СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проектно-исследовательская деятельность третьеклассников по математике

Нажмите, чтобы узнать подробности

ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ТРЕТЬЕКЛАССНИКОВ ПО МАТЕМАТИКЕ

В настоящее время трудно переоценить значимость исследовательского отношения человека к окружающей действительности. Его готовность к поиску новой информации, к поиску новых знаний может не просто облегчить ему процесс выживания в сложном современном мире, но и помочь реализовать себя, свой творческий потенциал. Поэтому считаем необходимым распространение и внедрение в образовательную практику различных форм проектно-исследовательской деятельности.

Некоторые педагоги считают, что развивающий эффект проектно-исследовательской деятельности напрямую зависит от возраста учеников. Поэтому в начальной школе, с их точки зрения, такая деятельность необязательна, в средней - может быть, но с определёнными оговорками и при ведущей роли взрослого руководителя, и только в старшей школе она реально возможна. На наш взгляд, это неверно. Детская потребность в исследовательском поиске обусловлена биологически, ребёнок рождается исследователем. Именно это внутреннее стремление к исследованию порождает соответствующее поведение и создаёт условия для того, чтобы психическое развитие ребёнка изначально разворачивалось как процесс саморазвития. Даже дошкольник может осуществить самостоятельную проектную деятельность - в форме некоторых видов игр (ролевой, режиссёрской и т. д.). Необходимо для каждого возрастного периода начальной школы подбирать такие виды проектной деятельности, содержание и форма которых были бы адекватны возрасту.

Благоприятными факторами организации проектно-исследовательской деятельности в начальных классах являются содержание учебных предметов, степень познавательной активности учеников. Математика - один из наиболее сложных предметов в школе, в том числе и начальной. Поэтому многие учителя стараются не планировать проектно-исследовательскую деятельность на уроках по данной дисциплине. Если же проектно-исследовательская деятельность и организуется, то преимущественно во внеурочное время. Но мы считаем, что ребёнок должен почувствовать в себе силы для самостоятельного исследования и понять, что она помогает ему самостоятельно найти ответы на многочисленные вопросы, выходы из трудных учебных ситуаций. А это должно происходить и на уроках математики.

В этой связи нами была проведена экспериментальная работа на базе МБОУ COШ № 5 г. Ефремова (2011-2012г.), в 3 классе, целью которой стало показать, что посредством включения третьеклассников в проектно-исследовательскую деятельность в процессе изучения величин возрастает их познавательная активность, и определить значимость индивидуальных и групповых проектов.

Участниками экспериментальной работы выступили учащиеся 3 класса, учитель. Формой экспериментальной работы были выбраны уроки. Средствами контроля эффективности проведённой работы стали: анкеты для учащихся, мини-сочинение учащихся, тестовая самостоятельная работа, экспертная оценка руководителя научного объединения учителей начальных классов МБОУ СОШ № 5. План экспериментальной работы предусматривал:

1. Проведение анкетирования учащихся 3 класса.

2. Самоанализ организации проектно-исследовательской деятельности.

3. Обоснование выбора общей темы проектно-исследовательской деятельности третьеклассников по математике.

4. Разработка этапов каждого из уроков с учётом проектно-исследовательской деятельности.

5. Проведение экспериментальных уроков.

6. Самоанализ проведённых уроков.

7. Повторное анкетирование учащихся.

8. Экспертная оценка проведённой экспериментатором работы.

9. Выводы.

Согласно плану экспериментальной работы, вначале мы с учащимися написали мини-сочинение «Что я знаю о проектах», а затем провели анкетирование, чтобы определить их отношение к предстоящей проектно-исследовательской деятельности. Следует отметить, что мы практиковали подобный вид деятельности во внеурочной работе во 2 классе. Учащиеся тогда готовили и защищали индивидуальные проекты на тему «Моё любимое число». Анализ результатов анкетирования показал, что учащиеся в основном хотят участвовать: в проектной деятельности (48%): в проектной деятельности по окружающему миру, математике, литературному чтению (28%); в индивидуальном проекте (24%). Мы попытались объективно проанализировать свой опыт организации проектной деятельности учащихся. В итоге мы пришли к следующим выводам:

- проектно-исследовательская деятельность необходима в начальной школе, так как повышает познавательную активность учащихся;

- проектно-исследовательская деятельность организуется нами не так часто и в основном, во внеурочное время;

- проектно-исследовательская деятельность не организовывалась нами на уроках по ряду причин, например, из-за ограниченности времени, сложности изучаемого программного материала, недостаточности информационного материала.

Прежде чем приступить к организации проектно-исследовательской деятельности учащихся на уроках, мы определили её общую тему: «Величины». На наш взгляд, разработка данной темы в проектах:

- позволяет повысить познавательную активность учащихся;

- реализует интегрированный подход;

- может быть осуществлена на нескольких уроках;

- информационно обеспечена.

Исходя из изложенного выше, мы разработали конспекты уроков с учётом организации проектно-исследовательской деятельности учащихся и провели такие уроки. Общей для индивидуальных проектов была определена тема «Длина и её измерение», а для групповых — «Измерение времени». На каждом из таких уроков был этап организации проектно-исследовательской деятельности (индивидуальной или групповой). Всего на разработку данных тем у нас ушло по три урока с учётом выполнения домашних заданий. Затем мы провели повторное анкетирование учащихся и выяснили, что для большинства учащихся (15 человек из 24) работать в группе было интереснее (71%). Сбор информации по теме проекта занимал не слишком много времени, потому что по каждой теме участникам проектно-исследовательской деятельности предлагался список рекомендуемой литературы с учётом фондов школьной библиотеки. Большинство учащихся отметили, что консультации учителя необходимы, а времени на проектно-исследовательскую деятельность нужно больше. Трудными моментами для них стати постановка целей и задач проекта, подготовка текста выступления по защите проекта.

Таким образом, проведённая нами экспериментальная работа по организации проектно-исследовательской деятельности в процессе изучения третьеклассниками величин продемонстрировала рост их познавательной активности. Активность в изучении величин проявили даже те ученики, у которых невысок уровень математической подготовки.

Наиболее значимыми проектами на уроках математики для наших третьеклассников стали групповые проекты.

24.09.2017 14:37


Рекомендуем курсы ПК и ПП