СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Сущность понятия "проектная деятельность" связана с такими научными понятиями и категориями как "проект", "деятельность", "творчество", имеющими разноплановый характер, как с точки зрения различных отраслей научного знания, так и с точки зрения разных уровней методологии науки. Понятие "проектная деятельность школьников" находит своё отражение на стыке двух основополагающих гуманитарных дисциплин - педагогической и психологической науки. Обучение проектной деятельности предполагает учет, как основных закономерностей педагогического процесса, так и её психологического содержания.
По мнению Н.В. Матяш проектная деятельность является интегративным видом деятельности, синтезирующим в себе элементы игровой, познавательной, ценностно-ориентационной, преобразовательной, учебной, коммуникативной, а главное творческой деятельности. Проектная деятельность школьников тесно связана с проблемой творчества, является творческой, по сути. На основании этого, Н.В. Матяш утверждает, что творческая проектная деятельность школьников – это деятельность по созданию изделий и услуг, обладающих объективной или субъективной новизной, имеющих личностную или общественную значимость.
Термин "проект" (projectio) в переводе с латинского означает - бросание вперед. Так характеризует понятие "проект" Е.С. Полат: "Проект – это прототип, идеальный образ предполагаемого или возможного объекта, состояния, в некоторых случаях - план, замысел какого-либо действия". По мнению автора книги "Психология проектной деятельности школьников в условиях технологического образования" Н.В. Матяш термин "проект" пришел в гуманитарное знание из технических наук, и, вследствие этого его содержание испытывает значительное влияние с этой стороны. До сих пор в большинстве случае6в понятие "проект" подразумевает неявное расширение - "технический проект". Однако все чаще проект употребляется в общенаучном значении.
Проекты можно интегрировать между собой, использовать в работе разные типы проектов в смешанном виде. При написании работы за основу взят интегрированный проект – информационно-творческий с элементами ролевой игры. Этот проект требует творческого подхода, как учителя, так и учащихся. Данный проект предполагает соответствующее оформление результатов в виде сценария видеофильма, драматизации, программы праздника, плана сочинения, статьи, репортажа и так далее, дизайна и рубрик газеты, альманаха, альбома и пр. Этот тип проекта направлен на сбор информации, учащимися самостоятельно, используя разные источники по тематике проекта. Такой проект так же, как и исследовательский, требует хорошо продуманной структуры, возможности систематической коррекции по ходу работы. В данном случае следует договориться о планируемых результатах и форме их представления. Ролевая игра, в данном типе проекта, принимает на себя главную роль – используется на заключительном этапе проекта при презентации результатов. Ролевая игра – вид драматического действия, участники которого действуют в рамках, принятых ими (учителем) ролей, руководствуясь характером своей роли и внутренней логикой среды действия. Участники такого проекта принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта, придерживаясь единого сценария. Результаты этого проекта либо намечаются в начале их выполнения, либо вырисовываются лишь в самом конце. Степень творчества здесь очень высокая, но доминирующим видом деятельности все-таки является ролевая игра.
© 2017, Федосеева (Кузнецова) Виктория Васильевна 821