СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Проектно-исследовательская деятельность в начальной школе.
Проекты в младших классах – это трудно? Да, непросто, так как дети ещё малы. Но всё-таки это возможно. Практика проведения учебных исследований с младшими школьниками может рассматриваться как особое направление внеклассной или внешкольной работы, тесно связанное с основным учебным процессом и ориентированное на развитие исследовательской, творческой активности детей, а также на углубление и закрепление имеющихся у них знаний, умений и навыков. Эта работа может иметь и локальный, и фронтальный характер; её можно проводить как индивидуально, так и с небольшой группой детей.
Обучение путём исследований в современной образовательной практике рассматривается как один из эффективных способов познания окружающего мира ребёнком.
И исследование, и проектирование имеют высокую ценность для современного образования. Исследование как бескорыстный поиск истины чрезвычайно важно в деле развития творческих способностей. А проектирование не так однозначно ориентировано на развитие креативности, но оно учит строгости и чёткости в работе, умению планировать свои действия, формирует важное для жизни стремление – двигаться к намеченной цели.
Педагогическая ценность ученического проекта определяется возможностью осуществления силами данного ученика или коллектива; содержанием в нём новых проблем, которые могут послужить основой для нового проекта; навыками, которые развивает в ученике работа над данным проектом. Важно, чтобы выбору темы проекта предшествовала «вспышка интереса» как побуждающее событие. Ребёнок должен быть заинтересован в проекте.
Работая с детьми над их проектами, мы ориентируем их не просто на поиск какого-то нового знания, а на решение реальных проблем, вставших перед ним. Проект малыша, как правило, начинается с одного простого действия. Вокруг первого шага наматывается клубок исследовательских ситуаций.
Приступая к проектированию с младшими школьниками, следует учесть, что большинство малышей ещё не имеют постоянных увлечений. Их интересы ситуативны. Поэтому, если тема уже выбрана, приступать к её выполнению надо немедленно, пока не угас интерес. Затягивание может привести к потере мотивации, неудачному результату, незаконченному проекту.
Все темы, предлагаемые в качестве проектных, должны быть посильны пониманию ребёнка. Их может предложить учитель. Но в нашем классе ребята сами выбрали темы.
В ряду эффективных путей активизации исследовательской, поисковой активности школьников традиционно особое место занимает экскурсия. Так Канин Фёдор, побывав на экскурсии в музее воды в Киеве и посмотрев шоу мыльных пузырей, заинтересовался этим зрелищем и выбрал для своей проектно-исследовательской работы тему «Как выдуть очень прочный мыльный пузырь». В нашей школе существует музей народных промыслов «Россиянка». Руководитель музея Игонина Галина Семёновна подготовила выставку «Игрушки» и провела для детей экскурсию. Марданшина Алина обратила внимание на неваляшку и решила узнать о ней побольше. Поэтому тема её проекта – «Кто придумал неваляшку».
Коллекционирование - замечательное занятие, которое служит важным индикатором уровня развития интеллекта ребёнка. Стремление к коллекционированию можно рассматривать как проявление поисковой активности, а само коллекционирование - как материализованную интеллектуальную способность к классифицированию и систематизации. Мельниченко Егору родители купили журнал «Мир камней и кристаллов». Он заинтересовался этой темой, стал коллекционировать минералы, научился самостоятельно выращивать кристаллы. Впоследствии он решил рассказать о своём увлечении. Тема его проекта – «Минералы и кристаллы. Как получить кристаллы галита».
В плане развития исследовательских навыков очень важен вопрос о том, следует ли требовать, чтобы ребёнок, начиная собственное исследование, чётко сформулировал проблему. Поиск проблем – дело непростое. Реальный процесс творчества – это всегда попытка сделать шаг в неизведанное. Потому и сама формулировка проблемы часто возникает лишь тогда, когда проблема уже решена. Выполняя эту часть исследовательской работы с ребёнком, следует проявлять гибкость и не стоит непременно требовать ясного осознания и формулирования проблемы, чёткого обозначения цели. Вполне достаточно её общей, приблизительной характеристики.
Умение видеть проблемы – свойство, характеризующее мышление человека, которое развивается в течение длительного времени в самых разных видах деятельности. Для решения этой сложной педагогической задачи на групповых занятиях выполнялись специальные упражнения по методике А.И.Савенкова. Например: «Посмотри на мир чужими глазами», «Продолжи рассказ с позиции учителя, родителя, школьного врача, психолога, директора и т.п.», «Составьте рассказ от имени другого персонажа», «Придумайте рассказ, используя данное начало или концовку» и т.д.
Стоит только столкнуться с проблемой, как наш мозг сразу начинает искать способы её решения – выдвигать гипотезы. Поэтому одним из главных умений исследователя является умение выдвигать гипотезы, строить предположения. Для детских исследований важно умение вырабатывать гипотезы по принципу «чем больше, тем лучше», выдвигать самые фантастические и даже провокационные идеи. Они заставляют ребят выйти за рамки обыденных представлений.
Федя, пытаясь выдуть прочный мыльный пузырь, пробовал приготовить растворы из мыльной стружки, из средства для мытья посуды, из стирального порошка, из шампуней, из разных видов жидкого мыла. Добавлял сахар, соль, глицерин, нашатырный спирт, желатин, охлаждал раствор, нагревал. Проверяя эти гипотезы, мальчик нашёл нужный раствор, из которого у него получались самые прочные мыльные пузыри.
