводы по вопросам. Смотря от уровня подготовки учащихся, работа оснащается небольшим видеороликом, может иметь музыкальное сопровождение, анимацию, аудио запись. Итоговым шагом является презентация работы. Автор или группа, работавшая над проектом, защищает свою работу в классе, на школьной конференции. Такая работа имеет и другую цель – использование ее как наглядного материала на уроках. Таким образом, за первое полугодие 2011-2012 уч.г. были выполнены следующие работы: «Знаешь ли ты физику?», «Военная техника времен Отечественной войны 1941-1945 гг.», «Детство М.В. Ломоносова», «Годы учебы М.В. Ломоносова», «Научные открытия М.В. Ломоносова в области физики и астрономии».

28.01.2017 06:37


Рекомендуем курсы ПК и ПП