СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Прокомментируем ситуации с педагогической точки зрения…

Нажмите, чтобы узнать подробности

Задание 1. Прокомментируйте отрывки:

• · «Чем меньше у педагога свободного времени, тем скорее наступит время, когда ему будет нечего отдавать воспитанникам». В.А. Сухомлинский.

С каждым годом система образования выстраивается так, что педагог помимо основной своей деятельности – обучение детей, должен выполнять массу других задач, которые являются очень энергозатратными. Из-за этого у педагога образуется нехватка свободного времени, на восполнение своих сил. Ведь когда педагог опустошен, у него могут проявляться негативные эмоции, нежелание доносить информацию, что плохо скажется на учениках.

• · «Надо понять, что если педагоги сами не разберутся в началах психологии, а будут ждать готовых решений от специалистов-психологов, то не будут найдены необходимые решения для совершенствования учебного процесса» К.Г. Марквардт.

Основы психологии необходимы в профессии педагога. Каждый ученик уникален, у каждого свой тип личности и на начальном этапе, если педагог не будет понимать это, может сложиться неправильный фундамент для обучения и дальнейшей жизни. Для предотвращения конфликтных ситуаций и поддержки атмосферы в классе.

Задание 2. Оцените ситуации с точки зрения педагогической этики:

• · Шаляпина дьяк выгнал из хора как не имеющего ни голоса, ни слуха.

• · Бутлерова выставляли из класса за то, что он постоянно и безуспешно «химичил». В 26 лет он стал профессором МГУ, а затем великим химиком.

• · Менделеев поступал в университет несколько раз и все время «заваливал» химию.

• · Ньютон ничем не выделялся среди своих сверстников. В Тринити-колледже, в Кембридже он тоже ничем себя не проявлял.

• · Гегель ничем не отличался ни в детстве, ни в юности. Кроме прилежания и примерного поведения за ним ничего не замечалось ни в гимназии, ни в университете. В свидетельстве об окончании университета констатировалось, что Гегель – молодой человек со здравыми суждениями, но не отличается красноречием и в философии никак себя не проявил.

• · Когда Суриков принес свои рисунки в Академию художеств, где ему сказали: «С такими рисунками тебе не то что поступать в художественную Академию, а даже мимо ходить нельзя».

В данных ситуациях у каждого были свои установки и свой взгляд на правильность. Отсутствовала вера в успех при обоюдной работе. Преподаватели работали по своим установкам обучения и не видели успеха в учениках. Поэтому очень важно в педагогике обращать внимание на внутренний мир и интересы обучаемого.

Задание 3.

Давайте проанализируем небольшие рассказы с точки зрения педагогической этики.

Вам предлагаются небольшие рассказы-эссе Ю.Л. Львовой, объединенные под общим названием «Из рассказов четвероклассника Максима Неуемного» («Проницательность», «Честность», «Доброта»), где качества педагога и особенности его поведения представлены глазами ребенка.

Вопросы для анализа.

1. Какой подход демонстрирует педагог в воспитании ребенка?

2. Каким предстает мир взрослых глазами ребенка в подобных ситуациях?

3.Какими могут быть последствия таких действий педагога?

ИЗ РАССКАЗОВ МАКСИМА НЕУЕМНОГО

Проницательность

Перед тем как нам дать участок для уборки школьного двора, классный нас выстроил. Проницательно всех осмотрел, а про меня сказал безнадежно: «Этот точно работать не будет»—и взял у меня из рук метлу. Я убежал, спрятался, дождался, когда уйдет классный, нашел другую метлу и убирал с ребятами двор до последней соринки.

1. Данный рассказ можно рассматривать с двух сторон. С одной стороны, можно предположить, что педагог настолько хорошо знал ребенка, что наперед предусмотрел, что просто так ребенок не будет помогать убирать, поэтому он решил таким образом его замотивировать, можно выразиться – «взял на слабо».

С другой стороны, педагог демонстрирует абсолютно неправильный подход, прилюдно показать, что ребенок неспособен что-то делать. В данной ситуации слова педагога могут отбить у ребенка всю мотивацию, он может разувериться в своих способностях, что в будущем приведет к своим отрицательным последствиям.

Честность

Сначала был простой диктант, а на другой день—директорский. В простом диктанте за ошибки оценки ставят нам, а в директорском—за наши ошибки оценки ставят учительнице. На простом диктанте я одно слово не расслышал, заглянул к Элле, а учительница как повернет рукой мою голову к тетради носом.Сегодня директорский диктант. Даже завуч на последней парте сидела. Учительница диктует медленно-медленно. Я пишу, стараюсь. Вдруг вижу—на моем листе палец с накрашенным ногтем. Ну, я дальше пишу, а палец как надавит на тетрадь, аж побелел. Я всмотрелся, куда давит палец. Ах, это я в слове «честность» «т» пропустил. Я быстренько вставил, а учительница дальше пошла между рядами.

1. В данной ситуации мы можем наблюдать двойные стандарты, ведь, когда проверяли работу учеников - педагог не старался им помочь, а в ситуации, когда проверяли работу педагога, она делала все возможное, чтобы работы были написаны правильно. Данная ситуация может привести к тому, что в будущем ребенок только в период каких-либо проверок его работы будет прилагать все свои усилия.

Доброта

Про одну учительницу из старших классов все говорили, что она добрая. Мы с Вовкой по коридору бежали. Меня кто-то хвать за руку. Смотрю, а это та учительница. Глаза у нее круглые и огнем от злости горят, рот узкий-узкий и кричит: «Ты что?!Знаешь, кто ты?!» Я испугался, забыл, кто я, а она вдруг вся переменилась, заулыбалась ласково и так «по бабушкиному» говорит: «Ты ведь хороший мальчик, больше не будешь бегать? Да?» Я повернулся, а рядом директор стоит.

1. В данной ситуации также можно наблюдать двойные стандарты, или же лицемерие. Ребенок обратил внимание, что при директоре педагог повел себя очень мило, спокойно объяснив, что такое поведение не подходит. Если бы директор не проходил мимо, то педагог бы скорее всего, в агрессивной форме общалась бы с ребенком. Такой пример может отложиться у ребенка и в будущем он будет также себя вести с людьми, которые младше него, либо ниже по статусу/должности.

Категория: Всем учителям
16.02.2024 08:18


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!