Важным умением для любого исследователя является умение задавать вопросы. Дети очень любят это делать, и если их от этого не отучать, то они достигают высоких уровней в этом искусстве. Познание начинается с вопроса. Вопрос направляет мышление ребёнка на поиск ответа, таким образом пробуждая потребность в познании, приобщая его к умственному труду. Марданшина Алина, увидев в школьном музее рядом с неваляшкой необычную игрушку, стала расспрашивать руководителя о ней. Оказывается, это была дарума – древняя японская игрушка, прародительница нашей неваляшки. Она заинтересовалась, а когда же появилась наша кукла-неваляшка? Расспрашивая своих бабушек, прабабушек, маму, девочка узнала, что люди старшего поколения в детстве не играли с неваляшкой. А вот у мамы были неваляшки и причём разного вида. Разыскивая ответы на эти вопросы, девочка посетила музей игрушки в г. Сергиев Посад, музей игрушки «Забавушка» в г. Москве, но там ей не смогли ничем помочь и посоветовали обратиться в библиотеку искусств им. А.П.Боголюбова. В результате Алина узнала, что у нас в России неваляшки в пластмассовом варианте стали производить с 1956г. в городе Котовске Тамбовской области, а идея создания именно такой куклы пришла в голову человеку, уроженцу города Томска, который работал на московской фабрике игрушек.
При работе над проектом перед учеником стоит задача – собрать нужную информацию, используя возможности всех доступных источников, обобщить её и подготовить собственный доклад. Дети работают самостоятельно, изучают всё, что связано с темой. Задача педагога – быть активным помощником, консультантом.
Чтобы действовать эффективно, надо помнить несложные правила:
- всегда подходить к проведению этой работы творчески;
- учить детей действовать самостоятельно, избегать прямых инструкций;
- не сдерживать инициативу ребёнка;
- не делать за них то, что они могут сделать сами или научиться делать самостоятельно;
- не спешить с вынесением оценочных суждений;
- помогать детям учиться управлять процессом усвоения знаний;
- ориентировать детей на собственные наблюдения и эксперименты;
- учить детей прослеживать связи между различными предметами, событиями и явлениями;
- помогать формировать навыки самостоятельного решения проблем;
- поощрять стремление делать выводы, высказывать суждения, умозаключения.
При работе над проектом очень важна помощь и поддержка родителей, старших товарищей.
Как только были подготовлены первые сообщения, доклады прослушали в своём классе. Ребята подготовили презентации и показали результаты своих исследований. Эти доклады следует рассматривать как вариант взаимного обучения детей. Докладчик вынужден структурировать информацию, выделить главное и не просто рассказать, а обучить других. В ходе этого ребёнок предпринимает серьёзные интеллектуальные усилия, в итоге которых формируются ценнейшие качества творческой личности.
Учащиеся обычно настроены по отношению к докладчику критически, ведь к его словам они относятся иначе, чем к словам учителя. Дети в этих условиях легко и естественно включаются в спор, задают вопросы. Исследователю очень важно суметь ответить на них, отстоять свою точку зрения. Эти моменты очень значимы. Вряд ли существует более эффективное средство для развития критического мышления, чем этот способ. В дальнейшей работе над проектом докладчик учитывает вопросы, замечания слушателей.
Этап защиты выполненной исследовательской работы пропустить нельзя. Без него исследование не может считаться завершённым. О выполненной работе надо не просто рассказать, её, как и всякое настоящее исследование, нужно защитить. Защита должна быть публичной, с привлечением как авторов других работ, так и зрителей. В качестве таковых могут быть одноклассники, учащиеся других классов, учителя, родители, гости.
В ходе защиты ребёнок осваивает важные элементы самопрезентации: учится излагать добытую информацию, сталкивается с другими взглядами на проблему, учится убеждать других, доказывая свою точку зрения.
В конце года в нашей школе проходит конкурс научно-исследовательской и проектной деятельности. Ребята защищают свои проекты уже перед компетентным и авторитетным жюри. В 2011-2012 учебном году Канин Фёдор со своим проектом «Как выдуть очень прочный мыльный пузырь» в этом конкурсе занял 1 место. Ещё он выступал на курсах повышения квалификации музейных работников, проходивших в нашей школе.
Мельниченко Егор со своим проектом «Минералы и кристаллы. Как получить кристаллы галита» участвовал в IX открытом музейном фестивале детского творчества
«Путешествие XXI века к планете Земля: экология и культура» и занял призовое 3 место.
Марданшина Алина защищала свой проект «Кто придумал неваляшку» на городском этапе конкурса «Путь поколений» и оказалась в числе победителей.
Создание необходимых и полноценных условий для личностного развития каждого ребёнка всегда было основной задачей начальной школы. Проектная деятельность позволяет через постановку проблемы активизировать мыслительную деятельность учащихся, организовать их деятельность не только с опорой на личный опыт, но и развивать такие черты характера, как самостоятельность, любознательность, развивать социальные навыки в процессе групповых взаимодействий, приобретать опыт исследовательской деятельности, формировать креативность мышления, интеллектуальные, коммуникативные, информационные навыки.
Библиография
1.А.И.Савенков Методика исследовательского обучения младших школьников. Самара: Издательство «Учебная литература», 2007г.
2.М.Б.Романовская «Метод проектов в образовательном процессе». М: Центр «Педагогический поиск», 2006г.
© 2015, Гриднева Галина Анатольевна 557